Разработка финансовой политики организации на примере ОАО «СТРОЙМАШ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:45, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является разработка финансовых прогнозов организации на основе бухгалтерской финансовой отчетности (приложение 1) и годового отчета ОАО «СТРОЙМАШ» и оценка ее стоимости. Для целей будет проведен анализ следующих показателей:
• Оценка рыночной деятельности компании;
• Анализ операционного и финансового циклов;

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая-финиш.docx

— 141.34 Кб (Скачать файл)

Подводя итог экспресс-оценке организации, можно сделать вывод о том, что организация представляет собой низкоэффективный бизнес, не создающий стоимость, в деятельности которого проявляются негативные тенденции в рыночной деятельности, и положительные тенденции в операционной деятельности. Инвестиционная активность предприятия низка и требует пересмотра в части реальных инвестиций. Финансовой активности не высока и имеет тенденцию к повышению уровня риска предприятия.

 

  • 2. Разработка краткосрочной финансовой политики организации

  • 2.1. Оценка рыночной деятельности организации. Обоснование будущих темпов прироста выручки

  • Рынки, на которых организация осуществляет свою деятельность, имеют следующие  особенности. Спрос на продукцию отрасли характеризуется устойчивым ростом, в том числе за счет реализация ФЦП "Жилище" и нацпроекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", а также Олимпиада-2014 в Сочи. Также наблюдает стабильный рост цен на продукцию, еще один фактор, влияющий на рыночную деятельность организации – это высокая внутриотраслевая конкуренция, обусловленная высокой концентрацией предприятий, производящих аналогичную продукцию, в том числе за счет импортных продуктов. Компания осуществляет поставки продукции на внутренний рынок, основным регионом сбыта является центральная Россия, на который приходится свыше половины выручки. В связи с этим возникают риски снижения доходов в случае ухудшения конъюнктуры. Вероятно именно этот фактор повлиял на снижение объема продаж в отчетном году и его можно признать разрушающим стоимость.

    Показатели, характеризующие конкурентоспособность  продукции (табл. 2.1) дают противоречивую оценку, имеют место как позитивные, так и негативные тенденции. Основные положительные характеристики рыночной деятельности организации таковы: значительный рост маржи прибыли с 6,2 до 11,6%; рост авансов полученных при снижении авансов выданных; высокий удельный вес денежных расчетов в выручке  и его положительный темп роста.

    Негативные  тенденции касаются в первую очередь  стагнации объема продаж, проявляющейся  в отрицательных реальных темпах прироста выручки. Кроме того, отрицательно характеризует деятельность организации  значительное увеличение срока пребывания готовой продукции на складах  в 1,78 раз и увеличение срока дебиторской  задолженности с 30 до 48 дней.

     

    Таблица 2.1

    Показатели  рыночной деятельности организации

    Показатель 

    предыдущий год

    отчетный год

     Выручка (нетто) от продажи  продукции 

    421 802

    371 724

     Темп прироста выручки (нетто), %

    Х

    (11,9)

        справочно: темп инфляции, %

    Х

    6,1

     Реальный темп прироста выручки  (нетто), % 

    Х

    (16,9)

     Рентабельность продаж (маржа), %

    6,2

    11,6

     Длительность пребывания запасов  готовой продукции на складе (с  учетом товаров отгруженных), дни 

    129

    230

     Удельный вес коммерческих расходов  в выручке, %

    0,4

    0,8

     Длительность дебиторской задолженности,  дни 

    30

    48

     Авансы выданные, тыс. руб. 

    12 255

    10 235

     Авансы полученные, тыс. руб. 

    9 017

    10 127

     Соотношение полученных и выданных  авансов 

    0,74

    0,99

     Нетто позиция организации по  авансам (авансы выданные - авансы  полученные), тыс. руб. 

    3 238

    109

     Соотношение кредиторская перед поставщиками/ дебиторская покупателей

    1,03

    0,33

     Нетто позиция организации по  расчетам с покупателями и  поставщиками (дебиторская покупателей  - кредиторская перед поставщиками), тыс. руб. 

    (490)

    23 106

     Удельный вес денежных расчетов  в выручке, %

    104,07

    117,23


    На основе анализа рыночной деятельности организации  сформулированы базовые параметры  ее рыночной политики:

    1. Поскольку рынки, на которых работает организация, эффективны, а положение предприятия устойчиво, постольку рыночной политикой должна быть политика активного инвестирования в расширение осуществляемых видов деятельности, переориентации товарных потоков в направлении потребителей, обеспечивающих высокий стабильный спрос. Эта политика подразумевает интенсивное вложение денежных средств во внеоборотные активы, как реальные, так и финансовые, оборотный капитал, обучение персонала. При высокой конкуренции в отрасли особое внимание следует обратить на  маркетинговые мероприятия.
    2. Оценивая будущие возможные темпы прироста объема продаж необходимо учесть следующие факторы: общеэкономические условия, а именно имеющий место спад деловой активности, снижение объема продаж, увеличение интенсивности конкуренции на рынке, краткосрочность крупных проектов, требующих активных действий для повышения объема продаж. С учетом этих обстоятельств прогнозный рост объема реализации можно принять на уровне 1% в первом прогнозном году, однако на будущее целесообразно заложить более высокие темпы реального роста объема продаж – 3% годовых во втором году и 5% - в третьем и последующих годах.

  • 2.2 Анализ операционного и финансового циклов. Обоснование прогнозных показателей длительности финансового цикла

  • Длительность  циклов, которая определяет оборачиваемость  оборотного капитала, самым существенным образом влияет на рентабельность инвестированного капитала – один из важнейших первичных  факторов стоимости бизнеса. Результаты расчета длительности циклов представлены в таблице 2.2. Длительность циклов весьма длинная, так длительность операционного  цикла в отчетном году 393 дня, при  этом самый продолжительный отрезок  операционного цикла – пребывание готовой продукции на складе (230 дней). Основная причина повышения продолжительности  операционного цикла – увеличение срока нахождения готовой продукции  на складе (почти в 2 раза), что негативно  характеризует деятельность организации  и разрушает стоимость. Единственным положительным фактором, влияющим на длительность операционного цикла является сокращение срока нахождения запасов сырья и материалов на складе с 113 до 96 дней. При этом длительность производственных процессов очень мала – 18 дней. Учитывая данный фактор, сроки производственного цикла являются нецелесообразно длинными, также как сроки операционного и финансового циклов.

    Что касается финансового цикла, то он короче производственного, как в предыдущем году, так и  в отчетном, его длительность составила 312 дней. Повышение длительности финансового  цикла связано с сильным увеличением  производственного цикла и повышением срока погашения дебиторской  задолженности на 18 дней. Более низкий темп роста длительности финансового цикла по сравнению с операционным связан с незначительным ростом срока погашения кредиторской задолженности – 5 дней.

    Таблица 2.2

    Расчет длительности операционного и финансового  циклов, дни

    Показатель 

    предыдущий год

    отчетный год

     Длительность пребывания запасов  сырья и материалов на складе 

    113

    96

     Коэффициент нарастания затрат 

    0,8289

    0,9136

     Длительность производственного  процесса 

    17

    18

     Длительность пребывания запасов  готовой продукции на складе (включая  товары отгруженные) 

    129

    230

     Длительность дебиторской задолженности  

    30

    48

     Длительность кредиторской задолженности  

    76

    81

     Длительность производственного  цикла 

    260

    345

     Длительность операционного цикла 

    290

    393

     Длительность финансового цикла 

    214

    312


    Как показали расчеты, табл. 2.3, длительность финансового  цикла, как в предыдущем, так и  в отчетном году, является классическим. Такой вывод получен на основе сравнения дебиторской задолженности (без авансов выданных) и авансов  полученных, которое показало, что  ситуация на предприятии вполне типична  – дебиторская задолженность  превышает полученные авансы (сумма  превышения 12 858 тыс. руб. на начало года и 28 773 тыс. руб. на конец). Также типично  соотношение кредиторской задолженности  с выданными авансами (сумма превышения 242 201 тыс. руб. на начало года и 284 632 тыс. руб. на конец), таким образом, организация  кредитует своих покупателей, пользуясь  коммерческим кредитами своих поставщиков. То есть имеет место рыночная ситуация «рынок покупателя», как на рынке  закупок, так и на рынке продажи  производимой продукции, что свидетельствует  о цивилизованных рыночных отношениях, как на рынке закупок, так и  на рынке поставок.

     

     

    Таблица 2.3

    Установление  типа финансового цикла

    Показатель 

    предыдущий год

    отчетный год

     Дебиторская задолженность (без  авансов выданных)

    21 875

    38 900

     Авансы полученные 

    9 017

    10 127

     Сальдо (активы минус обязательства) 

    12 858

    28 773

     Кредиторская задолженность (без  авансов полученных)

    254 456

    294 867

     Авансы выданные 

    12 255

    10 235

     Сальдо (активы минус обязательства) 

    (242 201)

    (284 632)

     Тип финансового цикла 

    классический

    классический


    Основываясь на результатах расчетов длительности циклов и выявленных тенденциях в  изменении длительности циклов, а  именно тенденции к увеличению длительности пребывания готовой продукции на складах и срока погашения  дебиторской задолженности,  а  также тенденции к увеличению срока погашения кредиторской задолженности, были спрогнозированы следующие  показатели, табл. 2.4. Необходимо отметить, что направлениями политики относительно управления финансовым циклом должно стать усиление контроля над запасами готовой продукции на складах  и поддержание выгодного для  предприятия соотношения между  задолженностями, в этом случае длительность финансового цикла будет снижаться  и, таким образом, положительно влиять на стоимость бизнеса.

    Таблица 2.4

    Прогнозные  показатели длительности финансового  цикла, дни

    Показатель

    прогнозный период

    1 год

    2 год

    3 год

     Длительность пребывания запасов 

    221

    199

    179

     Длительность дебиторской задолженности  

    43

    39

    35

     Длительность кредиторской задолженности  

    30

    30

    29

     Длительность финансового цикла 

    235

    209

    185


     

  •  

  • 2.3 Управление высоколиквидными активами

  • Анализ  высоколиквидных активов, которыми располагает организация (табл. 2.5) показал, что в составе этих активов  присутствуют как денежные средства, так и краткосрочные финансовые вложения, которые составляют 9,57% от суммы высоколиквидных активов  на конец года, что несколько снижает  потери от этих активов. Динамика высоколиквидных  активов положительна, темп прироста составил 203,23%, что существенно выше темпа прироста валюты баланса – 11,13%, так и темпа прироста выручки  – (11,9)%, что увеличивает степень  ликвидности организации.

    Однако не смотря на значительный рост величина высоколиквидных активов на конец отчетного года недостаточна для обеспечения приемлемого уровня ликвидности организации. Об этом свидетельствует все критерии, которые были использованы для оценки обеспеченности этими активами. Удельный вес высоколиквидных активов в оборотных активах составляет – (98,95)% от норматива, принятого на уровне 3% от оборотных активов; соотношение с краткосрочными обязательствами равно (97,48)% от норматива, принятого на уровне 5% от краткосрочных обязательств; соотношение с выручкой составляет (97,47)% от норматива, принятого на уровне 1% от выручки. Такая ситуация с необеспеченностью высоколиквидными активами объясняется тем, что организация не имеет финансовую поддержке из вне, а ее обязательства превышают собственные средства. Это способствует разрушению стоимости.  

    Таблица 2.5

    Анализ обеспеченности организации высоколиквидными активами

    Информация о работе Разработка финансовой политики организации на примере ОАО «СТРОЙМАШ»