Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 20:22, курсовая работа
Четкая, продуманная и эффективная стратегия – редкость на большей части российских предприятий, так как большинство руководителей предприятий концентрируют свои усилия на решении текущих задач, оперативном уровне управления и, соответственно, на краткосрочном горизонте планирования, оставляя без внимания вопросы перспективного развития предприятия. Предприятие без ясной и эффективной стратегии развития не принесет желаемых результатов. Для того чтобы не только выжить, но и усилить свои конкурентные позиции на рынке, необходимо заниматься стратегическим планированием на профессиональном уровне.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ………………………………..…………………..7
1.1. Сущность понятия стратегии развития предприятия……………….7
1.2. Виды стратегий развития предприятия……………….……...……..15
1.3. Методические основы разработки стратегии развития предприятия……………………………………………………………….22
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР».................................................................38
2.1. Характеристика предприятия ООО «Заводоуковский элеватор» как объекта исследования…………….…………………...……………..…...38
2.2. Анализ стратегии развития предприятия…………………………..50
ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «ЗАВОДОУКОВСКИЙ ЭЛЕВАТОР»……………….70
3.1. Разработка рекомендаций по совершенствованию стратегии развития предприятия ООО «Заводоуковский элеватор……………….70
3.2. Оценка экономической эффективности разработанных рекомендаций……………………………………………………………..85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………...……………………..88
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ...………………………….92
Следует сказать, в литературе по стратегическому управлению существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. В первом случае стратегия – это конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Во втором случае под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде. При таком понимании, стратегию можно охарактеризовать как выбранное направление деятельности, функционирование и рамках которого должно привести организацию к достижению стоящих перед ней целей [9, с. 112].
Итак, если стратегия функционирования в первую очередь связана с текущей деятельностью организации на рынке, то стратегия развития в качестве объекта имеет ее потенциал и конкурентные преимущества.
Выделяется несколько основных подходов к определению понятия стратегия развития:
1) Первый основывается
на представлениях
2) Второй подход рассматривает
стратегию развития
3) Третий подход представляет
собой различные комбинации
Проведем анализ определений понятия «стратегия развития»
Таблица 1.2 – Определения понятия «стратегия развития»
№ |
Определение |
Автор |
1. |
Стратегия развития – это система
управленческих решений, определяющих
перспективные направления |
В. А. Винокуров [24, с. 104] |
2. |
Стратегия развития – формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. |
А.А. Мазараки [13, с. 76] |
3. |
Стратегия развития – формирование
желаемого состояния |
М. Д. Соколов [5, с. 89] |
4. |
Стратегия развития – это процесс формирования генерального перспективного направления развития предприятия на основе выделения качественно новых целей, согласования внутренних возможностей предприятия с внешними условиями, разработки комплекса действий, которые способствуют их достижению. |
Н. В. Касьянова [10, с. 65] |
5. |
Стратегия развития – это установленная на достаточно длительный период совокупность норм, ориентиров, направлений, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность предприятия, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность предприятия к выживанию в конкретной ситуации. |
Н. Туленков [13, с. 98] |
6. |
Стратегия развития – это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия и достижению долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках. |
П. Дойль [2, с. 212] |
7. |
Стратегия развития – это общее направление, генеральная линия развития предприятия |
А. Д. Гительман [14, с. 102] |
Итак, рассмотрев представленные
определения, можно сделать вывод,
что В. А. Винокуров и П. Дойль
определяют стратегию развития, как
систему управленческих решений, определяющих
перспективные направления разв
На практике любая стратегия развития предприятия направлена на изменение состояния одного или нескольких элементов, характеризующих предприятие:
При этом, как отмечают авторы, формирование стратегии развития предприятия должна опираться на такие принципы стратегического управления:
Следует выделить составляющие успешного выполнения стратегии развития:
Стратегия развития организации
определяется в результате изучения
внешнего окружения и возможных внутренн
1. Внешние:
2. Внутренние:
Внешние факторы
Внутренние факторы
Рисунок 1.1 – Факторы, влияющие на выбор стратегии [16, с. 75]
Итак, стратегия развития предполагает формирование основополагающих целей и задач на долгосрочной основе, а также чёткое определение курса действий и грамотное распределения ресурсов, которые будут необходимы для достижения поставленной цели. Цель стратегии развития – добиться долгосрочных конкурентных преимуществ, которые обеспечат предприятию высокую рентабельность и жизнеспособность.
Стратегическое управление можн
Рисунок 1.2 – Структура стратегического управления [28, с. 125]
Тема рассматриваемой работы относится к процессу – «Разработка
альтернативных вариантов стратегии и
выбор итоговой». Этот процесс по праву
считается сердцевиной стратегического управления, с помощью специальных приемов организация определяет
Стратегии развития предприятия обычно называются базисными или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние. Например, в отношении продукта это может быть либо решение производить тот же продукт, либо переходить к производству нового продукта. Анализ различных классификаций универсальных базовых стратегий развития (см. табл. 1.3) показывает некоторую несогласованность в наименованиях и структуре. Так, например, Мескон выделяет стратегию ограниченного роста, которая, по его мнению, может осуществляться путем интенсивного роста, интеграционного роста и диверсификационного роста, которые в свою очередь у Ламбена, Котлера, Виханского-Наумова представлены как отдельные виды стратегий.
Таблица 1.3 – Сравнительный анализ классификаций стратегии развития в различных моделях
Стратегии развития | |
Модели |
Классы |
по Ансоффу [2, с. 85] |
способы обеспечения роста рыночная дифференциация продуктовая дифференциация |
по Ламбену [12, с. 165] |
интенсивный рост интегрированный рост диверсификационный рост |
Продолжение таблицы 1.3
Модели |
Классы |
по Котлеру [11, с. 235] |
интенсивный рост интеграционный рост диверсификационный рост |
по Мескону [17, с. 178] |
ограниченный рост; рост сокращение (стратегия «последнего средства») сочетание классов стратегий |
по Портеру [21, с. 107] |
лидерство в области затрат дифференцирование концентрация на сегменте |
по Виханскому-Наумову [5, с. 78] |
концентрированный рос интегрированный рост диверсифицированный рост сокращение |
Далее рассмотрим следующие группы стратегий роста:
• интенсивного (концентрированного) роста;
• интеграционного (интегрированного) роста;
• диверсификационного (диверсифицированного) роста;
• сокращения.
Стратегии интенсивного роста обеспечивают развитие фирмы в пределах базовой отрасли за счет развития продукта, рынка, фирмы, технологии. Различные классификации стратегий этой группы (см. табл. 1.4) сводятся к следующей их структуре:
• усиление позиции на рынке;
• развитие рынка;
• развитие продукта.
Таблица 1.4 – Сравнительный анализ стратегии интенсивного роста [34, с. 78]
Стратегии развития | ||
Модели |
Классы |
Виды |
по Ансоффу |
– |
– |
По Ламбену |
интенсивный рост |
развитие рынков |
по Котлеру |
интенсивный рост |
глубокое внедрение на рынок расширение границ рынка совершенствование товара |
по Мескону |
– |
– |
по Портеру |
– |
– |
по Виханскому-Наумову |
концентрированный рост |
усиление позиции на рынке развитие рынка развитие продукта |
Информация о работе Разработка стратегии развития на предприятии ООО "Заводауковский элеватор"