Роль бюджета государства в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.

Содержание

Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ……………………..31
3.1. Пути совершенствования экономических отношений при формировании бюджета…………………………………….…...…………...31
3.2. Проблемы эффективного использования бюджетных обязательств…35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая по финансам.doc

— 196.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, направления налоговой  политики на долгосрочную перспективу основываются на необходимости обеспечения принципов нейтральности и справедливости налоговой системы, а также поддержания такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает препятствий для устойчивого экономического роста и, с другой стороны, – отвечает потребностям расширенного правительства в доходах для предоставления важнейших государственных услуг и выполнения возложенных на него функций.

     С учетом изложенного предстоит обеспечить реализацию следующих мер долгосрочной стратегии в области налоговой политики:

     1. Повышение эффективности налогового  администрирования. Собираемость  основных налогов может быть  обеспечена за счет сокращения  возможностей уклонения от уплаты  налогов.

     2. Реформирование единого социального налога и введение страховых взносов для работодателя.

     Наиболее  масштабным изменениям в плановом периоде  будет подвергнут единый социальный налог (включая взносы на обязательное пенсионное страхование). Реформа этого  налога будет направлена на предотвращение дальнейшего снижения эффективной налоговой ставки, которое наблюдается в силу особенностей конструкции единого социального налога (далее – ЕСН).

     3. Совершенствование налогообложения  добычи нефти. Необходимо постепенное  изменение системы налогообложения добычи нефти, которое подразумевает изменение критериев предоставления налоговых каникул либо применение территориального понижающего коэффициента к ставке налога на добычу полезных ископаемых.    

     4. Переход на новые принципы  налогообложения добычи природного газа, которые будут направлены на выравнивание налоговой нагрузки при добыче природного газа и налоговой нагрузки при добыче нефти с одновременной дифференциацией налоговых ставок в зависимости от условий добычи.    

     5. Введение налога на недвижимость. В долгосрочной перспективе планируется создание эффективной системы налогообложения недвижимости как одного из важнейших источников доходов региональных местных бюджетов.

 

      3.2. Проблемы эффективного  использования

     бюджетных обязательств

      Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства (обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования или действующего от его имени бюджетного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию средства из соответствующего бюджета), подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. 

     После утверждения бюджета до распорядителей и получателей бюджетных средств доводятся лимиты бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие бюджетных обязательств и их исполнение. Проблемы эффективного использования бюджетных обязательств являются одной из проблем функционирования бюджета. Решение их осуществляется посредством взвешенной бюджетной политики.

     Бюджетные ресурсы, находящиеся в руках  государства, ограничены. При их распределении  возникает потребность в оценке эффективности расходов и программ. Эффективность бюджетных расходов имеет не только экономическую, но и социальную составляющую. Социальный эффект имеет определяющее значение при формировании государственной политики.

     С реализацией бюджетных реформ в  стране началось использование принципов  бюджетирования, ориентированного на результаты. Главная задача этого направления - смещение бюджетного процесса от управления ресурсами бюджета к управлению результатами за счёт расширения полномочий и повышения ответственности участников бюджетного процесса.

     Важнейшей задачей нового этапа бюджетной политики является повышение эффективности использования бюджетных средств, ориентацию бюджетных расходов на достижение конечных социально-экономических результатов.

     При концепции «управления ресурсами» бюджет формируется через индексацию сложившихся расходов с детальной «раскладкой» их по статьям бюджета. Его недостаток заключается в том, что ожидаемые результаты бюджетных расходов не определяются, а управление бюджетом сводится к контролю соответствия фактических и плановых показателей. Выделение средств под смету расходов малоэффективно и требует больших издержек на контроль реализации сметы. Неэффективность этой системы также связана и с  тенденцией завышения организациями смет с целью получить больше средств, а в конце года их израсходовать любой ценой.

     Преодоление указанных недостатков в международной практике связывают с заменой финансирования затрат на финансирование программ. При внедрении финансирования под программы возникает государственный заказ на определённый социальный продукт определенной стоимости. Достигнутым конечным результатом являются объёмы и качество социального продукта. При этом возрастает роль последующего контроля, который должен выступать в форме государственного аудита.

     Как показывает международный опыт, для  перехода к новой системе бюджетного планирования необходима не только стабильность бюджета, но и структурные преобразования всей системы государственного управления.

     Основными направлениями таких преобразований должны стать:

     1. Комплекс мер по обеспечению  полного финансирования обязательств, взятых на себя органами государственной власти и органами местного самоуправления. С этой целью требуется работа по инвентаризации бюджетных обязательств и выработка предложений по отказу от финансирования тех мандатов, которые не способствуют устойчивому экономическому росту,  но затратны для бюджета.

     2. Внедрение программно-целевого принципа  в бюджетном процессе. В рамках  этого направления необходимо разработать и внедрить систему распределения бюджетных средств по подведомственным программам, которые нацелены на решение острых социальных и экономических проблем.

     Несмотря  на принимаемые в последнее время  меры по более эффективному использованию  преимуществ федеральных целевых  программ, сложившиеся процедуры  и методология их разработки  и реализации не полностью соответствует требованиям бюджетного планирования, ориентированного на результат. Средства, выделяемые на большинство федеральных целевых программ фактически являются разновидностью дополнительного финансирования текущих функций, выполняемых министерствами и ведомствами, программы характеризуются размытостью целей и результатов, недостатком ответственности за их достижение. Актуальны данные проблемы и для региональных и муниципальных программ.

     3. Совершенствование методов закупок для государственных и муниципальных нужд.

     4. Реформирование системы государственных  и муниципальных унитарных, казённых  предприятий и бюджетных учреждений. Смысл этой реформы – сократить государственный сектор и одновременно повысить его эффективность. Сокращение государственного сектора должно происходить за счёт перехода части бюджетных организаций в частный сектор на добровольной основе при поэтапном сокращении бюджетной составляющей их финансирования. Это, прежде всего, касается отраслей социальной сферы, в особенности образования, здравоохранения. Такие организации участвуют на конкурсной основе в распределении бюджетных средств и несут полную ответственность по своим обязательствам.

     Важны шагом на пути эффективного использования  бюджетных обязательств должна стать Программа повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ

     Для повышения эффективности расходов в каждой из отраслей должны быть разработаны  и приняты долгосрочные и ведомственные целевые программы.

     Несмотря  на важные преобразования, имевшие  место в последние годы в сфере  образования, и увеличение финансирования отрасли еще остаются серьезные  проблемы, которые существенно снижают  эффективность деятельности: отсутствие стимулов у учителей, региональные различия в финансировании, различия в финансировании между городом и деревней, недостаточное внимание системе профессионального образования и обучения, недостаточное качество образования. Мировой опыт показывает, что увеличение расходов само по себе не гарантирует улучшение качества образования, если не сопровождается серьезными структурными изменениями.

     Требуется принятие ключевых мер, нацеленных на реструктуризацию образования, повышение  эффективности расходов на систему, которые бы позволили создать условия для повышения качества образования, обеспечения его доступности, дальнейшего роста эффективности использования бюджетных и внебюджетных средств, инвестиционной привлекательности сферы образования, ее гибкости в реагировании на потребности  общества и рынка труда.

     В сфере здравоохранения в долгосрочной перспективе, помимо увеличения финансирования отрасли, также необходимо провести ряд мер, нацеленных на структурные  изменения и повышении эффективности  работы системы.

     Международные сравнения свидетельствуют, что суммарные расходы на социальные нужны в России можно назвать сопоставимыми с другими странами, однако часть этих средств расходуется недостаточно эффективно.  Проблемы бедности и крайне неравномерного распределения доходов населения сохраняют остроту и актуальность. Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе является повышение адресности социальной помощи, оптимизация категорий получателей и состава льгот. Необходимо совершенствование порядка исполнения социальных обязательств.

     Один  из наиболее перспективных подходов к повышению эффективности бюджетного сектора связан с реформированием  системы оплаты труда в государственном  секторе. При этом речь идет не о  простом увеличении заработной платы  работников. Задача состоит в создании механизмов, обеспечивающих, во-первых, постоянное приспособление уровня заработной платы работников к условиям на рынке труда, и, во-вторых, оказывающих серьезное стимулирующее воздействие на производительность труда в бюджетном секторе.

     Таким образом, в ближайшее время необходимо провести ряд преобразований в  самом  механизме  формирования заработных плат работников бюджетной сферы, чтобы  с одной стороны обеспечить им  достойную оплату труда, а с другой -  повысить эффективность труда  работников бюджетной сферы и создать им стимулы для более результативной работы.

     Принимая  во внимание необходимость усиления социальных функций государства  и сокращение доходов бюджета  необходимо существенно повысить и  эффективность государственных  инвестиций путем усиления программно-целевой компоненты в деятельности государства и перехода к проектным формам взаимодействия государства и бизнеса на основе софинансирования значимых проектов. Такое взаимодействие может способствовать как росту частных инвестиций самих по себе, так и росту эффективности государственных вложений.

 

      Заключение

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством  аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность  осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

     Однако  именно бюджет, показывая размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся  резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

     Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 
 

Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации