Расходы бюджета на социальные цели

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 13:06, реферат

Краткое описание

Основанием для выполнения данной работы послужил учебный план по дисциплине «Финансы и кредит» и особый интерес к данной теме.
Цель этой работы – освещение вопросов, связанных с расходами бюджетов на социальные цели.

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат.doc

— 185.50 Кб (Скачать файл)

       В смете приводятся общие сведения  об  учебном  вузе,  учебно-материальной  базе. При сводном планировании  расходы исчисляются на основе  расчетных  норм на одного  студента.

       В расходах на вузы значительный удельный вес имеет  заработная  плата.  В фонд  заработной  платы   вузов   включается   заработная   плата   штатного профессорско-преподавательского    персонала    (включая     преподавателей - совместителей)  дневных,  вечерних  и  заочных   учебных   заведений,   лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а  также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего персонала.

          Фонд   заработной   платы   профессорско-преподавательского    состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей  и средней ставки заработной платы.

       Количество должностей определяется  по расчетным  коэффициентам   с  учетом числа студентов  и  аспирантов  на  одного  преподавателя.  Эти  коэффициенты установлены для дневных, вечерних и заочных отделений по  группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

       Ставки   заработной   платы    профессорско-преподавательского    состава дифференцированы в зависимости от разряда  единой  тарифной  сетки,  ученого звания и ученой степени. Заработная  плата  привлекаемым  к  учебной  работе специалистам, не состоящим  в  штате,  выплачивается  из  почасового  фонда, который планируется в процентах к годовому фонду заработной  платы  штатного персонала.

    Второе  место по величине в расходах вузов  занимают  затраты  на  выплату  стипендий, которые определяются исходя из  среднегодового  числа  студентов, получающих стипендии, и установленных  размеров стипендий. Кроме того планируются затраты на  производственную  практику  студентов, учебные расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование, капительный ремонт и т.д.  

  1. Расходы на средние специальные учебные  заведения

       Главная  задача  средних  специальных  учебных  заведений  —   подготовка квалифицированных  специалистов  со  средним  специальным  и  общим  средним образованием,  имеющих  необходимые  теоретические  знания  и   практические навыки   по   специальности,   для   различных    отраслей    экономики    и непроизводственной сферы страны.

        Основные показатели при расчете  затрат на средние специальные  заведения: среднегодовое число учащихся; количество групп, определяемое раздельно по дневному,  вечернему  и заочному обучению.

       Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают  затраты на  заработную   плату   с   начислениями,   выплату   стипендий,   учебные, хозяйственные и прочие расходы.

       Расходы  на  выплату  стипендий   и  производственную  практику   учащихся планируются так же, как и по  высшим  учебным  заведениям.  Учебные  расходы планируются  по  нормам,  которые  дифференцируются  по  формам  обучения  и  профилю  подготовки  специалистов.  Хозяйственные  и  канцелярские   расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводном планировании  —  по  нормам затрат на одного учащегося. 

    Расходы на культуру, искусство, а также СМИ

       В Конституции  РФ  провозглашено,  что «Российская  Федерация  - социальное государство, политика которого направлена  на создание  условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека»15,  в том числе его образовательного и культурного уровня.

       «Отрасль   хозяйства   «культура»,   представляет    собой    совокупность предприятий, учреждений и  организаций,  решающих  специфические  задачи  по развитию  и  самореализации  личности,  гуманизации  общества  и  сохранению самобытности народов»16.

    «Культура – исторически определенный уровень  развития общества, творческих сил  и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура включает в себя результаты познания произведений искусства, нормы морали и права. Функции культуры в современных условиях состоят в обогащении человека духовными и научными ценностями».17

    Правовая  база сохранения и развития отечественной  культуры - Закон РФ  «Основы  законодательства  Российской  Федерации  о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.

    С культурой тесно связано искусство  и кинематография.

    Искусство – художественное творчество в целом: литература, архитектура, скульптура, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр, кино и другие разновидности  человеческой деятельности, а также  живопись.

    «Кинематография – отрасль культуры и промышленности, осуществляющая производство фильмов и показ их зрителям, один из массовых видов искусства, важное средство политической и научной пропаганды»18.

    «Средства массовой информации (СМИ) – систематическое  распространение сообщений через  печать, радио, телевидение, кино с целью утверждения духовных ценностей общества и оказания воздействия на оценки, мнения и поведение людей, распространение культуры, рекламы»19.

    Учреждения  культуры и искусства не могут  быть обеспечены только рынком, они  поддерживаются обществом.

    В Основах законодательства России о  культуре указано,  что  на  культуру ежегодно  должно  направляться  не  менее  2%  федерального  бюджета  и   6% территориальных  бюджетов. Предусмотрена необходимость  регулярного  уточнения объемов  финансирования  для возмещения   дополнительных   затрат   из-за инфляционных  процессов.    В   реальной   практике   ни   федеральные,   ни региональные власти этого требования не выполняют.

    Принцип  финансирования  расходов  на  культуру  -  сочетание  бюджетного финансирования  с   элементами   коммерческой   деятельности,   что   вполне соответствует структуре современного рыночного  механизма.  Например,  музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, используя коммерческие начала  для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных  экспонатов  на  аукционах. Театры, дворцы культуры  активно  предоставляют  платные  услуги,  используя полученные ресурсы на  удовлетворение  духовных,  эстетических  потребностей населения. Этим реализуются принципы  доступности всех  слоев населения к культурным ценностям и благам.

       Проблемы  современного  состояния   российской  экономики,  приводящие   к дефицитности  бюджетов  и   инфляционным  процессам,  оказывают   влияние   на финансирование  учреждений культуры.

       «Распределение расходов осуществляется по целевым и экономическим  статьям посредством постатейного принципа  выделения  бюджетных  средств  на  основе сметного расчета. По каждой  статье  применяется  отдельная  методика.  Так, например,   особенности  финансирования  музеев   зависят   от   численности хранителей  музейного  фонда,  структуры  музея,   состава   предметов,   их ценности,  состояния,  степени  доступности  экспонатов,  необходимости   их приобретения, наличия охранной сигнализации»20.

       Из федерального бюджета финансируются  учреждения и  организации   культуры по перечню, определенному  Правительством РФ.  В  него  включены  библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую  культурную  значимость  для России, например,  Государственный  Эрмитаж,  Всероссийская  государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

       В каждом субъекте РФ имеются  организации культуры,  имеющие   региональное значение. Источником  финансирования их деятельности  выступают  региональные бюджеты.

       Из   муниципальных   бюджетов   финансируется   самая    массовая    сеть государственных  учреждений культуры.

    Бюджетные расходы РФ на культуру, искусство  и кинематографию показаны в таблице 2.

    Во  вложения в СМИ на 2003 г. Включена поддержка телевидения и радиовещания в сумме 9,0 млрд руб., периодической печати и издательств – 0,5 млрд руб.

    Расходы на здравоохранение и физическую культуру

      «Здравоохранение – система мероприятий по охране здоровья, предупреждению и лечению болезней и продлению жизни человека»21.

    Конституция РФ гласит: «Каждый имеет право  на охрану здоровья и медицинскую  помощь. Медицинская помощь в государственных  и муниципальных учреждениях  здравоохранения оказывается гражданам  бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». 22

       С 1993 г. в соответствии с  действующим законодательством  в нашей стране происходит  внедрение механизма медицинского страхования.

       «Медицинское  страхование  является  формой  социальной  защиты  интересов населения  в  охране  здоровья  и  представляет  собой  совокупность   видов страхования,  предусматривающих  обязанности  страховщика по  осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной  компенсации дополнительных расходов застрахованного за  медицинские услуги,  включенные  в программу медицинского  страхования (гарантированный перечень   медицинских   услуг, предоставленных всем категориям населения и финансируемых  за  счет  средств ОМС)»23.

       Цель медицинского страхования  — гарантировать гражданам при  возникновении страхового  случая  (заболевания)  получение  медицинской   помощи  за   счет накопленных  средств и  финансировать профилактические мероприятия.

       Закон РФ « О медицинском  страховании граждан в Российской  Федерации»  от 28.06.91   №1499-1,   предусматривает   введение   в   России   медицинского  страхования граждан в двух  формах: обязательной и добровольной.

       Обязательное  является  составной   частью  государственного   социального  страхования и обеспечивает всем  гражданам РФ равные возможности  в  получении медицинской и  лекарственной помощи, предоставленной  за счет  средств  ОМС   в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

       Добровольное — расширяет перечень  обязательных  программ  дополнительными  медицинскими услугам, действуя  на коммерческих началах.

            В дополнение  к обязательной  (государственной)  системе   медицинского страхования  действует  дополнительная  система  добровольного  медицинского страхования, организованная, как правило, на «смешанной», акционерной  форме собственности. Функционирует  она  на  коммерческих  принципах,  на  которых построены страховые тарифы.

       В соответствии с утвержденной  номенклатурой  учреждения  здравоохранения подразделяются на: лечебно-профилактические   учреждения   (больницы,    диспансеры,  поликлиники, санатории и т.д.), учреждения профилактической медицины, аптечные учреждения.

       Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.

       Медицинская  помощь  населению   может  осуществляться  в   стационарной  и амбулаторно-поликлинической  формах. В основе расчета  расходов  на  содержание  стационара  лежит  показатель среднегодового количества коек. В  амбулаторно-поликлинических  учреждениях   основные   показатели   при планировании расходов: среднегодовое  число  врачебных  должностей  и  число врачебных посещений.

       «Основные статьи расходов медицинских учреждений:

  1. Заработная плата - составляет 60% затрат на  содержание  медицинского учреждения. В настоящее время она устанавливается  в  соответствии  с  Единой тарифной сеткой по оплате труда работников бюджетной сферы.
  2. Административно-хозяйственные  расходы  включают  широкий   перечень  затрат по обслуживанию лечебного процесса.
  3. В стационарах большое внимание уделяется расходам на питание больных,       определяемым  умножением  норм  затрат  на   количество   койко-дней, планируемых в каждом отделении.
  4. В  таком  же  порядке  осуществляется   планирование   расходов   на приобретение медикаментов и перевязочных средств. С целью контроля за стоимостью  медицинских  услуг  в  расчет  цен  принимаются  наиболее  дешевые медикаменты.
  5. Расходы  на  приобретение  медицинского  оборудования  и  расходы  на приобретение мягкого  инвентаря  планируются  в  пределах  выделенных ассигнований и по дифференцированным нормам в зависимости от  профиля  отделений.
  6. Затраты  на  капитальный  ремонт   зданий   медицинских   учреждений определяются  на  основе  финансово-сметных   расчетов   в   пределах  выделяемых бюджетных ассигнований».24

Информация о работе Расходы бюджета на социальные цели