Проблемы взаимодействия государственного финансового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 20:28, курсовая работа

Краткое описание

Наша страна сейчас находится в состоянии, которое принято называть переходным. Мы постепенно движемся от тоталитарного типа к демократическому. При этом происходит смена взглядов, идеологии, системы ценностей. Но, пожалуй, основные изменения происходят в экономике. Слишком уж рознятся наше прошлое и то, к чему мы стремимся.

Вложенные файлы: 1 файл

Проблемы взаимодействия субъектов гос.фин.контроля.docx

— 212.62 Кб (Скачать файл)

Анализ показывает кризисное  финансовое состояние предприятия  в течении трех лет, что напрямую обусловлено превышением общей величины запасов над суммой собственных оборотных средств и кредитов банка под ТМЦ, но за счет увеличения общей величины краткосрочных кредитов и займов в 2010 и 2011 гг. СПК «Русь» по типу финансовой устойчивости из критического состояния перешло на шаг выше в неустойчивое состояние. Таким образом, в 2011 году снижение наличия собственных оборотных средств произошло за счет снижения источников их формирования, например, по сравнению с 2009 г. на 842 тыс. руб., а с 2010 г. – на 84 тыс. руб. На снижение изменения собственных и долгосрочных заемных источников формирования средств повлияло в 2011 г. собственно снижение этих средств, например по сравнению с 2009 г. на 2915 тыс. руб. и увеличение запасов предприятия по сравнению с этим же годом на 3855 тыс. руб. В свою очередь на увеличение общей величины источников в 2002 г. (по сравнению с 2009г. и 2010 г. на 10720 тыс. руб. и 2183 тыс. руб. соответственно) повлияло увеличение краткосрочных кредитов и займов на 13635 тыс. руб. и 1670 тыс. руб. соответственно по сравнению с 2009 и 2010 гг.

Анализ показывает, что  за исследуемую динамику лет показатели, характеризующие состояние оборотных  средств хозяйства, имели тенденцию  к снижению и уже к 2011 г. они были ниже нормативного значения. Так, коэффициент обеспеченности собственными средствами в 2011 г. понизился по сравнению с 2009 и 2010 гг. на 0,51 и 0,11 соответственно, что говорит о недостаточности обеспечения предприятия собственными источниками для формирования оборотных средств в целом.

 Аналогичным образом произошло снижение и коэффициента обеспечения материальных запасов собственными средствами, и коэффициента маневренности, т.е. можно сказать, что собственные источники средств предприятия абсолютно не мобильны с финансовой точки зрения, т.к. значение коэффициента маневренности за динамику лет снизилось и уже к 2011 г. имело отклонение от нормативного значения на 0,48.

Однако, анализируя показатели состояния основных средств, наблюдаем  повышение индекса постоянных активов  в 2002 г. по сравнению с 2000 и 2001 гг. на 0,14 и 0,08 соответственно, т.е. доля основных средств и внеоборотных активов в источниках формирования в 2002 г. составила 98 % против 84 % в 2009 г. и 90 % в 2010 г. В 2011 г. предприятие стало более интенсивно использовать заемные средства для обновления и расширения производства, что показал к-т долгосрочного привлечения заемных средств, который в 2002 г. составил 0,10, что превысило значения 2000 и 2001 гг. на 0,04 и 0,09 соответственно. Однако к-т реальной стоимости имущества не оставляет лучших результатов, т.к. наблюдается его снижение к 2002 г., что говорит о снижении обеспеченности предприятия необходимыми средствами производства и предметов потребления. В свою очередь, все обязательства предприятия могут быть покрыты собственными средствами о чем говорит к-т автономии, который за динамику лет превышал нормативное значение, не смотря на то, что он к 2002 г. снизился на 0,31 и 0,06 по сравнению с 2000 и 2001 гг. соответственно. Таким образом, СПК «Русь» является финансово-независимым предприятием, т.к. коэффициент соотношения собственных и заемных средств тоже превышает свое нормативное значение. Однако следует иметь в виду, что независимость предприятия по сравнению с 2000 г. снизилась.

Важная роль при анализе  финансового состояния кооператива  отводится и анализу его ликвидности, т.е. способности превращать свои активы в деньги для покрытия необходимых  платежей по мере наступления их срока. В таблице А1 – наиболее ликвидные активы, А2 – быстрореализуемые активы, А3 – медленнореализуемые активы, А4 – труднореализуемые активы; П1 – наиболее срочные обязательства, П2 – краткосрочные пассивы, П3 – долгосрочные пассивы, П4 – постоянные пассивы.

Анализ показывает, что  за исследуемую динамику лет баланс предприятия является ликвидным, т.к. его текущие активы превышают  его краткосрочные обязательства, т.е. выполняется условие А1 + А2 + А3 > П1 + П2. На это большую роль стал играть рост быстрореализуемых и медленнореализуемых активов. Так, например, наиболее ликвидные активы, представленные денежными средствами и краткосрочными финансовыми вложениями, в 2011 г. снизились по сравнению с 2010 г. на 35 тыс. руб., а по сравнению с 2009 г. увеличились на 9 тыс. руб. Быстрореализуемые активы, представленные дебиторской задолженностью меньше года и прочими оборотными активами в 2002 г. превышали эти же показатели в 2000 и 2001 гг. на 8640 тыс. руб. и 719 тыс. руб. соответственно. И, конечно же, медленнореализуемые активы, представленные дебиторской задолженностью свыше года, запасами, НДС по приобретенным ценностям, тоже увеличивались из года в год и в 2011 г. превысили аналогичные показатели 2009 г. на 3862 тыс. руб. и 2010 г. на 1823 тыс. руб. В то же время хозяйство увеличило привлечение в 2011 г. как краткосрочных (на 13635 тыс. руб. по сравнению с 2009 г. и на 1670 тыс. руб. – с 2011 г.), так и долгосрочных (на 1003 тыс. руб. по сравнению с 2009 г. и 2603 тыс. руб. – с 2010 г.) кредитов и займов. Анализ ликвидности баланса показывает, что баланс не является абсолютно ликвидным, так как А1 < П1, наряду с тем, что имеет место следующие неравенства А3 > П3 и А4 < П4.

Далее на основании статей ликвидности определим платежеспособность предприятия (см. табл. 2.3)

 

 

 

Таблица 2.3

Показатели  платежеспособности предприятия

Показатели

Норматив

22009 г.

22010 г.

22011 г.

Изменение (+/-) 2011 г. к

2009 г.

 2010 г.

Коэффициент абсолютной ликвидности

Коэффициент промежуточного. покрытия

Коэффициент текущей ликвидности

0,2-0,25

 

 

0,6-0,8

 

 

2

0

 

0

0,29

 

4

0,30

0,003

 

 

0,56

 

 

0,20

0,0006

 

 

0,63

 

1

0,40

0,0006

 

 

0,34

 

 

-2,90

-0,0024

 

 

0,07

 

 

0,20


 

Как показывает анализ, СПК  «Русь» не имеет возможности вот  уже 3 года погасить свою кредиторскую задолженность в ближайшее время, так как коэффициент абсолютной ликвидности практически не изменяется и приблизительно равен нулю, что  ниже нормативного значения. Однако коэффициент  промежуточного покрытия постоянно  увеличивался и в 2002 г. он вошел в пределы норматива, следовательно за счет денежных средств и дебиторской задолженности (в дальнейшем ДЗ) меньше года предприятие может погасить первоначальные долги (в основном за счет ДЗ меньше года). В связи с тем, что в 2009 г. предприятие могло погасить свои обязательства преимущественно за счет «низких» обязательств и «высоких» активов, что говорит коэффициент текущей ликвидности, то в 2011 г. ситуация изменилась, то есть хоть и средства предприятия увеличилась, но и увеличились обязательства (кредиты и займы меньше года на 13635 тыс. руб. по сравнению с 2009 г.), следовательно, уже за счет своих средств хозяйство не может погасить свои долги в срок, так как коэффициент текущей ликвидности составил 1,2, что меньше нормативного значения 2, т.е. СПК «Русь» хоть и является ликвидным, но оно не платежеспособно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1.   Характеристика структуры управления

 

Финансовый контроль предопределяется сущностью финансов как системы  экономических отношений, связанных  с созданием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Являясь инструментом формирования и использования денежных доходов и фондов, финансы объективно отражают ход распределительного процесса.

Контрольная функция финансов проявляется в процессе наблюдения за распределением валового внутреннего  продукта по соответствующим фондам и расходованием их по целевому назначению.

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции  РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном  кодексах РФ, федеральных законах, законодательных  актах субъектов Федерации и  органов местного самоуправления.

Финансовый контроль включает:

• бюджетно-финансовый контроль;

• контроль над сбором налогов;

• таможенный и валютный контроль;

• ведомственный и внутрихозяйственный  контроль.

Бюджетно-финансовый контроль обеспечивает мобилизацию доходов  бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и законности расходования средств  бюджета.

Контроль над сбором налогов  — это проверки по выполнению хозяйствующими органами и физическими лицами своих  обяза­тельств перед государством.

Таможенный и валютный контроль обеспечивает экономическую  безопасность страны.

В Российской Федерации функционирует  довольно разветвленная система  органов финансового контроля. Федеральные  и региональные законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления осуществ­ляют финансовый контроль в ходе обсуждения и утверждения проектов законов о бюджете, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджета, а также при утверждении отчетов об исполнении бюджетов.

В целях контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума в соответствии с Конституцией РФ создали Счетную Палату. Ее состав и порядок деятельности определены Федеральным законом «О Счет­ной Палате» (от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ)

Задачами Счетной Палаты являются:

1) организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением  доходных и расходных статей  федерального бюд­жета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

2) определение эффективности  и целесообразности расходов  государственных средств и использования  федеральной собст­венности;

Ведомственный и внутрихозяйственный  контроль осуществляется в целях  повышения эффективности деятельности предпри­ятия, способствует выявлению внутренних резервов, росту прибыли, предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.

оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных  внебюджетных фондов;

4) финансовая экспертиза  проектов федеральных законов,  а также нормативных правовых  актов федеральных органов государственной  власти, предусматривающих расходы,  покрываемые за счет средств  федерального бюджета, или влияющих  на формирование и исполнение  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов;

5) анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных  на их устранение, а также на  совершенствование бюджетного процесса  в целом;

6) контроль за законностью  и своевременностью движения  средств федерального бюджета  и средств федеральных внебюд­жетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ;

7) регулярное представление  Совету Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения  федерального бюджета и результатах  проводимых контрольных мероприятий.

Счетная Палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объек­тивности, независимости и гласности.

Субъекты Федерации могут  создавать аналогичные органы финансового  контроля — контрольно-счетные палаты, которые осуществляют контрольно-ревизионную, экспортно-аналитическую, информационную и иную деятельность в рамках единой системы бюджетного контроля.

Федеральные и местные  исполнительные органы власти выполняют  контрольные функции через финансовые органы:

• Министерство финансов РФ;

• Федеральное казначейство;

• финансовые органы субъектов  Российской Федерации и муниципальных  образований.

Кроме того, финансовый контроль осуществляют главные распорядители  и распорядители бюджетных средств. Этот контроль проводится методом проверки подведомственных государственных  и муниципальных предприятий, бюджетных  организаций.

Министерство финансов РФ — федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий проведение единой финансо­вой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Для исполнения своих полномочий Министерство финансов создает свои территориальные органы.

Министерство финансов РФ осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств. В случаях, специально оговоренных Бюджетным кодексом РФ, Министерство финансов контролирует исполнение бюджетов субъектами Федерации. Кроме того, оно организует проверки и ревизии юридических лиц — получателей гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд и бюджетных инвестиций. Структура Министерства финансов РФ представлена на рис. 1

Департамент государственного финансового контроля и аудита Министерства обеспечивает совместно с контрольно-ревизионными управлениями субъектов Российской Федерации осуществление в пределах своей компетенции возложенных на Министерство финансов Российской Федерации функций государственного финансового контроля. Кроме того. Департамент организует развитие аудиторской деятельности в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Департамент государственного финансового контроля и аудита в  соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

• осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и других федеральных средств;

Информация о работе Проблемы взаимодействия государственного финансового контроля