Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2013 в 17:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – продемонстрировать экономическую сущность бюджета субъекта Российской Федерации для экономической (финансовой) системы региона.
Задачи:
1) перечислить виды расходов городского и областного бюджетов;
2) охарактеризовать все основные направления использования средств бюджетов субъектов РФ;
3) проанализировать принципы формирования расходов бюджетов Ярославской области и г. Ярославля;

Содержание

Введение 4
1. Теоретические основы бюджета и бюджетной системы РФ 6
1.1. Сущность бюджета государства, его необходимость и роль 6
1.2. Структура современной бюджетной системы РФ 10
1.3. Понятие расходы бюджета, их классификация 19
2. Анализ состава, структуры и динамики расходов областного бюджета Ярославской области 22
2.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 22
2.2. Состав и динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 26
3. Анализ состава, структуры и динамики расходов городского бюджета г. Ярославля 28
3.1. Состав и структура расходов бюджета за 2012 г. 28
3.2. Динамика расходов бюджета 2013-2015 гг. 30
Заключение 36
Список использованной литературы (Приложения)……………………….…..…………38

Вложенные файлы: 1 файл

финальный вариант.docx

— 171.38 Кб (Скачать файл)

Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для более быстрого развития наукоемких производств, научно-технических  перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Возросшая регулирующая роль бюджета  дала основание рассматривать его  в качестве плана финансового  хозяйства, который служит средством  достижения экономической стабильности и выполняет функции встроенного  стабилизатора. Такое назначение бюджетного механизма во многом зависит от источников, характера формирования его доходной части и направленности расходов. 
Подавляющая часть всех доходов бюджета западных государств образуется за счет налогов (90% поступлений на центральном и 70% - на местном уровне).   Таким образом, бюджет — это особый сегмент денежных отношений, связанный с формированием, распределением и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для обеспечения функций и задач государства и его территориальных подсистем; финансовый план страны.

 

1.2. Структура современной бюджетной системы РФ.       Бюджетное устройство – это структура и принципы построения бюджетной системы.                                                   Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:                                               - I уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 
-II уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и                                           бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 
-III уровень - местные бюджеты.

Помимо вышеперечисленных видов  бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.   В соответствии с законом «Об основах организации местного самоуправления в РФ», введённого в действие с 1 января 2006 года, в Ярославской области изменились принципы территориально-административного деления. Всего 112 муниципальных образований, 80 – сельских поселений. Из них: 17 муниципальных районов,                     3 городских округа (Ярославль, Переславль, Рыбинск), 12 городских поселений,              3 города областного значения: Ростов, Углич, Тутаев; 5 городов районного значения: Мышкин, Данилов, Пошехонье, Любим, Гаврилов-Ям; 4 поселка городского типа.

Рис. 1. Бюджетная система РФ 4

 

Рассмотрим принципы организации бюджетной системы РФ в соответствии с последними изменениями Бюджетного Кодекса РФ5.

1. Принцип единства бюджетной системы РФ6 – единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы РФ, ведение бюджетного учета и составление бюджетной отчетности, бюджетов бюджетной системы РФ и бюджетов учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов.

2. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации7 означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и  органы управления государственными внебюджетными  фондами не вправе налагать на юридические  и физические лица не предусмотренные  законодательством Российской Федерации  финансовые и иные обязательства  по обеспечению выполнения своих  полномочий.

3. Принцип самостоятельности бюджетов означает8: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;
  • право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

4. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований9 означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной  власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и  органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

5. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает10, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

6. Принцип сбалансированности бюджета означает11, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

7. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает12, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

8. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов13 означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению  в бюджете) начиная с очередного финансового года.

9. Принцип прозрачности (открытости)14 означает:

обязательное опубликование в  средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также  доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных  образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной  власти (представительные органы муниципальных  образований), процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной  власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной  власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом  государственной власти (местной  администрацией);

стабильность и (или) преемственность  бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение  сопоставимости показателей бюджета  отчетного, текущего и очередного финансового  года (очередного финансового года и планового периода).

10. Принцип достоверности бюджета15 означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств16 означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

12. Принцип подведомственности расходов бюджетов17 означает, что получатели бюджетных средств имеют право получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей  бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных  средств могут быть включены в  перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств  только одного главного распорядителя  бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных  средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает  в силу закона, нормативного правового  акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

13. Принцип единства кассы18 означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Из всего вышеуказанного становится ясно, что бюджетная система                         (совокупность бюджетов всех уровней) в настоящее время подвергается четкому правовому регулированию  со стороны государства. И принципы организации бюджетной системы  РФ обязательны на территории всей страны.

Разграничение бюджетных полномочий между уровнями власти в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ.

Бюджетные полномочия федеральных органов  государственной власти являются четко  регламентируемыми19.

Федеральные органы государственной  власти осуществляют следующие бюджетные полномочия:

  1. Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основ бюджетного процесса и межбюджетных отношений;
  2. Определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;
  3. Установление порядка составления и рассмотрения проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждения и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления контроля за их исполнением, утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  4. Составление и рассмотрение проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, составление отчета об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
  5. Установление порядка составления и представления в федеральные органы исполнительной власти сводов утвержденных бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов на очередной финансовый год, отчетов об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и иной бюджетной отчетности;
  6. Установление порядка разграничения расходных обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
  7. Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств Российской Федерации, установление и исполнение расходных обязательств Российской Федерации;
  8. Определение порядка установления и исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из федерального бюджета;
  9. Определение основ формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
  10. Определение порядка установления нормативов отчислений от федеральных, региональных и местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  11. Установление нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
  12. Определение общих принципов предоставления и форм межбюджетных трансфертов;

Информация о работе Расходы бюджетов субъектов Российской Федерации: состав, структура, динамика