Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа
Цель работы
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Задачи:
Выявить сущность социально-культурной и досуговой деятельности;
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Введение 2
Глава 1. особенности финансирования социально-культурной деятельности 8
1.1.Сущность культурно-досуговой деятельности 8
1.2.Источники финансирования культурно-досуговых учреждений 14
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности в г.Рязани 28
2.1.Опыт оказания социально-культурных услуг на примере досуговых учреждений Рязанской области 28
2.2.Анализ деятельности МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» 35
Глава 3. Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений 40
3.1.Реализация платных услуг в культурно-досуговых учреждениях 40
3.2.Коммерческая деятельность в сфере культуры и ее нормативная база 45
3.3.Пути выхода музеев из финансового кризиса 48
Заключение 60
Список использованной литературы 66
Услуги культуры, как считают специалисты, обладают важным качественным своеобразием. В отличие, например, от услуг бытовых, увеличивающих размеры свободного времени населения, услуги культуры способствуют поглощению этого свободного времени, наполнению его значительным духовно-эстетическим содержанием. Поэтому перевод бесплатных услуг в платные (или частично оплачиваемые) является оправданным только при условии их резкого роста, их качества. Платные услуги позволяют более гибко учесть такие определяющие тенденции культурного развития последнего времени, как индивидуализация и дифференциация культурных потребностей населения. Сегодня объем платных услуг в сфере культуры составляют примерно треть от всего объема услуг платных и бесплатных.
С целью максимального учета индивидуальных запросов потребителей культурной продукции несколько лет назад разработан и утвержден «Примерный перечень платных услуг, предоставляемых учреждениями культуры и искусства». Он включает в себя, в частности, следующие услуги библиотек:
С развитием новых культурных технологий, культурной сервиса, указанный перечень платных услуг постоянно обновляется и пополняется. В условиях самоокупаемости платного обслуживания учреждения стремятся к предоставлению рентабельных (прибыльных) услуг.
Платные услуги в условиях рыночных отношений являются для учреждений культуры одним из главных способов выживания и, следовательно, они необходимы.
Задача состоит в том, чтобы найти наиболее оптимальные соотношения услуг платных и бесплатных, обеспечивающих гарантированный минимум культурного обслуживания для льготных категорий населения. Платные услуги также должны иметь внутреннюю «вилку» цен, оставляя за потребителем право выбрать дешевую или дорогую (а, следовательно, с повышенным качеством) услугу. Должен быть найден такой механизм, при котором все указанные условия будут учтены, а повышение цен на услуги культуры будет лишь следствием повышения качества.37
Прямая реализация услуг может вестись по объявлениям в газетах и журналах с купонами для ответов. Такая форма используется в случаях, когда необходима дополнительная информация об услугах.
При прямой реализации применяются прямой маркетинг (директ-маркетинг) и телефон-маркетинг. Прямой маркетинг – это прямая работа с клиентами, регулярные контакты организаций со своей клиентурой. Телефон-маркетинг – работа с клиентами по телефону. Причем по телефону могут поступать запросы не только о услугах фирмы, но и о последующем обслуживании.
В последние годы в развитых странах, особенно в Японии, появилось новое средство коммуникаций – видеожурналы, важность которых при реализации услуг без посредников возрастает. Видеожурналы предоставляют новую возможность для демонстрации и реализации информации об услугах.
Коммерческая форма косвенной реализации товаров (работ, услуг) включает два способа реализации: через независимые оптовые организации; через агентов и брокеров.
Реализация через независимые организации получила наибольшее распространение в экономически развитых странах. Например, в США на долю этой формы приходится 50% всей оптовой реализации товаров. В разных сферах деятельности независимые посреднические организации могут называться по-разному: оптовые фирмы, коммерческо-посреднические фирмы, коммерческо-посреднические компании, дистрибьюторы и т.п.
Посреднические организации в культуре выполняют роль связующего звена между учреждением культуры и многочисленными потребителями, помогают культурно-досуговым учреждениям проникать на новые рынки сбыта. Они могут быть универсальными (многоцелевыми) и специализированными, при этом одни из них специализируются по определенным группам товаров и услуг, другие – по конкретным отраслям. Большинство крупных оптовых фирм издают собственные каталоги, имеют различные демонстрационные залы.38
Форма косвенной реализации товаров и услуг включает следующие виды (методы) сбыта: интенсивный, выборочный (селективный), нацеленный, ненацеленный.
Интенсивный сбыт означает подключение к сбытовой программе всех возможных сбытовых посредников независимо от формы их деятельности. Такой вид сбыта практикуется в странах Запада для товаров широкого потребления, а также марочных фирменных товаров. Преимущество подобного вида – в наличии очень плотной сбытовой сети, а недостаток – существование большого числа мелких покупателей и сложный контроль за их платежеспособностью.
Выборочный (селективный) сбыт предусматривает ограничение количества посредников в зависимости от возможностей обслуживания, обеспечения запасными частями, создания ремонтных мастерских. Чаще всего такой сбыт применяется для дорогих, престижных товаров и услуг.
Нацеленный сбыт включает комплекс мер по маркетингу, направленный на конкретную группу потребителей услуг.
Ненацеленный сбыт содержит мероприятия по маркетингу, адресованные всем потенциальным потребителям. Этот вид сбыта требует больших рекламных расходов.
Реализация товаров и услуг через независимые посреднические организации в последние 15 лет увеличивается, а деятельность агентов и брокеров сокращается.
В настоящее время в России реализация услуг через посреднические организации составляет 20-25% общего объема реализации услуг.39
3.2.Коммерческая деятельность в сфере культуры и ее нормативная база
В структуре современной социально-культурной сферы, наряду с государственными учреждениями, все более значительное место начинает занимать коммерческий (частный) сектор. У него есть свои преимущества, и связаны они с тем, что в условиях рыночных отношений частные фирмы более оперативно и гибко реагируют на конъюнктуру рынка досугового спроса, своевременно и чутко улавливают колебания в смене досуговых приоритетов, умеют безошибочно находить экономически выгодные «ниши» в постоянно меняющейся социокультурной реальности.
В системе коммерческой деятельности учреждений культуры главную роль играет не столько товар, сколько сама платная услуга, возможность ее использовать, потреблять, т.е. товар, как средство, с помощью которого можно удовлетворять определенные потребности, например, взять на прокат видеокассету. И в то же время, товар – это комплекс полезных свойств вещи. Поэтому он автоматически включает все составные элементы, необходимые для максимального удовлетворения нужд потребителя.
Таким образом, в понятии товара, произведенного учреждением культуры, входит не только изделие или услуги, как таковые, но и все остальные составляющие, так или иначе представляющие товар перед покупателем и в конечном итоге оказывающие влияние на первую покупку или намерение сохранить приверженность товару, услуге.40
Коммерческий сектор в еще большей степени, чем сфера платных услуг государственных учреждений, способен учесть самые полярные вкусы и потребности, обеспечить запросы различных категорий населения, порой с несопоставимым уровнем доходов. При этом, как правило, он ориентирован на интересы наиболее зажиточных, и в первую очередь предпринимательских кругов потребительской аудитории.
Сильной стороной коммерческого сектора является его предприимчивость, инициатива, ориентация на спрос и конъюнктуру рынка.
Вместе с тем нельзя не заметить, что многие виды коммерческой досуговой продукции формируют пассивного потребителя зрелищ, никак не ориентированы на задачу возвышения культурных потребностей населения, а скорее напротив – несут в себе нередко элементы антикультуры, низкого вкуса, заниженных нравственно-эстетических критериев; шаблоны западной моды и «индустрии развлечений» навязываются зачастую в ущерб богатейшим национальным традициям.41
Большим спросом в современных рыночных условиях, когда существует безработица, пользуются платные (коммерческие) курсы по дефицитным рыночным специальностям, открываемые при многих учреждениях культуры: курсы по бухгалтерскому учету, менеджменту, маркетингу, делопроизводству с навыками компьютерного грамоты и т.д.42
Коммерческая деятельность этого направления требует большой предварительной работы. Многое здесь зависит от правильного выбора стратегии культурного маркетинга.
В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью технологического процесса. Она осуществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а путем создания условий для его протекания через экономическую поддержку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесообразную политику, задания правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, наращивания новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности.
Коммерческая деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и общественными целями коллектива.43
Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетителей. Экономическим методам предстоит вступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно напомнить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расширение объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры.
Важнейшим элементом организации коммерческой деятельности учреждения культуры является «паблик рилейшнз» - не личностное стимулирование спроса на товар, услугу или деятельность посредством внедрения новой идеи, реализованной на высоком качественном уровне.
Поскольку духовные потребности всегда динамичны, удовлетворенная потребность, обеспечив развитие, поднимает тем самым личность (группу, общество) на новую ступень, к новым, более высоким духовным потребностям. Коммерческая система ставит в основу производства услуг и товаров потребности личности покупателя – потребителя.
Однако, развивать коммерческие услуги могут лишь те специалисты, которые умеют что-то конкретно делать, созидать для удовлетворения потребности других людей.
Отсюда формирование системы коммерческой деятельности учреждений культуры может быть осуществлено исходя из спроса на услуги и товары на услуги посетителей. В одном случае основанием служат категории обслуживаемого населения: дети, их родители, рабочие, творческая интеллигенция, руководители предприятий, специалисты народного хозяйства и т.д. В другом – это интерес человека к чему – либо, который рождает спрос на услуги.44 Вопросы ценообразования являются ключевыми.
Коммерческая деятельность государственных и муниципальных учреждений культуры, особенно в сфере их уставных задач, связанных с социально-культурным профилем деятельности, имеет общественно-необходимый характер, существенно обогащает многообразный спектр инфраструктуры рынка культурных услуг, укрепляет экономические основы культурной отрасли.
В последнее время появляются новые формы сотрудничества государственных и коммерческих предприятий; объединения материально-финансовых средств для восстановления храмов, историко-культурных памятников, организации совместных благотворительных акций для воспитанников детских домов и интернатов, инвалидов, пенсионеров и многодетных семей. Такое сотрудничество, несомненно, заслуживают всяческой общественной поддержки.45
3.3.Пути выхода музеев из
За последние десятилетия статичный и консервативный музейный мир существенно изменился. Музей «спустился с небес», вошел в рыночное пространство, «врос в землю», став органичной частью социо-культурной, экономической и политической жизни местных сообществ. В ряду этих перемен стоят и глобальные сдвиги в стратегии финансирования музеев.
Правительственные органы управления культурой все более явно оставляют за собой лишь общее стратегическое руководство музеями, передавая остальные свои полномочия более мелким единицам - районным органам, муниципалитетам, попечительским советам и пр. Не случайно в этой связи последние десятилетия были отмечены складыванием многоканальной системы финансирования музеев, включающей в себя государственные, общественные, частные, предпринимательские (корпоративные), некоммерческие источники финансирования, а также их комбинации, порождающие инновационные формы.
Приоритетной тенденцией государственной политики в области культуры вообще и финансирования музеев, в частности, продолжает оставаться децентрализация, отказ от директивного управления, все более полное проведение принципа «длинной руки», то есть отдаление представителей государственной власти от получателей средств и распределение последних через самоуправляемые общественные фонды. Это, безусловно, снижает риск диктата, цензуры и некомпетентных оценок. В фондах бюджетные ассигнования часто соединяются с разного рода поступлениями из частного сектора, создавая тем самым предпосылки для нового интегрированного музейного финансирования.
Новой тенденцией в финансировании музеев является и так называемый феномен «смешанного пользования», подразумевающий присутствие в одном музейном объекте государственно-общественного и частного капитала на условиях взаимной выгоды. Это могут быть договоры по созданию при музеях торговых или ресторанных комплексов и т.п. По словам руководителя музейной консалтинговой фирмы Великобритании «Культурные ресурсы. Планирование и менеджмент», дальнейшее развитие феномена «смешанного пользования» представляет собой перспективную тенденцию музейного финансирования в ХXI веке.
Информация о работе Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений