Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13

Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45

Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53

Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом Иванчиковой Ольги.doc

— 521.50 Кб (Скачать файл)

Количественная динамика и отраслевая структура акционерных  обществ, акции которых находятся в федеральной собственности в 2003–2006 гг. представлена в таблице 2.2.

Таблица 2.2

Динамика и  отраслевая структура акционерных  обществ, акции которых находятся  в федеральной собственности  либо в отношении которых используется специальное право «золотая акция» в 2003–2006 гг.

 

Отрасль

на 1 июня 2003 г.

на 1 июня 2004 г.

на 1 июня 2005 г.

на 1 июня 2006 г.

ед

%

ед

%

ед

%

ед

%

% к 1 июня 2005 г.

Непроизводственная сфера

1918

45,6

1781

45,6

685

18,1

356

9,6

52

Промышленность,

в т.ч.

1350

32,1

1253

32,1

2078

54,9

1772

47,6

85,3

машиностроение

225

5,4

209

5,4

187

4,95

663

17,8

354,5

пищевая промышленность

43

1

40

1

54

1,4

141

3,8

261,1

металлургия

34

0,8

32

0,8

28

0,75

101

2,7

360,7

промышленность строительных материалов

21

0,5

20

0,5

19

0,5

53

1,4

278,9

химия

19

0,4

18

0,5

46

1,2

98

2,65

213

легкая промышленность

16

0,4

15

0,4

9

0,2

27

0,75

300

другие отрасли промышленности

992

23,6

919

23,5

1735

45,9

689

18,5

39,7

Сельское хозяйство

1329

13,5

1237

13,4

1111

13,4

913

12,7

82,2

Строительство

492

11,7

457

11,7

287

7,6

380

10,2

132,4

Транспорт и связь

383

9,1

356

9,1

459

12,1

396

10,6

86,3

Лесное хозяйство

46

1,1

43

1,1

229

6,1

363

9,7

158,7

Прочие отрасли

16

0,4

15

0,4

45

1,2

99

2,7

220

Всего

4205

100

3905

100

3783

100

3724

100

98,4


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;

Как следует из таблицы 2.2, количество акционерных обществ, акции которых находятся в  федеральной собственности, за период между 1 июня 2003 года и 1 июня 2006 года сократилось  на 11,4%, в том числе между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года – на 1,6%. При этом за период между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года, сокращение количества указанных АО по абсолютной величине (59 ед.) было вдвое меньшим, нежели аналогичный показатель за период между 1 июня 2004 года и 1 июня 2005 года (122 ед.).

 

Как и в отношении  ФГУПов, в отраслевой структуре АО с федеральными пакетами акций в 2006 году была выделена новая категория  – «прочие отрасли», которые не попадают в базовую классификацию  отраслей (9,6% таких АО). В результате этого примерно вдвое сократилась доля АО, относящихся к блоку отраслей непроизводственной сферы (с 18,1% на 1 июня 2005 года до 9,6% на 1 июня 2006 года, или на 329 ед.). Помимо этого в качестве важного сдвига в отраслевой структуре АО, акции которых находятся в федеральной собственности, можно отметить уменьшение удельного веса предприятий промышленности (с 54,9% на 1 июня 2005 года до 47,6% на 1 июня 2006 года), транспорта и связи (с 12,1 до 9,6%). Доля ряда отраслей, напротив, возросла: строительство (с 7,6 до 10,2%), сельское (с 6,1 до 9,7%) и лесное (с 1,2 до 2,7%) хозяйство.

При этом необходимо подчеркнуть, что уменьшение удельного веса промышленных АО с долей государства в капитале произошло в основном за счет специально выделенной группы «других отраслей промышленности», которые не относятся непосредственно к указанным в таблице (металлургия, машиностроение, химия, промышленность строительных материалов, легкая, пищевая отрасли). Именно эта группа демонстрирует рекордное уменьшение своего вклада и по относительным (с 45,9 до 18,5%), и по абсолютным (на 1046 ед.) показателям.

По другим отраслям индустрии  абсолютное количество АО с долей  государства в капитале выросло, особенно значительно в машиностроении – на 476 ед. Весомый прирост наблюдался также в сельском хозяйстве (на 134 ед.) и строительстве (на 93 ед.). По темпам роста количества АО с федеральными пакетами акций на 1 июня 2006 год относительно 1 июня 2005 года лидировали машиностроение, металлургия и легкая промышленность, где данный показатель за год вырос в 3 и более раза.

Другой важной характеристикой  субсектора акционерных обществ  с участием государства в капитале является распределение хозяйственных  обществ в зависимости от размера  принадлежащей государству доли (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Динамика акционерных обществ, в капитале которых участвовало государство в 1999–2006 гг. (включая использование специального

права «золотая акция»)

 

Дата

всего

до 25%

от 25% плюс 1 акция до 50%

от 50% плюс 1 акция до 100% минус 1 акция

100%

"Золотая акция"

ед

%

ед

%

ед

%

ед

%

ед

%

Всего

без акций

1999 г.

3316

100

863

26

1601

48,3

470

14,2

382

11,5

580

580

1 января 2001 г.

3524

100

1746

49,55

1211

34,4

506

14,35

61

1,7

-

-

1 января 2002 г.

4407

100

2270

51,5

1401

31,8

646

14,65

90

2,05

750

750

1 января 2003 г.

4222

100

2152

51

1382

32,7

589

13,95

99

2,35

1076

116

1 июня 2003 г.

4205

100

2148

51,1

1339

31,8

600

14,3

118

2,8

-

-

1 октября 2003 г.

4035

100

2051

50,8

1308

32,4

552

13,7

124

3,1

640

148

1 января 2004 г

3704

100

1769

47,75

1235

33,35

540

14,6

160

4,3

591

251

1 июня 2004 г

3905

100

1950

49,9

1183

30,3

499

12,8

273

7

-

-

1 марта 2005 г

4075

100

1697

44,8

1154

30,4

487

12,85

453

11,95

-

284

1 июня 2005 г

3783

100

1544

43,8

1093

31

474

13,5

413

11,7

-

259

1 июня 2006 г

3724

100

1063

30,5

885

25,4

397

11,4

1136

32,6

-

243


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;

 

Как следует из табл. 2.3, период между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года ознаменовался долгожданным коренным переломом в структуре федеральных  пакетов акций в сторону повышения удельного веса тех АО, где размер находящейся в федеральной собственности доли акций позволяет органам власти оказывать решающее управляющее влияние на такие компании. За данный временной промежуток произошло резкое (почти в 2,8 раза) увеличение абсолютного количества АО, где все 100% акций находятся в федеральной собственности, что, несомненно, свидетельствует о существенном ускорении хода акционирования ФГУПов. Численность же всех прочих АО, где федеральный пакет не дотягивает до полноразмерного (100% акций), сократилась.

Особенно заметно (почти  в полтора раза) сократилось количество АО с миноритарными (до 25% капитала) федеральными пакетами акций; сокращение количества АО с блокирующими и контрольными пакетами акций оказалось более  скромным – на 20% и 16% соответственно.

В итоге по состоянию  на 1 июня 2006 г. структура массива  федеральных пакетов акций имела  следующий вид: пакеты акций величиной  до 25% капитала составляют чуть более 30% всех АО с долей государства, пакеты акций блокирующей величины (от 25% до 50% капитала) – около четверти, в 44% всех компаний государство могло осуществлять мажоритарный контроль, причем доля тех АО, где весь капитал был в федеральной собственности 32,6%), была почти втрое больше доли тех АО, где государство, являясь мажоритарным акционером, имело меньше 100% акций (11,4%). По сравнению с 1 июня 2005 года заметно вырос удельный вес АО, где все акции находятся в федеральной собственности при сокращении удельного веса всех прочих категорий АО с федеральными пакетами акций иного размера.

Сопоставляя сложившуюся  на середину 2006 года структуру федеральных  пакетов акций по величине доли государства  в уставном капитале с той структурой, которую Минимущество Российской Федерации  рассматривало в качестве ожидаемой  после реализации программы приватизации 2003 г., можно констатировать примерное достижение ранее намеченного рубежа с более чем двухлетней задержкой (табл. 2.4).

Так, планировалось сократить  долю миноритарных пакетов акций  до 36% (фактически – 30,5%), блокирующих  пакетов – до 22% (фактически – 25,4%).

 

Таблица 2.4

Сравнение структуры  федеральных пакетов акций на 1 июня 2006 г.

со структурой, ожидавшейся на начало 2004 г. после  выполнения

программы приватизации

 

 

Удельный вес федеральных  пакетов акций ОАО по размеру  пакета и его типу, % к общей совокупности пакетов

фактически сложившийся  на 1 июня 2006 г.

Ожидающийся после реализации программы приватизации на 2003 г., т.е. на начало 2004 г.

- миноритарный (менее  25%)

30,5

36

- блокирующий (от 25%до 50%)

25,4

22

- контрольный (от 50% до 100%)

11,4

12

- полный (100%)

32,6

30

Всего федеральных пакетов  акций ОАО

3724

3613


 

Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;

 

Доля полных пакетов  должна была достичь 30% (де-факто – 32,6%). Ожидаемая доля контрольных пакетов акций (12%) практически совпала с фактически имевшейся на середину 2006 г. (11,4%).

Тем самым удалось  преодолеть унаследованный от периода  денежной приватизации конца 90х гг. явный перекос в пользу удельного  веса пакетов акций, которые не обеспечивали государству должную степень контроля над компаниями, а доля миноритарных пакетов оказалась даже ниже ожидавшейся к началу 2004 года. Абсолютное количество ОАО с федеральными пакетами акций в середине 2006 года примерно совпадало с прогнозной величиной по итогам реализации приватизационной программы 2003 года.

Менее однозначная картина  вырисовывается при сравнении структуры  массива федеральных пакетов  акций на июнь 2006 года и 1999 года (по данным Концепции управления государственным  имуществом и приватизации в Российской Федерации).

Основной тенденцией стало весьма значительное (в 2,8 раза) увеличение доли АО, где весь капитал  принадлежал государству, и миноритарных пакетов акций (на 4,5 п.п.) при сокращении удельного веса остальных групп  пакетов акций. В наибольшей степени (в 1,9 раза) сократилась доля блокирующих пакетов акций (от 25% до 50%), доля пакетов акций величиной от 50 до 100% также сократилась, правда, всего примерно на 3 п.п. При всем этом необходимо иметь в виду, что данные 1999 года, возможно, являются неполными.

Тем не менее, можно констатировать, что количество учтенных федеральных  пакетов акций величиной менее 25% на 1 июня 2006 года (1063 ед.) было в 1,23 раза большим, чем в 1999 году, будучи максимальным на начало 2002 года (2270 ед.), после чего наблюдалось постоянное (за исключением первого полугодия 2004 года) сокращение. Количество федеральных пакетов акций величиной от 25 до 50% в 2006 году (885 ед.) было почти на 45% меньшим, чем в 1999 году (1601 ед.). При этом на начало 2002 года (1401 ед.) оно было больше, чем годом ранее (1211 ед.), после чего наблюдалось его неуклонное уменьшение.

Количество федеральных  пакетов акций величиной от 50% до 100% акций в 2006 году (397 ед.) было примерно на 15% меньше, чем в 1999 году (470 ед.), хотя и колебалось в довольно значительных пределах на протяжении анализируемого периода, составляя 646 ед. на начало 2002 года и 600 ед. на 1 июня 2003 года, после чего происходило их постоянное сокращение. Количество же АО, где 100% акций находились в федеральной собственности, в 2006 году было примерно втрое большим, чем в 1999 году Минимальное их количество было зафиксировано на начало 2001 года (61 ед.). В последующем оно постоянно увеличивалось, причем за период между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года этот рост принял скачкообразный характер в 2,8 раза (или на 723 ед.).

Информация о работе Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях