Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 12:58, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.
Задачи:
Выявить сущность социально-культурной и досуговой деятельности;
Рассмотреть источники финансирования исследуемой организации, выработать пути совершенствования финансирования МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» г. Рязани.

Содержание

Введение 2
Глава 1. особенности финансирования социально-культурной деятельности 8
1.1.Сущность культурно-досуговой деятельности 8
1.2.Источники финансирования культурно-досуговых учреждений 14
Глава 2. Анализ организации культурно-досуговой деятельности в г.Рязани 28
2.1.Опыт оказания социально-культурных услуг на примере досуговых учреждений Рязанской области 28
2.2.Анализ деятельности МУК «Мемориальный музей-усадьба академика И.П.Павлова» 35
Глава 3. Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений 40
3.1.Реализация платных услуг в культурно-досуговых учреждениях 40
3.2.Коммерческая деятельность в сфере культуры и ее нормативная база 45
3.3.Пути выхода музеев из финансового кризиса 48
Заключение 60
Список использованной литературы 66

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_финансирование_музеев.doc

— 341.50 Кб (Скачать файл)

Основное назначение учреждений культуры – создание условий для удовлетворения растущих духовно-культурных потребностей и формирование мотивов поведения, что требует значительных организационно-педагогических усилий.6

Если рассматривать досуг с позиций жизни общества, то он важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения  общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребности личности в радости, удовольствии и т.д. Постепенно  познавая возможности досуга, способствующего укреплению социального целого, на ранней стадии развития цивилизации были официально установлены прежде всего такие формы, как праздники и обряды, ставшие общезначимыми, то есть одинаково важными для всех членов социальной или этнической ценности.

В России  досуг  никогда не являлся праздным времяпровождением. Досуг  как пространство всегда наполнялся разнообразным содержанием, вызванным необходимостью личности решать те или иные культурные задачи. Поэтому понять смысл досуга и выявить его функции  в принципе возможно лишь в том случае, если проникнуть в его функциональные особенности, выявить тип культуры, в котором функционируют разные формы досуга.7

Для истории России характерно то, что на разных ее  этапах происходил радикальный разрыв с культурным опытом предшествующих поколений, отход только от отдельных традиций, но и от культуры в целом. Это во многом объясняет, почему государство становится  регулятором исторического процесса, решающей силой, определяющей жизнь как общества, так и личности.

Структура государственного устройства определяет ценностно-ориентированную базу культуры. Следовательно, чем более самоценной становилась жизнь личности, не сводимая к утилитарным видам деятельности, тем больше оснований говорить о культурном досуге. При этом под последним понимается не просто свободное, т.е. праздное, время, а время для осуществления значимых для личности, для ее самореализации форм деятельности.

Культурно-досуговая деятельность становится частью конкретно-исторической программы развития личности, что создает предпосылки для ее интеграции с производственной средой. Создание эстетически организованной среды, оказывающей  свое воздействие на человека в условиях досуга, является одним из элементов социальной политики.

«Культурно-досуговая деятельность является   одним из важнейших средств реализации сущностных сил человека и оптимизации социально-культурной среды, окружающей его. В культурно-досуговой деятельности, как правило, слитно присутствуют моменты преобразования, познания и оценки»8., так определяет это ключевое понятие один из ученых.

Культурно-досуговая деятельность является также важным фактором реализации ведущих принципов демократии: гласности, свободы слова, раскрепощенного сознания. Здесь обеспечивается подлинный плюрализм и состязательность идей, возможность высказывать и отстаивать свою точку зрения.

Культурно-досуговая деятельность есть процесс создания, распространения и умножения духовных ценностей. Это положение подтверждается следующим определением: «Культурно-досуговая деятельность есть специализированная подсистема духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющая социальные институты, призванные обеспечить распространение духовно-культурных ценностей, их активное творческое освоение людьми в сфере досуга в целях формирования гармонично развитой, творчески активной личности»9.

Предметом культурно-досуговой деятельности является изучение различных содержательных механизмов общественного сознания, существующего как целостное отражение общественной жизни, ее материальных и духовных аспектов. Культурно-досуговая деятельность есть способ индивидуального  самоутверждения личности, осмысления своего бытия в прошлом, настоящем и будущем.

Ставя цель развитие личности, учитывая добровольность и личную инициативу в культурно-досуговой деятельности, уровень подготовки и форму деятельности людей, специалисты учреждений культуры создают программы, предлагают соответствующую предметную деятельность.10

Поскольку  у каждой личности свои мотивы приобщения  к культурно-досуговой деятельности, возникает необходимость изучения общих принципов этого процесса. Но в условиях свободного выбора  форм проведения досуга, добровольности нельзя не учитывать общих психологических особенностей личности, проявляющихся и в познавательном, и в творческом, и коммерческом видах деятельности.

Объектом культурно-досуговой деятельности является содержание, формы, средства, методы и инструменты интеллектуального и эмоционального воздействия на личность, группу или массу людей, стабильную и нестабильную аудиторию, разные социальные общности.11

Целостную систему  культурно-досуговой деятельности следует рассматривать как процесс постоянного развития в неразрывном единстве теории, организации и методики. В этой системе следует различать не только четкую структуру, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, зафиксированных на какой-либо определенный момент, но и ее ярко выраженный  динамизм развития и совершенствования каждого элемента. Кроме того, следует уяснить, что система культурно-досуговой деятельности включает в себя такие сложные компоненты, которые  сами являются самостоятельными системами: это сеть учреждений культуры разных типов (клубных  учреждений, парков  культуры  и отдыха, музеев, библиотек, центров досуга, культурных комплексов, молодежных кафе , ночных клубов и т.п.); местные органы и управленческое руководство среднего и высшего  учебные заведения, институты и курсы повышения квалификации работников культуры; материально-техническая база учреждений культуры.

Современная теория рассматривает культурно-досуговую деятельность как процесс освоения человеком мира, в основе которого лежит многосторонняя по своей природе деятельность, имеющая собственные функции, цели, средства, результат. Культурно-досуговая деятельность в этом контексте представляется системой со сложной структурой, переплетением типов и видов деятельности. На каждом этапе  исторического развития  виды культурно-досуговой деятельности упорядочиваются, приобретая определенное значение для человека и общества.12

Стержнем целостного технологического процесса в учреждениях культуры является  удовлетворение потребностей населения. Это – идеал, стратегическая цель, которая на современной этапе переходит в плоскость практических задач, придавая этому процессу ярко выраженную социальную направленность.

Сам технологический процесс в учреждении культуры включает следующие элементы:13

  • Объект деятельности:  обслуживаемое население, посетители (группы – коллективы людей и отдельные личности);
  • Субъект деятельности: руководители, специалисты и другие работники учреждений культуры и актив;
  • Деятельность учреждений культуры (процесс воздействия субъекта на объект) со всеми ее компонентами. Такими являются:  цель и содержание деятельности, формы организации аудитории, средства и методы, используемые учреждениями культуры для осуществления стоящих перед ними задач.

Все элементы функционирования технологического процесса  в учреждениях культуры находятся в единстве и взаимодействии, образуют единую систему. Главный элемент этой системы  -  объект деятельности, люди, среди которых учреждение культуры ведет свою деятельность. Все, чем располагает учреждение культуры, предназначено для обслуживания населения, для удовлетворения его духовных потребностей. Поэтому специалистам учреждений культуры надо знать эти потребности, повседневно изучать аудиторию, настроения, интересы и запросы различных групп населения. Без знания людей трудно рассчитывать на достижение желаемого результата, на повышение эффективности  интеллектуального и эмоционального воздействия на аудиторию это выражается в:14

    • Осознании потребности в культурно-досуговой деятельности у людей, что делает возможным любой приход человека в учреждение культуры, без чего не может быть условий для формирующего влияния учреждения культуры на свою аудиторию;
    • Понимании, что потребности личности являются достаточно подвижными, факт их трансформации под влиянием развертывающихся  в нашем обществе политических, экономических, социальных и культурных реформаторских процессов общепризнан;
    • Принципиальной возможности регулирования «потребностями», а через них – мотивацией участия личности в деятельности учреждений культуры, формами и степенью такого участия; это доказано хотя бы тем фактом, что многим учреждениям культуры на практике удается такое регулирование и, как следствие, целенаправленное, формирующее влияние на аудиторию.

В современных условиях к деятельности учреждений культуры предъявляются повышенные требования самого разного характера, в том числе и организация коммерческой деятельности. Умение создать условия для самостоятельной деятельности специалистам, дать им возможность развиваться как субъектам рыночной экономики значит сделать учреждение культуры самоорганизующейся  системой, способной развиваться лишь при условии успешной коммерческой деятельности, дающей возможность поощрения инициативы, введения всевозможных новшеств.

В современных условиях коммерческая деятельность становится неотъемлемой составной частью  технологического процесса. Она осуществляется не путем вмешательства в художественный процесс, а путем создания условий для его  протекания через экономическую поддержку тех культурно-досуговых структур, которые реализуют целесообразную политику , задание правил взаимодействия разных структур (школ, направлений, движений) в обществе и, наконец, выращивание новых (альтернативных существующим) субъектов культурно-досуговой деятельности.

Коммерческая  деятельность учреждения культуры определяется личностными, производственными и  общественными целями коллектива.

Отношения учреждений культуры и населения в настоящее время регулируются в основном платными формами обслуживания посетителей. Экономическим методам предстоит выступить в роли действующих регуляторов деятельности учреждений культуры. Достаточно  напомнить, что такие сложные механизмы, как самофинансирование, расширение  объемов платных услуг, создают значительные возможности для изменения отношения населения к учреждениям культуры. Инновационный  потенциал нового хозяйственного механизма не ограничивается согласованием спроса и предложения культурных услуг. Объектом  воздействия учреждения культуры становятся также такие базовые детерминанты поведения людей в сфере досуга, как ценностные ориентации, индивидуальные значения и мотивы  выбора услуг. Поэтому коммерческая  деятельность  в учреждениях культуры обеспечивает  динамичное формирование многообразных социокультурных групп, включение личности в культурно-досуговую деятельность, выступает важным показателем приобщения личности к культуре.15

 

 

1.2. Источники финансирования культурно-досуговых учреждений

1.2.1.Характеристика  бюджетного финансирования культурно-досуговых  учреждений

 

В современной социально-культурной сфере существует многоканальная система финансирования. Основным ее источником является государственное финансирование. Государственное финансирование производится на безвозмездной основе за счет средств бюджетных и внебюджетных фондов. Основные принципы государственного бюджетного финансирования регламентируются специальной статьей “Основ законодательства о культуре” (ст. 45), которая называется “Финансирование культуры и культурной деятельности”. В ней определены основные нормативы финансирования культурного сектора. 16

Бюджетное финансирование культуры реализуется в современных условиях в двух основных формах. Во-первых, это финансирование по нормативу. Оно включает в себя фонд заработной платы, средства на содержание здания, на капитальный ремонт, ее развитие. На цели сохранения и развития культуры ежегодно направляется не менее 2 % средств республиканского бюджета Российской Федерации. размеры ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетов не могут быть менее 6 % средств соответствующих бюджетов. В Рязанском областном бюджете одной из основных статей расходной части бюджета является финансирование социально-культурных мероприятий. Однако за три года - с 1996 по 1998 гг - при абсолютном росте расходов на социально-культурные мероприятия их доля уменьшилась с 47 % до 30 %.

Объем финансов, выделяемых на развитие культуры в Российской Федерации, растет. За 1992-1999 гг. финансирование культуры за счет республиканского государственного бюджета возросло приблизительно в 7 раз. Однако это обстоятельство не отражает реального отношения государства к развитию культуры. Рост денежной массы прежде всего был связан с экстенсивным развитием сферы культуры. Далее менялся индекс цен в отраслях материального производства. Кроме того, по мнению экономистов, ценность теперешнего рубля составляет только 1/10 его ценности в 70-х годах. Поэтому нет основания говорить о реальном росте финансирования сферы культуры.

Постоянный процент средств, выделяемых на культуру, определялся не нуждами самой сферы культуры, а “остаточным” принципом ее финансирования. Экстенсивное развитие сети учреждений культуры обусловило относительную бедность этих учреждений. Средств, выделенных на их содержание, то есть на заработную плату работников, покрытие мелких расходов и другие нужды. Поэтому вряд ли есть смысл говорить о росте объема услуг культуры и их качестве без дополнительных инвестиций. Однако самое главное заключается в том, что к сфере культуры, как к одному из основных движущих факторов общества, должен применяться принцип приоритетного развития. Следовательно, относительная доля расходов на культуру должна постоянно увеличиваться как в национальном доходе, так и в структуре государственного бюджета.

До сих пор при финансировании культуры средства распределялись в зависимости от потребностей сети учреждений, а не культурных потребностей населения. Поэтому результаты деятельности многих учреждений не соответствуют величине предоставляемых им финансовых ресурсов. Организация управления по территориальному принципу позволяет надеяться, что будет поощряться конкуренция учреждений. При нехватке ресурсов каждому учреждению культуры придется доказывать полезность и перспективность своей деятельности. С экономической точки зрения, это положительный фактор. Таким образом сформируются ориентированные на спрос услуги культуры.17

Информация о работе Пути совершенствования финансирования культурно-досуговых учреждений