Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 07:54, курсовая работа
Целью настоящей курсовой работы является рассмотрение государственного бюджета, как важнейшего элемента финансовой системы страны, выражающего экономические отношения в обществе.
Введение……………………………………………………………..…………….3
1. Экономическая сущность и функции бюджета государства……………5
1.1 Государственный бюджет как экономическая категория и его формирование…………………………………………………………………5
1.2. Функции бюджета…………………………..….……………………….10
1.3. Принципы государственного бюджета ………....……………………..13
2. Роль бюджета государства в национальной экономике………..……….16
2.1. Влияние бюджета на макроэкономические показатели развития страны…………...…………………………………………………….………16
2.2. Бюджетный федерализм – принципы и проблемы реализации………20
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства…………………27
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ……………………..31
3.1. Пути совершенствования экономических отношений при формировании бюджета…………………………………….…...…………...31
3.2. Проблемы эффективного использования бюджетных обязательств…35
Заключение……………………………………………………………………….40
Список использованной литературы…………………………………………...42
Организация вертикального бюджетного регулирования также сопряжена со значительными трудностями. На сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых «нуждающихся» регионов, вторая - в адрес «особо нуждающихся». «Нуждающимся» считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, «особо нуждающимся» - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Таким образом, перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов.
Таким образом, очевиден тот факт, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах. Тем не менее само по себе бюджетное выравнивание не является решающим признаком бюджетного федерализма, ибо может иметь место и в унитарном государстве. Оно, таким образом, лишь по форме выражает отношения бюджетного федерализма, а по своей сущности выступает как объективно необходимый способ функционирования единого государства, единой финансовой и экономической системы общества. Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.
В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
2.3. Проблемы функционирования бюджета государства
Бюджет
представляет собой форму образования
и расходования фонда денежных средств
с целью финансового
В 2000-х годах Правительством
Российской Федерации были
Как
следствие, в сфере управления общественными
финансами сохраняется ряд
Главной проблемой является несбалансированность обязательств государства и имеющихся у него финансовых ресурсов.
На динамику основных экономических показателей и доходов бюджета существенное влияние продолжает оказывать конъюнктура мировых цен на товары традиционного российского экспорта, прежде всего на нефть.
В настоящее время все средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации сконцентрированы на единых счетах бюджетов, открытых Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации, что повысило прозрачность и устойчивость финансовой системы в целом. Вместе с тем, требуется перевод операций государственных внебюджетных фондов на обслуживание Федеральным казначейством.
Современное развитие отношений в сфере общественных финансов предъявляет новые требования к составу и качеству информации о финансовой деятельности публично-правовых образований, а также к открытости информации о результатах их деятельности. В целях удовлетворения вышеуказанных требований, а также повышения качества управления государственными и муниципальными финансами, необходимо развивать единую интегрированную информационную систему управления общественными финансами (электронный бюджет), которая бы обеспечила прозрачность и подотчетность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, механизмы общественного контроля за эффективностью и результативностью деятельности публично-правовых образований путем публикации в открытом доступе информации о плановых и фактических результатах деятельности организаций сектора государственного управления.
Во многом формальным и не увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты. Необходим переход к программному бюджету и внедрение новых форм финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, что в свою очередь требует комплексного реформирования системы государственного и муниципального финансового контроля, которая была бы основана на конституционных принципах разграничения предметов ведения и полномочий органов государственной власти и местного самоуправления. Назрела необходимость перехода к системе государственного аудита, что непосредственно связано с современными направлениями развития системы государственного финансирования.
Продолжает зачастую необоснованно расти бюджетная сеть, которая до сих пор функционирует в отрыве от современных подходов к развитию государственного управления и принципов оптимальности и достаточности для оказания государственных услуг. Расходы на ее содержание планируются, как правило, не исходя из объемов оказываемых ими услуг, а исходя из необходимости содержания существующих мощностей. В результате, на первое место должен быть поставлен вопрос повышения качества государственных услуг и оптимизация бюджетных расходов на их обеспечение. В целях улучшения качества государственных услуг населению необходимо решать вопросы модернизации бюджетного сектора, в первую очередь образования, здравоохранения, развития жилищного строительства и дорожной инфраструктуры.
Имеются нерешенные проблемы в сфере социальной защиты населения. Проблемы бедности и крайне неравномерного распределения доходов населения сохраняют остроту и актуальность. Международные сравнения свидетельствуют, что суммарные расходы на социальные нужны в России можно назвать сопоставимыми с другими странами, однако часть этих средств расходуется недостаточно эффективно. Важнейшей задачей в среднесрочной перспективе является повышение адресности социальной помощи.
Система здравоохранения в России на данном этапе сталкивается с целым рядом проблем, которые в долгосрочной перспективе могут привести к серьезным последствиям. Существуют трудности, связанные с доступом к медицинскому обслуживанию.
Несмотря на важные преобразования, имевшие место в последние годы и увеличение финансирования в сфере образования, еще остаются серьезные проблемы, которые существенно снижают эффективность деятельности отрасли.
Растут
расходы на аппарат, поскольку низка
мотивация руководителей
Требует дальнейшего совершенствования система межбюджетных отношений, направленная на повышение качества управления региональными и местными бюджетами, обеспечение их сбалансированности.
Действующая
система разграничения
3. Совершенствование бюджетных отношений в РФ
3.1. Пути совершенствования экономических отношений при формировании бюджета
Бюджетная политика играет определяющую роль в формировании условий жизни граждан и развитии страны. Через бюджетную систему проходят средства, эквивалентные более трети ВВП, она обеспечивает финансирование всех направлений деятельности государства: поддержание безопасности страны и общественного порядка, бесплатное образование и здравоохранение, создание условий для развития экономики, предоставление пенсий по старости и инвалидности, снижение бедности и сглаживание межрегиональных различий.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения. Это подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни и состояния здоровья граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности, обеспечение социальных гарантий.
Создание условий для будущего развития — важнейшая миссия социально ответственного государства. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией – необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Основа
для решения перечисленных
Обеспечение обороноспособности и безопасности — необходимое условие для развития страны. Обеспечение суверенитета страны и поддержание одной из самых сильных армий в мире, включающей ядерную составляющую, является особенностью российского бюджета. Обеспечение высокой боеготовности вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание мобильной армии, борьба с терроризмом, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Цели и задачи бюджетной политики:
1) использование
бюджета в качестве одного
из важнейших инструментов
2) разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
3) обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
4) повышение
качества человеческого
5) повышение
доступности и качества
6) повышение эффективности бюджетных расходов.
К
настоящему времени в Российской
Федерации в целом закончено
формирование основ современной
налоговой системы. В ходе проведенной
в Российской Федерации налоговой
реформы был отменен ряд
В
результате, налоговая нагрузка на
экономику без учета
Информация о работе Роль бюджета государства в Российской Федерации