Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, реферат
Основанием для выполнения данной работы послужил учебный план по дисциплине «Финансы и кредит» и особый интерес к данной теме.
Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.
Образование представляет одну из важнейших отраслей непроизводственной сферы. В РФ более 9% населения заняты в этой отрасли. Государственной системе образования всегда принадлежала первостепенная роль в деле воспитания и образования подрастающего поколения. Приоритетность образовательной отрасли обозначена и в современном законодательстве.
«Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».11
Реализация конституционных прав граждан на образование должна быть обеспечена путем создания условий для получения образования, достигаемых, прежде всего финансированием образовательных учреждений.
Деятельность учреждений образования не может быть обеспечена только рынком, потребности общества в образовании, их удовлетворение должны быть осуществлены поддержкой государства путем бюджетного финансирования, т. е. практически за счет налогоплательщиков, внесших часть своих доходов в бюджет.
Основные принципы государственной политики в области образования сформулированы в Законе РФ «Об образовании» (в нов. Ред. Федерального закона) от 13 января 1996 г. №12-ФЗ и в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
«В расходы на образование в 2002 г. Включены расходы на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование, переподготовку и повышение квалификации, высшее профессиональное образование, прочие расходы в области образования».12
Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.
Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».
Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.
Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Схема финансирования
Образовательное учреждение – то, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательное учреждение
самостоятельно осуществляет
финансово- хозяйственную
«Основные задачи в области финансирования учреждений образования: увеличить размеры бюджетных средств на финансирование образования, сделав его приоритетным; усовершенствовать структуру расходов внутри отрасли «Образование», увеличив долю расходов на школьное и высшее образование по опыту зарубежных промышленно-развитых стран».13
Изменения расходов бюджетов на образование за 2000-2003 г.г. представлены в табл.1.
Как видно из таблицы, доля валового внутреннего продукта, ассигнуемая на образование, составляет всего лишь 4 %, что значительно ниже многих зарубежных стран.
Рассмотрим некоторые целевые направления расходов на образование:
Расходы на
«Расходы на общеобразовательные школы включают затраты на текущее содержание, приобретение оборудования и инвентаря, капитальный ремонт, строительство новых зданий».14
Расходы на текущее содержание
— это заработная плата
педагогического, учебно-
Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей: числа учащихся и количества классов. Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет около 45% всех расходов на текущее содержание школ.
Фонд заработной платы по
Фонд заработной платы
Фонд заработной платы
административно-
В фонд заработной платы
Следующей значительной
Планирование учебных расходов производится по установленным нормам на один класс по группам классов.
В сметах школ предусматриваются
также расходы на приобретение
оборудования, инвентаря и на
капитальный ремонт зданий. Потребность
школы в инвентаре и
Строительство новых школ
Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материальным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды, а по школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.
На основе расчетов по статьям
расходов составляется смета
расходов общеобразовательной
В школы-интернаты принимаются
дети, не имеющие необходимых
условий для воспитания в
семье или оставшиеся без
Основными показателями для
Все затраты на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из которого школа-интернат финансируется. Многие родители полностью освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате.
При сводном планировании в отличие от общеобразовательных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.
Детские дошкольные учреждения
организуются органами образования,
предприятиями, хозяйственными
Расходы на содержание детских
садов зависят от среднегодового
числа детей, количества групп
и часов пребывания одного
ребенка в детском
Научно-технический прогресс, задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров. Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учебные заведения.
Все более важное место в
настоящее время занимает
В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для развития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучение осуществляется по
Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей. Основным финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.