Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2012 в 18:00, курсовая работа
Целью данной работы является комплексный анализ финансово-экономических и организационных аспектов процессов управления государственной собственностью в современных условиях.
Для осуществления данной цели необходимо выполнить следующие задачи:
изучить общетеоретические аспекты развития и функционирования государственной собственности в экономике страны;
отразить нормативно-правовую базу, регламентирующие процессы управления государственной собственностью;
провести финансовый анализ участия государственной собственности в хозяйственной жизни страны;
исследовать перспективы реализации государственной собственности в рыночных условиях.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты развития и функционирования федеральной собственности в экономике страны……………………………………………...6
Федеральная собственность как объект финансово-экономических отношений…………………………………………………………………………6
Стороны финансово-экономических отношений при реализации федерального имущества………………………………………………………..13
Глава 2. Финансовый анализ участия федеральной собственности в хозяйственной жизни страны…………………………………………………...24
2.1. Финансово-экономический анализ оборота федерального имущества и его анализ………………………………………………………………………...24
2.2. Финансово-экономические результаты реализации федеральной собственности……………………………………………………………………45
Глава 3. Проблематика и совершенствование финансово-экономического механизма управления федеральной собственности в рыночных условиях…………………………………………………………………………..53
Заключение……………………………………………………………………….73
Список использованной литературы……………………......................
Масштаб использования специального права на участие в управлении ОАО «золотая акция» достиг максимума на начало 2003 г., когда помимо 958 АО, где оно применялось параллельно с наличием федерального пакета акций, имелось 118 таких АО, где государство при этом не было акционером (для сравнения: в 1999 г. насчитывалось 580 АО, где использовался данный инструмент, на начало 2002 года – 750). В 2003–2004 гг. по мере расширения процесса продажи федеральных пакетов акций уменьшалось общее количество таких АО (591 ед. на начало 2004 года), но при этом росло количество тех из них, где имущественное присутствие государства сводилось только к использованию специального права: 284 ед. на 1 марта 2005 года (максимальная величина для всего периода 1999–2006 гг.), что в 2,4 раза больше, чем на начало 2003 года. Возрос и удельный вес АО с использованием исключительно специального права в общей массе АО с «золотой акцией»: на начало 2003 года они составляли около 11%, на начало 2004 года – уже более 42%. Однако в дальнейшем стало наблюдаться сокращение абсолютного количества АО с использованием только специального права: 243 ед. на 1 июня 2006 года против 259 ед. годом ранее (уменьшение более чем на 6%).
Весьма интересной представляется динамика соотношения между двумя субсекторами государственного сектора на федеральном уровне (табл. 2.5).
Таблица 2.5
Динамика сокращения количества ФГУПов и акционерных обществ,
акции которых
находятся в федеральной
в 2003–2006 гг., %
Период |
Федеральные государственные унитарные предприятия |
Акционерные общества, акции которых
находятся в федеральной |
Между 1 июня 2003 г. и 1 июня 2004 г. |
6,5 |
7,1 |
Между 1 июня 2004 г. и 1 июня 2005 г. |
10,1 |
3,1 |
Между 1 июня 2005 г. и 1 июня 2006 г. |
13,4 |
1,6 |
Между 1 июня 2003 г. и 1 июня 2006 г. |
27,2 |
11,4 |
Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru;
Как следует из таблицы 2.5, сокращение субсекторов в 2003–2006 гг. проходило явно неравномерно. Субсектор ФГУПов, будучи более обширным, уменьшился за три года более чем на 27%, тогда как субсектор АО с федеральными пакетами акций – менее чем на 11,5%, что почти в 2,5 раза меньше, чем сокращение количества ФГУПов. При этом, если в период между 1 июня 2003 года и 1 июня 2004 года оба субсектора сократились примерно в равной степени, то в два последующие годы отставание в сокращении количества АО с федеральными пакетами акций стало нарастать, достигнув в период между 1 июня 2005 года и 1 июня 2006 года более чем 10-кратного разрыва.
Приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что процесс сокращения численности ФГУПов за последние годы набрал обороты, в том числе за счет увеличения масштабов их акционирования. Разумеется, необходимо иметь в виду, что количество унитарных предприятий уменьшалось не только за счет их акционирования, но также ликвидации и укрупнения. Однако темпы продажи федеральных пакетов акций явно отстают от темпов акционирования унитарных предприятий, следствием чего стало изменение пропорций между двумя субсекторами государственного сектора (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Численность акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, к численности ФГУПов в 2003–2006 гг., %
на 1 июня 2003 г. |
на 1 июня 2004 г. |
на 1 июня 2005 г. |
на 1 июня 2006 г. | |
Всего |
42,6 |
42,3 |
45,6 |
51,9 |
Непроизводственная сфера |
44 |
43,8 |
18,9 |
19,6 |
Промышленность |
60,7 |
60,7 |
111,1 |
109,1 |
машиностроение |
24,8 |
25,9 |
25,5 |
100,5 |
легкая промышленность |
8,3 |
7,7 |
4,6 |
14,4 |
пищевая промышленность |
71,7 |
65,6 |
98,2 |
256,4 |
промышленность строительных материалов |
25,9 |
25 |
27,9 |
96,4 |
металлургия |
69,4 |
86,5 |
82,4 |
336,7 |
химия |
41,3 |
41,9 |
117,9 |
288,2 |
Продолжение табл. 2.6
другие отрасли промышленности |
111,8 |
111,7 |
232,6 |
114,3 |
Сельское хозяйство |
3,5 |
3,5 |
20,6 |
39,8 |
Лесное хозяйство |
25 |
23,1 |
67,2 |
186,8 |
Транспорт и связь |
45 |
44 |
63,3 |
64,7 |
Строительство |
47,5 |
46,7 |
31,8 |
50,5 |
Источник: данные ведомственного сайта www.mgi.ru
Об этом же говорит и упоминавшееся выше (табл. 2.3) резкое увеличение количества и доли АО, где 100% акций находятся в федеральной собственности (прошедшие корпоратизацию унитарные предприятия).
Как показывает таблица 2.6, по состоянию на 1 июня 2006 год количество АО с федеральными пакетами акций составило почти 52% от количества ФГУПов против 42,6% на 1 июня 2003 года. Данная тенденция явно просматривается и в отраслевом разрезе. Практически во всех отраслях экономики AО с федеральными пакетами акций стали составлять больший процент от численности ФГУПов, причем в промышленности в целом (с середины 2005 года) и лесном хозяйстве (с середины 2006 года) количество АО превысило количество ФГУПов. Внутри индустрии в металлургии, химии, пищевой промышленности количество АО на 1 июня 2006 год было в 2,5–3,4 раза большим, нежели количество ФГУПов, а в машиностроении – эти величины были практически равными. Единственным исключением из указанной тенденции был блок отраслей непроизводственной сферы, который ввиду выделения в 2006 году «прочих отраслей» претерпел изменения по причине переклассификации на предмет отнесения предприятий к той или иной отрасли и соответствующего перераспределения между ними.
Создаваемые в ходе корпоратизации
унитарных предприятий
В большой степени профиль государственного сектора в ближайшие годы будет определяться степенью реализации приватизационной программы.
Как известно, Прогнозный
план (программа) приватизации федерального
имущества на 2004 год и основные
направления приватизации федерального
имущества до 2006 года (утвержден
распоряжением Правительства
Определенная корректировка была внесена уже в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2005 год и на период до 2007 года3: продление перспективы приватизации федерального имущества на 2007 г.; завершение приватизации находящихся в федеральной собственности пакетов акций ОАО, составляющих менее 25% уставного капитала, в 2005 году; изменение структуры приватизируемого федерального имущества в отраслевом разрезе; введение понятия «перспективный финансовый план» в планирование приватизации федерального имущества.
Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2006 год и основные направления приватизации федерального имущества на 2006–2008 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 года № 1306-р) еще более осторожен по количественным индикаторам.
Согласно данному документу, основными задачами государственной политики в сфере приватизации федерального имущества в 2006–2008 гг. являются: приватизация федерального имущества, не задействованного в обеспечении государственных функций (полномочий) Российской Федерации, обеспечение поэтапного сокращения числа федеральных государственных унитарных предприятий, повышение темпов приватизации федерального имущества, формирование доходов федерального бюджета.
В 2006 г. должны были быть предложены к приватизации пакеты акций, размер которых не превышает 50 % уставного капитала соответствующих АО, за исключением пакетов акций АО, включенных в перечень стратегических или участвующих в формировании интегрированных структур, а также пакетов акций, продажа которых будет осуществляться, исходя из потребностей формирования доходной части федерального бюджета в 2006 г. и на период до 2008 года в соответствии с перспективным финансовым планом.
На практике основные тенденции динамики приватизационного процесса в 2006 г. оставались прежними:
В таблице 2.7 приведены основные объекты федеральной собственности и приватизационная программа 2000-х годов.
Таблица 2.7
Основные объекты федеральной собственности и приватизационная программа 2000-х годов
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 | |
Общее число ФГУП |
13786 |
11200 |
9394 |
9846 |
9275 |
8820 |
8293 |
7178 |
Приватизировано ФГУП за год: |
||||||||
прогноз |
- |
- |
- |
162 |
970 |
1374 |
1245 |
1398 |
факт |
- |
2 |
5 |
102 |
571 |
517 |
741 |
н.д. |
Акционернеы общества, пакеты акций
которых находятся в |
3611 |
3524 |
4407 |
4222 |
4035 |
3905 |
3524 |
3724 |
В том числе по доле в установм капитале |
||||||||
100% |
382 |
61 |
90 |
99 |
124 |
273 |
413 |
1136 |
50-100% |
470 |
506 |
646 |
589 |
552 |
499 |
474 |
397 |
25-50% |
1601 |
1211 |
1401 |
1382 |
1308 |
1183 |
1093 |
885 |
менее 25% |
863 |
1746 |
2270 |
2152 |
2051 |
1950 |
1544 |
1063 |
"золотая акция" |
580 |
- |
750 |
958 |
640 |
284 |
259 |
243 |
Продано федеральных пакетов акций за год |
||||||||
прогноз |
- |
- |
- |
1126 |
1965 |
1702 |
566 |
1350 |
факт |
- |
87 |
125 |
112 |
630 |
655 |
634 |
н.д. |