Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является раскрытие такого понятия как Стабилизационный фонд Российской федерации.
Для достижения этой цели необходимо определить задачи:
• что такое Стабилизационный фонд;
• охарактеризовать подобные фонды в других странах;
• рассмотреть из каких источников формируется Стабилизационный фонд РФ;
• рассмотреть, куда вкладываются средства, поступающие в него;
• проанализировать какие доходы приносит вложение средств;
• показать, на что расходуются основные средства и доходы фонда;
• рассмотреть государственный резервный накопительный фонд: предназначение, состояние, управление;
• фонд национального благосостояния: предназначение, состояние, управление фондом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………
Глава 1. Стабилизационный фонд России………………………………………….
1.1. Создание Стабилизационного фонда РФ………………………………………
1.2. Механизм формирования Стабилизационного фонда……………………….
1.3. Стабилизационный фонд как стратегический резерв РФ…………………….
Глава 2. Резервный фонд Российской Федерации…………………………………
2.1. Государственный Резервный накопительный фонд…………………………..
2.2. Управление средствами Резервного фонда……………………………………
2.3. Использование средств Резервного фонда и результаты его размещения….
Глава 3. Фонд национального благосостояния…………………………………….
3.1. Предназначение фонда национального благосостояния……………………...
3.2. Состояние фонда национального благосостояние……………………………
3.3. Управление Фондом национального благосостояния………………………...
Заключение……………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………..
Приложения…………………………………………………………………………..

Вложенные файлы: 1 файл

Стабил. фонд.docx

— 87.85 Кб (Скачать файл)

Использование средств Резервного фонда на досрочное погашение  государственного внешнего долга Российской Федерации ориентировано на снижение долговой нагрузки федерального бюджета  за счет незапланированных доходов  федерального бюджета и экономию средств федерального бюджета за счет сокращения расходов на обслуживание долговых обязательств Российской Федерации16.

Резервный фонд РФ составил на 1 сентября 2012 года 3 триллиона 504,62 миллиарда рублей, что эквивалентно 142,6 миллиарда долларов, фонд национального благосостояния - 784,51 миллиарда рублей (31,92 миллиарда долларов), говорится в сообщении Минфина России.

Резервный фонд РФ на 1 августа 2012 года составлял 3 триллиона 40,37 миллиарда рублей (129,68 миллиарда долларов), фонд национального благосостояния - 776,48 миллиарда рублей (32,69 миллиарда долларов). Таким образом, резервный фонд за август вырос на 464,25 миллиарда рублей, фонд национального благосостояния - на 18,03 миллиарда рублей.

Минфин в августе начал  перечисление в фонды средств, поступающих  в бюджет от нефтегазового сектора, поскольку нефтегазовый трансферт  на текущие расходы бюджета был  перечислен в полном объеме.

На момент создания, на 1 февраля 2012 года, объем резервного фонда составил 3,058 триллиона рублей (125,19 миллиарда долларов), фонда нацблагосостояния - 783,31 миллиарда рублей (32,00 миллиарда долларов).

Средства обоих фондов размещаются в активы, номинированные в валюту по структуре: по 45% - в долларовые и активы в евро, а 10% - в активы, номинированные в фунты стерлингов.

Остатки средств на отдельных  счетах по учету средств резервного фонда в иностранной валюте по состоянию на 1 сентября 2012 года составили 61,36 миллиарда долларов, 41,56 миллиарда евро и 6,90 миллиарда фунтов стерлингов, говорится в пресс-релизе.

Остатки средств на отдельных  счетах по учету средств фонда  национального благосостояния в  иностранной валюте по состоянию  на 1 сентября 2010 года составили 14,45 миллиарда долларов, 9,83 миллиарда евро, 1,63 миллиарда фунтов стерлингов.

Минфин 30 января 2010 года преобразовал стабфонд РФ в резервный фонд (формируется для обеспечения расходов федерального бюджета в случае существенного падения цен на нефть) и фонд национального благосостояния (для решения проблем пенсионной системы).

С 2008 года нефтегазовые доходы федерального бюджета зачисляются  на отдельный счет. В первую очередь  часть из них направляется на финансирование расходов бюджета (так называемый нефтегазовый трансферт, установлен в абсолютном выражении в законе о бюджете  на соответствующий год), остальное  затем поступает - на пополнение нацфондов, созданных на базе стабфонда. Сначала  наполняется до нормативной величины в 10%ВВП резервный фонд, затем - фонд нацблагосостояния17.

 

Глава 3. Фонд национального  благосостояния

3.1. Предназначение фонда национального благосостояния

Фонд национального благосостояния России сформирован 1 февраля 2010 года, после разделения Стабилизационного фонда на Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. На 1 октября 2012 года сумма фонда составляла 1 трлн 228,88 млрд руб.

Фонд будущих поколений  представляет собой часть средств  федерального бюджета, подлежащих обособленному  учету и управлению в целях  обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения  сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния будет аккумулировать доходы от нефти  и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового  сектора над отчислениями в Резервный  фонд и средствами, используемыми  для финансирования расходов федерального бюджета.

В Фонд Будущих Поколений  будут поступать остатки нефтегазовых доходов. Предполагается, что средства Фонда могут быть использованы для  софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан. Инвестирование будет  направлено в более рискованные  инструменты, в том числе акции  и корпоративные облигации.

Фонд национального благосостояния - это тот фонд, который можно  будет использовать на соц. нужды. Прежде всего, на формирование пенсионной системы. И размещения его не столь консервативны  как Резервный фонд, можно их размещать  в более доходные инструменты, имеющие  более высокую надежность18.

Начиная с 2008 года нефтегазовые доходы учитываются отдельно от других доходов федерального бюджета. Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются  за счет:

· налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный из всех видов месторождений углеводородного сырья, газовый конденсат из всех видов месторождений углеводородного сырья);

· вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

· вывозных таможенных пошлин на газ природный;

· вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных  нефтегазовых доходов в виде нефтегазового  трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год и плановый период.

 Объем нефтегазового  трансферта установлен в процентах  от прогнозируемого на соответствующий  год объема валового внутреннего  продукта:

· в 2012 году - 6,1 %;

· в 2013 году - 5,5 %;

· в 2014 году - 4,5 %;

· начиная с 2015 года и далее – 3,7 %.

После формирования нефтегазового  трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный  фонд. Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной финансовый год и  плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого  на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера  нефтегазовые доходы направляются в  Фонд национального благосостояния (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.3).

Другим источником формирования Фонда национального благосостояния являются доходы от управления его  средствами.

Средства нефтегазовых доходов  федерального бюджета, Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния учитываются на отдельных счетах по учету средств федерального бюджета, открытых Федеральным казначейством  в Центральном банке Российской Федерации.

Расчеты и перечисления средств  в связи с формированием и  использованием нефтегазовых доходов  федерального бюджета, нефтегазового  трансферта, средств Резервного фонда  и Фонда национального благосостояния осуществляются Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

21–25 сентября 2014 года Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр) провел по выборке, представительной для взрослого населения Федерации, опрос 1600 россиян. Ответы на некоторые вопросы этого исследования приводятся вместе с данными более ранних опросов.

Статистическая погрешность  подобных опросов не превышает 3%.

Политики и эксперты все  чаще говорят о том, что часть cтабфонда можно потратить - на инвестиции в национальную инфраструктуру и  закупку технологий. Тем более  что, по расчетам экспертов, в результате инфляции только за год cтабфонд потерял 150 млрд рублей19.

 

3.2. Состояние фонда национального благосостояние

По состоянию на 1 марта 2015 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 777,03 млрд. рублей, что эквивалентно 32,22 млрд. долларов США. Остатки средств на отдельных счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте по состоянию на 1 марта 2015 г. составили:

· 14,31 млрд. долларов США;

· 9,74 млрд. евро;

· 1,62 млрд. фунтов стерлингов.

В целях приведения фактической  валютной структуры Фонда национального  благосостояния в соответствие с  его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в феврале  часть средств Фонда национального  благосостояния в евро была конвертирована в доллары США и фунты стерлингов и размещена на соответствующих  счетах по учету средств указанного фонда.

Расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального  благосостояния, пересчитанного в доллары  США, за период с 30 января 2011 г. по 29 февраля 2012 г. составила 0,24 млрд. долларов США, что эквивалентно 5,74 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки остатков средств на счетах по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте за период с 30 января 2012 г. по 29 февраля 2012 г. составила отрицательную величину - (-)5,77 млрд. рублей. Указанные показатели рассчитаны по официальным курсам иностранных валют, установленным Банком России на дату, предшествующую отчетной, и кросс-курсам, рассчитанным на основе указанных курсов.

В соответствии с Бюджетным  кодексом Российской Федерации в  феврале 2012 г. на счет по учету средств федерального бюджета поступили нефтегазовые доходы федерального бюджета за январь 2012 г. в размере 303,36 млрд. рублей. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2007 г. № 892 “О проведении расчетов и перечислении средств в связи с формированием и использованием нефтегазовых доходов федерального бюджета, нефтегазового трансферта, средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния” указанные выше нефтегазовые доходы были перечислены на счет по учету средств нефтегазовых доходов федерального бюджета, после чего были направлены на обеспечение нефтегазового трансферта в полном объеме.

Средства Фонда национального  благосостояния могут быть использованы только на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан России и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного  фонда Российской Федерации. Объем  средств Фонда национального  благосостояния, направляемых на указанные  цели, устанавливается федеральным  законом о федеральном бюджете  на очередной год и плановый период (Бюджетный кодекс Российской Федерации, глава 13.2, статья 96.10, п.1, п.2).

Порядок софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации определен в Федеральном  законе от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную  часть трудовой пенсии и государственной  поддержке формирования пенсионных накоплений».

3.3. Управление Фондом национального благосостояния

Целями управления средствами Фонда национального благосостояния являются обеспечение сохранности  средств фонда и стабильного  уровня доходов от его размещения в долгосрочной перспективе.

Управление средствами Фонда  национального благосостояния осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, установленном  Правительством Российской Федерации. Отдельные полномочия по управлению средствами Фонда национального  благосостояния могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации. В случае привлечения специализированных финансовых организаций для осуществления  отдельных полномочий по управлению средствами Фонда национального  благосостояния порядок привлечения  указанных организаций, а также  требования, предъявляемые к ним, устанавливаются Правительством РФ (Бюджетный кодекс РФ, глава 13.2, статья 96.11, п.1).

Управление средствами Фонда  национального благосостояния может  осуществляться следующими способами (как каждым по отдельности, так и  одновременно) (Бюджетный кодекс РФ, глава 13.2, статья 96.11, п.1)20:

1) путем приобретения  за счет средств фонда иностранной  валюты и ее размещения на  счетах по учету средств Фонда  национального благосостояния в  иностранной валюте (долларах США,  евро, фунтах стерлингов) в Центральном  банке РФ. За пользование денежными средствами на указанных счетах Центральный банк РФ уплачивает проценты, установленные договором банковского счета;

2) путем размещения средств  фонда в иностранную валюту  и финансовые активы, номинированные  в иностранной валюте, перечень  которых определен законодательством  Российской Федерации.

В настоящее время Министерство финансов Российской Федерации управляет  средствами Фонда национального  благосостояния согласно второму способу, то есть путем размещения средств  на валютных счетах в Центральном  банке Российской Федерации. При  этом согласно утвержденному Министерством  финансов Российской Федерации порядку расчета и зачисления процентов, начисляемых на счета по учету средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте, Банк России уплачивает на остатки на указанных счетах проценты, эквивалентные доходности индексов, сформированных из долговых обязательств иностранных государств, иностранных государственных агентств и центральных банков, долговых обязательств международных финансовых организации, в том числе оформленных ценными бумагами, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния, требования к которым утверждены Правительством РФ.

Информация о работе Проблемы формирования и использования Стабилизационного фонда