Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа
Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
• что такое Стабилизационный фонд;
• охарактеризовать подобные фонды в других странах;
• рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;
• рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
• проанализировать какие доходы приносит вложение средств;
• показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда;
• рассмотреть государственный резервный накопительный фонд: предназначение, состояние, управление;
• фонд национального благосостояния: предназначение, состояние, управление фондом.
Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Стабилизационный фонд России………………………………………….
1.1. Создание Стабилизационного фонда РФ………………………………………
1.2. Механизм формирования Стабилизационного фонда……………………….
1.3. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ…………………….
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации…………………………………
2.1. Государственный Резервный накопительный фонд…………………………..
2.2. Управление средствами Резервного фонда……………………………………
2.3. Использование средств Резервного фонда и результаты его размещения….
Глава 3. Фонд национального благосостояния…………………………………….
3.1. Предназначение фонда национального благосостояния……………………...
3.2. Состояние фонда национального благосостояние……………………………
3.3. Управление Фондом национального благосостояния………………………...
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………..
Стабилизационный фонд выполняет следующие функции:
· является встроенным стабилизатором (наряду с такими общеизвестными и общеупотребительными, как прогрессивный налог и пособие по безработице);
· обеспечивает дополнительную устойчивость государственным финансам;
· может служить источником финансирования инвестиционных программ, обеспечивающих снижение бюджетных расходов будущих периодов.
1.2. Механизм формирования стабилизационного фонда
Источниками формирования Стабилизационного фонда являются: дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой ценой, а также остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Стабилизационного фонда.
Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма:
· фактических поступлений в федеральный бюджет средств вывозной таможенной пошлины на нефть сырую в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и расчетной ставки указанной пошлины при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке вывозной таможенной пошлины на нефть сырую;
· фактических поступлений в федеральный бюджет средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть) в текущем месяце, умноженная на отношение разности действующей в текущем месяце ставки налога на добычу полезных ископаемых (нефть) и расчетной ставки указанного налога при базовой цене на нефть к действующей в текущем месяце ставке налога на добычу полезных ископаемых (нефть).
Расчет и перечисление в Стабилизационный фонд средств, указанных в настоящем пункте, производятся в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
В Стабилизационный фонд в
срок до 1 февраля года, следующего за
отчетным, зачисляются остатки средств
федерального бюджета на начало финансового
года, за исключением остатков, по которым
федеральным законом о
Правительство Российской Федерации по итогам рассмотрения им отчета об исполнении федерального бюджета за предыдущий финансовый год до 1 июня текущего года уточняет объемы остатков средств федерального бюджета, подлежащих использованию в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
Средства Стабилизационного
фонда могут использоваться для
финансирования дефицита федерального
бюджета при снижении цены на нефть
ниже базовой, а также на иные цели
в случае, если накопленный объем
средств Стабилизационного
Объемы использования
средств Стабилизационного
Средствами Фонда управляет Министерство финансов Российской Федерации. Порядок управление определяется Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации по договору с Правительством Российской Федерации.
Согласно предназначению
Фонда - служить стратегическим финансовым
резервом государства, его средства
могут размещаться в долговые
обязательства иностранных
Правительство Российской Федерации наделило Министерство финансов Российской Федерации полномочиями по распределению активов Фонда в разрезе валют, весов и сроков и утвердило порядок управления средствами Фонда.
В соответствии с утвержденным порядком управление средствами Фонда может осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и одновременно):
· путем приобретения за счет средств Фонда долговых обязательств иностранных государств;
· путем приобретения за счет средств Фонда иностранной валюты и ее размещения на счетах по учету средств Стабилизационного фонда в иностранной валюте в Банке России. За пользование денежными средствами на указанных счетах Банк России уплачивает проценты. Порядок расчета и зачисления указанных процентов утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В настоящее время Министерство
финансов Российской Федерации управляет
средствами Фонда согласно второму
методу (путем размещения средств
на валютных счетах в Банке России).
При этом согласно утвержденному
Министерством финансов Российской
Федерации порядку расчета и
зачисления процентов, начисляемых
на счета по учету средств
Правительство Российской Федерации определило, что к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Фонда, относятся:
· долговые обязательства в форме ценных бумаг правительств Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции, Германии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурга, Нидерландов, Португалии, Испании, Великобритании и США, номинированные в долларах США, евро и английских фунтах стерлингов;
· долговые обязательства, страны-эмитенты которых имеют рейтинг долгосрочной кредитоспособности не ниже уровня «ААА» по классификации рейтинговых агентств «Фитч Рейтинг» или «Стандарт энд Пурс» (Fitch-Ratings или Standard & Poor's) либо не ниже уровня «Ааа» по классификации рейтингового агентства «Мудис Инвесторс Сервис» (Moody's Investors Service);
· долговые обязательства, срок погашения которых является фиксированным, условия выпуска и обращения не предусматривают права эмитента осуществить досрочно их выкуп (погашение) и права владельца долговых обязательств досрочно предъявить их к выкупу (погашению) эмитентом;
· долговые обязательства, ставка купонного дохода (в случае купонных долговых обязательств) и номиналы которых являются фиксированными;
· долговые обязательства, объем выпуска которых, находящийся в обращении, составляет не менее 1 млрд. долларов США для долговых обязательств, номинированных в долларах США, не менее 1 млрд. евро – для долговых обязательств, номинированных в евро, и не менее 0,5 млрд. фунтов стерлингов – для долговых обязательств, номинированных в фунтах стерлингов;
· долговые обязательства, выпуски которых не являются выпусками, предназначенными для частного (непубличного) размещения.
В настоящее время средства Фонда размещаются согласно следующей валютной структуре:
Доллар США |
45 % |
Евро |
45 % |
Фунт стерлингов |
10 % |
Министерство финансов Российской Федерации утверждает валютную структуру и указанный норматив срока до погашения, которые являются действительными для обоих упомянутых выше методов управления Фондом.
Министерство финансов Российской
Федерации представляет в Правительство
Российской Федерации в составе
отчетности об исполнении федерального
бюджета квартальные и годовые
отчеты о поступлении средств
в Фонд, их размещении и использовании
(Постановление Правительства
Правительство Российской Федерации направляет ежеквартальные (нарастающим итогом) и годовые отчеты в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации и Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации о поступлении средств в Фонд, их размещении и использовании в составе отчетности об исполнении федерального бюджета6.
Средства Стабилизационного
фонда являются стратегическим резервом
государства, который необходим
для обеспечения бюджетных
Направление средств Стабилизационного
фонда на приобретение ценных бумаг
российских эмитентов является крайне
опасным, поскольку масштабное изъятие
в случае неблагоприятной конъюнктуры
средств фонда из обращающихся на
национальном фондовом рынке финансовых
инструментов приведет к дестабилизации
последнего. С другой стороны, возможные
кризисные явления на российском
рынке ценных бумаг могут вызвать
падение стоимости активов
Минфин России внес в правительство
предложения о преобразовании Стабилизационного
фонда РФ в Нефтегазовый фонд. В
составе нового фонда предлагается
выделить Резервный фонд и Фонд сбережений,
которые будут различаться
Резервный фонд должен будет обеспечивать стабильность расходов федерального бюджета и полное выполнение взятых им обязательств в условиях падения мировых цен на нефть и газ.
Фонд сбережений будет
выполнять функцию сбережения части
нефтегазовых доходов для будущих
поколений и обеспечения
Исходя из целей Резервного фонда, управление его средствами должно осуществлять в соответствии с консервативной инвестиционной стратегией. Средства фонда предполагается размещать в высоколиквидные долговые обязательства иностранных государств. Таким образом, основные принципы инвестиционной стратегии Резервного фонда должны соответствовать действующему порядку управления средствами Стабилизационного фонда.
При управлении средствами Фонда сбережений возможно применять инвестиционную стратегию, позволяющую размещать средства на долгосрочной основе не только в высоколиквидные государственные ценные бумаги, но и в менее ликвидные, более доходные, но вместе с тем и более рискованные финансовые инструменты: акции, корпоративные облигации и производные финансовые инструменты7.
Кроме того, ситуация, при
которой уровень
Таким образом основными
задачами Стабилизационного фонда
являются поддержание макроэкономической
стабильности в государстве и
сглаживание зависимости
В пункте 1 статьи 96.9 БК РФ определено,
что Резервный фонд представляет
собой часть средств
Как говорилось выше, Резервный
фонд - это "преемник" Стабилизационного
фонда РФ в той части, которая
предназначена для минимизации
отрицательных последствий
В соответствии с п. 2 статьи 96.9 БК РФ федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период должна быть установлена нормативная величина Резервного фонда в абсолютном размере. Нормативная величина Резервного фонда согласно п. 2 ст. 199 Кодекса относится к основным характеристикам федерального бюджета.
Абсолютный размер нормативной величины Резервного фонда определяется как 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема ВВП. С учетом данной нормы в Законе о федеральном бюджете на 2011 - 2013 гг. нормативная величина Резервного фонда утверждена на 2012 г. в сумме 3500,0 млрд. руб., на 2013 и 2014 гг. - 3969,0 млрд. руб. и 4480,0 млрд. руб. соответственно8.
Как отмечалось в пояснительной записке к показателям проекта Закона о федеральном бюджете на 2011 - 2013 гг., Резервный фонд предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета в течение 3 лет при снижении мировых цен на энергоресурсы. Период компенсации определяется трехлетним периодом бюджетного планирования, а также необходимым временным шагом для адаптации бюджетной политики к изменяющимся внешнеэкономическим условиям.
Информация о работе Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда