Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ……………………..31
3.1. Пути совершенствования экономических отношений при формировании бюджета…………………………………….…...…………...31
3.2. Проблемы эффективного использования бюджетных обязательств…35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Таким образом, государственный бюджет выражает денежные отношения, возникающие между государством и другими участниками общественного производства в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта путем образования централизованного фонда денежных средств государства и его использования на цели расширенного воспроизводства и удовлетворения общественных потребностей. Это и есть главное назначение государственного бюджета – с помощью финансовых средств создать условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач, укрепления обороноспособности.
1.2. Функции бюджета
Сущность бюджета, как любой экономической категории, проявляется в его функциях. Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции – распределительная (перераспределительная) и контрольная.
Благодаря выполнению данных функций бюджет выполняет следующие задачи: перераспределение национального дохода; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение социальной сферы и осуществление социальной политики государства; контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.
Действие данных функций определяется рассмотренной спецификой бюджетных отношений. Вместе с тем, как основное звено государственных финансов, государственный бюджет в рамках распределительной функции выполняет характерные подфункции: размещения, перераспределительную, стабилизации.
С
помощью распределительной
Межотраслевое
и территориальное
Непроизводственная сфера не учувствует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работника этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение, образование и т.д.)
Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения инвестиций производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства – авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и др. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.
При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров. инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования, культуры, решение жилищной проблемы.
Таким образом, распределительная функция бюджета проявляется через формирование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50 % ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя таким образом экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления.
Контрольная
функция бюджета действует
Контрольная
функция бюджета позволяет
Контрольная функция бюджета выражается в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.
Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который показывает направление бюджетной политики, отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.
Таким
образом, основными функциями
-
перераспределение
-
контроль за образованием и
использованием денежных
1.3. Принципы государственного бюджета
Таким образом, бюджетная система Российской Федерации чрезвычайно сложна, как сложны и все ее составляющие: федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, местные бюджеты. Федеральный бюджет балансирует доходы и расходы государства в целом, осуществляет необходимое перераспределение доходов между социальными группами, между регионами. Территориальные же бюджеты способствуют осуществлению конкретных программ на местах. И то, и другое жизненно важно для функционирования экономики страны и успешного ее развития.
Следовательно оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета:
Для примера рассмотрим некоторые из них.
Принцип единства бюджетной системы РФ означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Принцип
разграничения доходов и
Принцип самостоятельности бюджетов означает: право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы РФ самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ; законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов; право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направление расходования средств соответствующих бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов; недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением случаев, связанных с изменением законодательства.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.
Принцип
эффективности и экономности
использования бюджетных
Принцип общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.
Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогнозов социально – экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
2. Роль бюджета государства в национальной экономике
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические
показатели развития страны
Бюджет государства оказывает большое влияние на многие макроэкономические показатели страны: на уровень потребительского кредита, индекс потребительских цен, экспорт, валовой внутренний продукт, промышленное производство, индекс промышленных цен, торговый баланс, уровень безработицы и др. Это влияние во многом объясняется тем, что бюджет – это финансовый план, который учитывает все сферы жизни. Планирование бюджета позволяет избежать огромных расходов и спланировать деятельность государства на длительный период. Рассмотрим подробнее влияние бюджета на отдельные макроэкономические показатели.
Потребительский кредит – отражает объем использования населением системы кредита через кредитные карточки, личное заимствование и покупки в рассрочку. Является индикатором потребительского спроса. Большое значение этого индикатора свидетельствует о том, что потребители не боятся «залезать в долги» для удовлетворения своих материальных потребностей. Однако цифры часто пересматриваются и имеют значительные сезонные колебания (праздники). Рост значения этого индекса является положительным фактором для развития национальной экономики и приводит к росу курса национальной валюты.
Основным источником денежного предложения стало пополнение ликвидности со стороны денежных властей. В последнее время замедление темпов роста кредитного портфеля приняло ярко выраженный характер. В ноябре 2008г по сравнению с октябрем объем выданных кредитов населению даже сократился на 0,7%. По итогам одиннадцати месяцев 2008г. задолженность перед кредитными организациями нефинансовых организаций выросла на 32,6% против 46,9 % за тот же период в 2007г. Ожидается, что в 2011 г. внешние условия развития российской экономики ухудшатся по сравнению с предшествующим периодом. Ожидаемое в текущем году замедление роста спроса в группе стран – ведущих импортеров российских товаров, снижение темпов роста потребительских цен в группе стан – ведущих поставщиков товаров в Россию, а также низкие цены на сырьевые товары будут воздействовать на российскую экономику в направлении ограничения темпов экономического роста и сдерживания инфляции.
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации