Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:28, курсовая работа
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.
ВВЕДЕНИЕ
Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.
Финансы являются неотъемлемой частью экономических отношений, а финансовый контроль – неотъемлемой частью финансов. Поэтому сейчас происходят значительные изменения как в задачах финансового контроля, так и в оценке его значении.
Проблема переориентации
финансового контроля, его адаптация
к новым условиям является, на мой
взгляд, одной из основных на сегодняшний
день. Потому что он касается как
государства (так как с его
помощью государство
Работа состоит из трех глав, первые две из которых раскрывают само понятие финансового контроля, а последняя глава посвящена анализу финансового состояния на примере ЗАО «Златоустовской кондитерской фабрики».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ
Контроль за состоянием экономики, развитием социально-экономических процессов в обществе является важной сферой деятельности по управлению народным хозяйством. Одним из звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его назначение заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
По определению, финансовый контроль Dic.academic.ru - это совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации; контроль за законностью и целесообразностью действий в области образования, распределения и использования денежных фондов государства и субъектов местного самоуправления. Присущ всем финансово-правовым институтам.
Финансовый контроль является
одним из функциональных элементов
управления финансами. Посредством
финансового контроля проверяется
выполнение финансовых планов, организация
финансово-хозяйственной
Финансовый контроль является
одним из важнейших видов контроля.
Это объясняется тем, что всякая
деятельность государства (в том
числе государственных органов,
государственных и
Финансовый контроль является элементом управления финансами и представляет собой специфическую деятельность соответствующих органов управления финансами, направленную на проверку финансовой и связанных с ней сторон работы предприятий, организаций и учреждений, с применением соответствующих форм и методов. Это одно из важнейших средств реализации финансовой политики государства, обеспечивающее процессы формирования и рационального, эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства.
Объективной основой финансового
контроля выступает контрольная
функция финансов. Она создает
государству возможность
а) контроль за соблюдением финансового законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;
б) оценку экономической
эффективности финансово-
Финансовый контроль в отличие от других видов контроля (экологического, санитарного, административного и др.) связан с использованием стоимостных категорий. Предметом проверок выступают такие финансовые (стоимостные) показатели, как прибыль, доходы, рентабельность, себестоимость, издержки, обращения, налоговые и неналоговые платежи, отчисления на формирование отдельных фондов и др. Эти показатели носят синтетический характер, поэтому контроль за их выполнением, динамикой, тенденциями охватывает все стороны производственной, хозяйственной и коммерческой деятельности предприятий, а также механизм финансово-кредитных взаимосвязей.
Сферой финансового контроля являются практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в не которых случаях (бартерные сделки) -- и без денег.
Финансовый контроль призван обеспечивать как интересы и права государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Финансовый контроль тесно
связан с ответственностью предприятий,
организаций, учреждений, а также
государственных и финансово-
Государственный финансовый контроль — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:
- ошибок и злоупотреблений
в управлении государственными
денежными и иными
- несоблюдения финансово-
В общем и целом цель
ГФК — обеспечение соблюдения
принципов законности, целесообразности
и эффективности
В соответствии с этим основными его задачами являются:
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Одновременно в соответствии
с установленным
В настоящее время финансовый контроль осуществляется законодательными и исполнительными органами власти, а также специально созданными учреждениями, наблюдающими за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государств, предприятий, учреждений, организаций, граждан).
Финансовый контроль государственных организаций – это, прежде всего, контроль над разработкой, утверждением и исполнением бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, банков и финансовых корпораций.
Финансовый контроль со стороны государства негосударственной сферы экономики и граждан, затрагивает лишь сферу соблюдения ими финансовой дисциплины, т. е. выполнения денежных обязательств перед государством, таких как:
1) налоги и другие обязательные платежи;
2) соблюдение законности
и целесообразности при
3) соблюдение установленных
законодательством правил
Деятельность органов финансового контроля регламентируется юридическими нормами, закрепленными в таких имеющих силу закона документах, как Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ.
Организации, осуществляющие финансовый контроль, могут быть как государственными, так и негосударственными.
Финансовый контроль осуществляется с помощью различных методов, к которым относятся: наблюдение, проверка, обследование, ревизия и анализ материалов.
Проверка – это метод финансового контроля, предусматривающий исследование отдельных вопросов финансовой деятельности или иных субъектов на основе документов, получения объяснений от обязанных лиц, а также осмотра помещений и других объектов. Из современного законодательства следует, что проверки подразделяются на тематические и документальные.
Разновидностью тематической проверки является налоговая проверка, проводимая должностными лицами налоговых органов. Существует два вида налоговой проверки: камеральная и выездная. Камеральная налоговая проверка является разновидностью документальной проверки, так как она проводится налоговым органом по месту его нахождения на основе документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов, имеющихся у налогового органа. По результатам проверок составляется акт. В соответствии со ст. 100 НК РФ он составляется по определенной форме, установленной Министерством по налогам и сборам РФ.
Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Ревизии подразделяются на документальные и фактические, комплексные и тематические, плановые и внезапные.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ
Кроме анализа экономических
показателей, характеризующих уровень
хозяйственной деятельности хозяйствующего
субъекта, наибольшее внимание следует
уделять и анализу его
Из всех видов устойчивости особую актуальность приобретает финансовая, которая представляет собой такое состояние финансовых ресурсов, их распределение и использование, которое обеспечивает развитие предприятия на основе роста прибыли и капитала при сохранении платежеспособности и кредитоспособности в условиях доступного риска. Как правило финансовая устойчивость определяется с помощью абсолютных и относительных показателей, где абсолютные показатели характеризуют степень обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования, однако эти показатели отражаются в рублях, тем самым подвержены влиянию инфляции и поэтому искажают в значительной степени реальную картину. Для характеристики использования источников формирования запасов и затрат определяют 3 основных показателя: наличие собственных оборотных средств (СОС); собственных и долгосрочных заемных источников (СД); общая величина источников (ОИ). Рассмотрев данные показатели, можно определить тип финансовой устойчивости.
Информация о работе Проблемы взаимодействия государственного финансового контроля