Разработка стратегии развития на предприятии ООО "Заводауковский элеватор"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа

Краткое описание

Четкая, продуманная и эффективная стратегия – редкость на большей части российских предприятий, так как большинство руководителей предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования, оставляя без внимания вопросы перспективного развития предприятия. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не принесет желаемых результатов. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………..…………………..7
1.1. Сущность понятия стратегии развития предприятия……………….7
1.2. Виды стратегий развития предприятия……………….……...……..15
1.3. Методические основы разработки стратегии развития предприятия……………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР».................................................................38
2.1. Характеристика предприятия ООО «Заводоуковский элеватор» как объекта исследования…………….…………………...……………..…...38
2.2. Анализ стратегии развития предприятия…………………………..50
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………….70
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор……………….70
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций……………………………………………………………..85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

4.1 диплом 55 печать.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

Следует сказать, в  литературе по стратегическому управлению существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей [9, с. 112].

 Итак, если стратегия функционирования в первую очередь связана с текущей деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества.

Выделяется несколько основных подходов к определению понятия стратегия развития:

1) Первый основывается  на представлениях заинтересованных  в развитии предприятия лиц о результатах этого развития и оптимальном состоянии фирмы. При таком подходе в процессе формирования стратегии развития выделяется четкая иерархия «миссия – стратегия – цели – задачи»;

2) Второй подход рассматривает  стратегию развития предприятия  как синтез отдельных стратегических решений,  определяя ее как совокупность решений, достаточных для определения основных направлений деятельности; 

3) Третий подход представляет  собой различные комбинации элементов  первых двух [8, с. 61].

Проведем анализ определений  понятия «стратегия развития»

 

Таблица 1.2 – Определения  понятия «стратегия развития»

Определение

Автор

1.

Стратегия развития – это  система  управленческих решений, определяющих перспективные направления развития организации, сферы, форм и способов ее деятельности в условиях окружающей среды и порядок распределения ресурсов для достижения поставленных целей.

В. А. Винокуров

[24, с. 104]

2.

Стратегия развития –  формирование основополагающих целей и задач  на долгосрочной основе, а также  чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели.

А.А. Мазараки

[13, с. 76]

3.

Стратегия развития – формирование желаемого состояния организации.

М. Д. Соколов

[5,  с. 89]

4.

Стратегия развития – это процесс формирования генерального перспективного направления развития предприятия на основе выделения качественно новых целей, согласования внутренних возможностей предприятия с внешними условиями, разработки комплекса действий, которые способствуют их достижению.

Н. В. Касьянова

[10, с. 65]

5.

Стратегия развития – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации.

Н. Туленков

[13, с. 98]

6.

Стратегия развития – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.

П. Дойль

[2, с. 212]

7.

Стратегия развития – это общее  направление, генеральная линия  развития предприятия

А. Д. Гительман

[14,  с. 102]


 

 

Итак, рассмотрев представленные определения, можно сделать вывод, что В. А. Винокуров и П. Дойль  определяют стратегию развития, как  систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития предприятия и достижение конкурентных преимуществ. А.Д. Гительман, Н.В. Касьянова, М.Д. Соколов рассматривают стратегию развития, как процесс формирования перспективного, желаемого состояния организации. Из проведенного анализа определений следует, что формирование стратегии развития предприятий дает возможность определить направление поведения предприятия на рынке, с учетом условий внешней среды, конкурентные преимущества предприятия, сформулировать глобальную цель его деятельности,  определить ресурсы, которые необходимо привлечь для достижения поставленных целей и обеспечить их наиболее эффективное использование.

На практике любая  стратегия развития предприятия  направлена на изменение состояния одного или нескольких элементов, характеризующих предприятие: 

  • продукт (параметры выпускаемой номенклатуры продукции или оказываемых услуг);
  • управление  (параметры системы управления предприятием,  а также структуры функционирования);
  • рынок  (параметры внешних условий функционирования предприятия,  и места, занимаемого предприятием на рынке, то есть экономические и географические границы);
  • финансы (параметры финансового и инвестиционного состояния предприятия) [19, с. 139].

При этом, как отмечают авторы, формирование стратегии развития предприятия должна опираться на такие принципы стратегического управления:

  • ориентация на долгосрочные глобальные цели предприятия и экономические интересы его владельцев;
  • множество возможных направлений развития, которые обусловлены изменением внешней среды деятельности предприятия;
  • непрерывность разработки стратегии, постоянная адаптация к изменениям во внутренней и внешней среде;
  • комплексность стратегии, согласованность стратегических решений по отдельным направлениям деятельности предприятия, видами ресурсов, функциями и т.д [15, с. 189].

Следует выделить составляющие успешного выполнения стратегии развития:

  • качественное и своевременное доведение стратегии до работников организации для уменьшения сопротивления и достижения понимания со стороны сотрудников;
  • разработка системы стимулов реализации стратегии;
  • обеспечение необходимыми ресурсами для реализации стратегии;
  • создание условий, необходимых для реализации стратегии. [23, с. 317].

Стратегия развития организации  определяется в результате изучения внешнего окружения и возможных внутренних перспектив ее деятельности с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств. Она заключается в установлении долгосрочной ориентации фирмы на какой-либо вид производственной деятельности и занятие соответствующего или планируемого положения, как на внутреннем, так и на внешнем рынке. При этом уточняются стратегические вопросы, связанные с выбором выпускаемой продукции, обслуживаемых потребителей, применяемых производственных процессов, используемых экономических ресурсов, а также формированием общей линии поведения на рынке с учетом своих возможностей и сил конкурентов. Учитываются возможные стратегии развития следующих рыночных услуг на предприятии: выход на рынок с новым продуктом, привлечение новых поставщиков и потребителей товаров, расширение или прекращение производства и продажи прежних товаров и услуг. Факторы, влияющие на выбор стратегии развития делятся на две группы, представлены на рисунке 1.1:

1. Внешние:

  • состояние экономики (уровень, инфляции, занятости налогообложения и уровень деловой активности, экономический рост);
  • политические процессы,  государственное регулирование, социальные процессы, гражданские права (интересы здравоохранения, оплата труда), природная среда и ресурсы, инфраструктура;
  • условия конкуренции и привлекательность отрасли (силы конкуренции, технологические изменения, рост рынков, появление новых продуктов);
  • особые угрозы и возможности для организации.

2. Внутренние:

  • слабые, сильные стороны организации, ее способность к конкуренции;
  • профессиональные амбиции, этические убеждения управляющих и их философия;
  • влияние культуры и ценностей существующих в организации на стратегию (политика, способы поведения, традиции). 

 

Внешние факторы


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Внутренние факторы

 

Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на выбор стратегии [16, с. 75]

 

Итак, стратегия развития предполагает формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. Цель стратегии развития  – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию высокую рентабельность и жизнеспособность.

Стратегическое управление можно рассматривать как динамическую совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов. Эти процессы логически вытекают один из другого. Однако существует устойчивая обратная связь  и, соответственно, обратное влияние каждого процесса на остальные и на всю их совокупность. Это является важной особенностью системы стратегического управления. Схематически структура стратегического управления  изображена на рисунке 1.2.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Структура стратегического управления [28, с. 125]

 

Тема рассматриваемой работы относится к процессу – «Разработка альтернативных вариантов стратегии и выбор итоговой». Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического управления, с помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей и реализовывать свою миссию.

 

    1.  Виды стратегий развития предприятия

 

Стратегии развития предприятия обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.  Например,  в отношении продукта это может быть либо  решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта. Анализ различных классификаций универсальных базовых стратегий развития (см. табл. 1.3) показывает некоторую несогласованность в наименованиях и структуре. Так, например,  Мескон  выделяет стратегию ограниченного роста, которая,  по его мнению,  может осуществляться путем интенсивного роста, интеграционного роста и диверсификационного роста,  которые в свою очередь у Ламбена,  Котлера,  Виханского-Наумова представлены как отдельные виды стратегий. 

 

Таблица 1.3 – Сравнительный анализ классификаций стратегии развития в различных моделях

Стратегии развития

Модели

Классы

по Ансоффу

[2, с. 85]

способы обеспечения роста

рыночная дифференциация

продуктовая дифференциация

по Ламбену

[12,  с. 165]

интенсивный рост

интегрированный рост

диверсификационный рост


 

Продолжение таблицы 1.3

Модели

Классы

по Котлеру

[11, с. 235]

интенсивный рост

интеграционный рост

диверсификационный рост

по Мескону

[17, с. 178]

ограниченный рост; рост

сокращение (стратегия «последнего  средства»)

сочетание классов стратегий

по Портеру

[21, с. 107]

лидерство в области затрат

дифференцирование

концентрация на сегменте

по Виханскому-Наумову

[5, с. 78]

концентрированный рос

 интегрированный рост

диверсифицированный рост

сокращение


 

Далее рассмотрим следующие  группы стратегий роста:

• интенсивного (концентрированного) роста;

• интеграционного (интегрированного) роста;

• диверсификационного (диверсифицированного) роста;

• сокращения.

Стратегии интенсивного роста обеспечивают развитие фирмы  в пределах базовой отрасли за счет развития продукта,  рынка,  фирмы, технологии. Различные классификации стратегий этой группы (см. табл. 1.4) сводятся к следующей их структуре:

• усиление позиции на рынке;

• развитие рынка;

• развитие продукта.

 

Таблица 1.4 – Сравнительный анализ стратегии интенсивного роста [34, с. 78]

Стратегии развития

Модели

Классы

Виды

по Ансоффу

По Ламбену

интенсивный рост

развитие рынков

по Котлеру

интенсивный рост

глубокое внедрение на рынок

расширение границ рынка

совершенствование товара

по Мескону

по Портеру

по Виханскому-Наумову

концентрированный рост

усиление позиции на рынке

развитие рынка

развитие продукта

Информация о работе Разработка стратегии развития на предприятии ООО "Заводауковский элеватор"