Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2013 в 18:38, дипломная работа

Краткое описание

В настоящий момент развитие российского рынка товаров и услуг привело к усилению конкуренции и серьезной борьбе за каждого клиента. Продавцам все чаще приходится привлекать покупателей снижением цены на товар, скидками, бесплатной доставкой, бонусами, розыгрышами призов и прочими льготными условиями. В стандартную практику взаимоотношений входит и отсрочка платежа за продаваемый товар и оказываемые услуги. Однако этот широко распространённый способ работы с покупателями имеет и свои недостатки. Предложив отсрочку платежа, предприятие фактически оказывается кредитором покупателя, что непременно сказывается на кассовых разрывах и нехватке оборотных средств.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РЫНКА ФАКТОРИНГА В СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
.1 Понятие, основные виды и функции факторинга. История развития факторинга в России и его современная практика
.2 Зарубежный рынок факторинга
.3 Налогообложение факторинговых операций
. ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Общая характеристика "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
.2 Анализ финансовой деятельности "Национальная Факторинговая Kомпания" (ЗАО)
. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА «НАЦИОНАЛЬНАЯ ФАКТОРИНГОВАЯ КОМПАНИЯ»
.1 Расчёт показателей российского рынка факторинга
.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Банка «Национальная факторинговая компания»
.3 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий
.4 Пути совершенствования и перспективы развития факторинга в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках.docx

— 130.93 Кб (Скачать файл)

В Системе EGAR CreditRisk на каждого  заемщика предусмотрено ведение  досье, где фиксируется его финансовое положение на протяжении возможного максимального интервала, но не меньше чем за год. Вместе с этим в Системе EGAR CreditRisk предусмотрено ведение  исторической картины изменения  его рейтинга по нескольким различным  моделям. Его состояние долгов по ссудам, кредитным эквивалентам и  кредитным лимитам может экспортироваться в Систему EGAR CreditRisk из соответствующей  АБС.

При необходимости риск-менеджер-оценщик  может исправить качественную оценку финансового положения заемщика и включить в количественную оценку вероятность его дефолта, вычисляемую  по базовой формуле, а также любые  изменения финансовых коэффициентов, даже если они не были представлены или были искажены в текущей финансовой отчетности. Если изменился внешний  рейтинг заемщика, то менеджер, обладающий правом соответствующего доступа, может  в Системе EGAR CreditRisk оперативно внести уточнения в досье заемщика, что  повлияет на оценку вероятности его  дефолта, на риски по ссудам и на величину рассчитываемых резервов.

Перечень показателей, используемых для анализа финансового положения  заемщика, и порядок их расчета  установлен в Системе EGAR CreditRisk, но может  быть скорректирован в соответствии с требованиями банка и регуляторов. Методика расчета базируется на стандартных  моделях, прошедших широкую апробацию  в зарубежных исследованиях и  практике, согласуется с требованиями Базельского комитета и находит  все более широкое применение в российских экономических условиях. В Системе EGAR CreditRisk предусмотрена  возможность учесть неполноту и  необъективность информации в виде степени неточности рейтинга, которая  влияет на риск и капитал, аллокируемый на данного заемщика.

 

.3 Оценка эффективности  предлагаемых мероприятий

 

Рассчитаем затраты на осуществление предлагаемых мероприятий.

Затраты на покупку автоматизированной системы по управлению ликвидностью планируются в размере 1000 тыс. руб.

Затраты на покупку автоматизированной системы управления кредитными рисками  планируются в размере 1500 тыс. руб.

Для обслуживания указанных  автоматизированных систем необходимо ввести по 1 штатной единице в  подразделениях Риск-менеджмента и  Кредитного контроля в каждого из дивизионов Банка НФК (Дивизионы  Банка НФК: Сибирь, Урал, Волго-Вятка, Юг, Центр, Северо-Запад, Армения, Молдова - всего 8) и по 3 штатные единицы  в Головном банке.

Рассчитаем затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды (26% от фонда оплаты труда) в  таблице 3.3.

 

Таблица 3.3

Затраты на оплату труда

ДолжностьКоличество, чел.Заработная плата в месяц, тыс. руб.Фонд оплаты труда в год, тыс. руб.Социальные отчисления, (30%) тыс. руб.Специалист по контролю ликвидности113242241267,2Специалист по контролю кредитных рисков113951481338,5Итого22-93722605,7Таким  образом, общая численность нового персонала составит 22 человека.

Затраты на оплату труда новых  сотрудников Банка, отвечающих за работу систем управления ликвидностью и кредитными рисками, составят 9372 тыс. руб. в год.

Отчисления на социальные нужды - 2605,7 тыс. руб.

Затраты на обучение сотрудников  с новыми системами на 1 человека составят:

·на обучение работе с системой управления ликвидностью - 70 тыс. руб. на человека;

·на обучение работе с системой управления кредитными рисками - 95 тыс. руб. на человека.

Рассчитаем планируемые  затраты на обучение персонала в  таблице 3.4.

 

Таблица 3.4

Затраты на обучение

ДолжностьКоличество, чел.Затраты  на обучение 1 человека, тыс. руб.Всего  затраты на обучение, тыс. руб.Специалист по контролю ликвидности1170770Специалист по контролю кредитных рисков11951045Итого22-1815

Таким образом, затраты на обучение персонала работе с системами  составят 1815 тыс. руб.

Прочие затраты (покупка  необходимой литературы, расходы  по изменению информационной системы  Банка и др.) планируются в размере 400 тыс. руб.

Обобщим затраты на осуществление  предлагаемых мероприятий и в  таблице 3.5.

 

Таблица 3.5

Затраты на осуществление  предлагаемых мероприятий, тыс. руб.

Наименование затратСумма, тыс. руб.Затраты на покупку автоматизированной системы по управлению ликвидностью1000Затраты  на покупку автоматизированной системы  управления кредитными рисками1500Затраты  на оплату труда9372Социальные отчисления2605,7Затраты  на обучение1815Прочие затраты400ИТОГО  затраты16692,7

Таким образом, общие затраты  на осуществление предлагаемых мероприятий  составят 16692,7 тыс. руб.

Наглядно структуру затрат на осуществление предлагаемых мероприятий  представим на рис. 3.14.

 

Рис. 3.14. Структура затрат на осуществление предлагаемых мероприятий

 

В результате реализации предложенных мероприятий ожидается увеличение рентабельности активов на 1,5%.

В 2010 и 2011 году коэффициент  прибыльности активов (рентабельность активов) в среднем составлял 0,34%. Таким образом, после реализации предложенных мероприятий коэффициент  прибыльности активов составит:

,34+1,5=1,84%.

При условии сохранения величины активов на уровне начала 2012 года и  с учетом коэффициента прибыльности активов, чистая прибыль Банка НФК  составит:

*1,84/100 = 333202 тыс. руб.

Увеличение чистой прибыли  по сравнению с 2012 годом составит:

- 20621 = 312581 тыс. руб.

Общий эффект (рост чистой прибыли  за минусом затрат на осуществление  предлагаемых мероприятий) составит:

- 16692,7 = 295888,3 тыс. руб.

Эффективность предлагаемых мероприятий рассчитаем как отношение  эффекта к затратам, выраженное в  процентах:

,3 /16692,7*100%=1772,5%

Таким образом, эффективность  предлагаемых мероприятий на очень  высоком уровне, поэтому их можно  принять к реализации.

 

.4 Пути совершенствования  и перспективы развития факторинга  в России

 

Использование факторингового обслуживания является одной из наиболее перспективных мер, способных помочь российским производителям освоить  внутренние и зарубежные рынки сбыта  их продукции, а импортерам существенно  увеличить объемы закупок товаров  у иностранных производителей. Несомненно, что, при условии дальнейшей стабилизации российской экономики, все большее  количество зарубежных компаний будут  переходить к более доверительным  формам торговли с российскими партнерами, в частности, к коммерческому  кредитованию.

Как показывает мировая практика, факторинговые отделы банков по окончании  этапа своего становления выделяются в отдельные от банков-учредителей, формально независимые структуры: специализированные филиалы или  дочерние компании. Таким образом, можно  предположить, что эффективно работающие факторинговые отделы российских коммерческих банков будут развиваться по аналогичной  схеме. Регулирование со стороны  банка в этом случае будет осуществляться путем установления для факторинговой  компании ряда контрольных показателей: соотношения собственных и заемных  средств, норматива отчисления в  резерв на покрытие рисков, лимита кредитования одного поставщика (в том числе  в разбивке по должникам данного  поставщика) в зависимости от размера  собственных средств компании и  т. д.

Внедрение факторинга (как  операции, предполагающей риск) невозможно без разработки действенной методики анализа финансовой деятельности предприятия, кредитоспособности его должников, а также самого поставщика, основанной на данных бухгалтерских отчетов  и балансов и рассчитываемых по ним  показателям. Для получения соответствующей  информации факторинговая компания может заключать соглашения с  отделениями банков, обслуживающих  поставщика, аудиторскими и консультационными  компаниями.

По мере накопления практического  опыта проведения факторинговых  операций, факторинговый отдел банка  или специализированная факторинговая  компания смогут предоставлять поставщикам  более широкий набор услуг, в  том числе полное бухгалтерское  обслуживание (с регулярным осуществлением по поручению поставщика анализа  его хозяйственной деятельности, ревизий, аналитических отчетов  и рекомендаций по финансовому планированию), а не только ведение учета отгруженных  товаров и дебиторской задолженности.

Данные подобного учета  могут использоваться как для  составления предприятием бухгалтерских  отчетов, так и для оценки платежных  взаимоотношений со своими контрагентами, выяснения причин неоплаты счетов и  целей статистического учета. Помимо этого, факторинговый отдел (компания) может предложить юридическое обслуживание, услуги по страхованию, информационному  обеспечению, разработке стратегии  сбыта, транспортному и рекламному обслуживанию, а также консультированию по различным финансовым вопросам.

Рассмотрим далее перспективы  современного факторинга в России. Множество промышленных предприятий, малый и средний бизнес испытывают острый недостаток оборотных средств. Факторинг же способен сделать многое в устранении взаимных неплатежей и  ускорении платежно-производственного  цикла. Массовому внедрению факторинга мешают нередко сомнения, что факторинговый  кредит не возвратят, ибо изобретены сотни способов надувательств заемщиков. Но в то же время многие банки, имеющие  резервные активы, ищут возможностей их вложения.

Еще раз важно отметить, достоинство факторинга по сравнению  с обычным кредитованием бизнеса  определяется тем, что участники  сделки экономят время, а это материализуется  в денежный эквивалент. Отечественные  производители ведут жесткую  конкуренцию с импортными товарами. Малый и средний бизнес, функционирующий  практически без государственной  поддержки, должен опираться на собственные  возможности. И для него факторинг  может служить допингом развития. Факторинговые операции у нас  проводятся в основном через факторинговые  подразделения в банках, располагающих  оборотными средствами (собственные  средства банка и заемные средства). Можно рассчитывать, что в последующем  такие отделы превратятся в самостоятельные  факторинговые фирмы. Предпосылками  этого являются различия в категориях клиентов и разноплановые отношения  с ним со стороны фактор-фирм и  банков (скажем, если клиентура не столь  солидна, то отношения с ней более  оперативные).

Предпосылкой активного  внедрения факторинга является совершенствование  методик анализа финансовой деятельности предприятия, а также кредитоспособности его должников, самого поставщика, активное и тщательное использование данных бухгалтерских отчетов и балансов, материалов управленческого учета  особенно применительно к таким  финансовым показателям, как размер прибыли, уровень рентабельности, объем  и источники образования оборотных  средств, соотношение между потребностью в собственных средствах и  их наличием, состояние и формы  расчетов с контрагентами, бюджетом, банком.

Целесообразно выявить основные направления потенциального развития факторинговых операций на российском рынке.

Это, прежде всего, многоплановое  развитие внутреннего факторинга посредством  внедрения различных вариантов  факторингового обслуживания. Далее, перестройка, диверсификация, реинжиниринг деятельности организаций, обеспечивающих факторинг. Наряду с применением долговых требований такого рода фирмы призваны оказывать  и консультационные услуги. В этой связи резко возрастает роль внедрения  в практику фактор-фирмами нового, более совершенного программного обеспечения  в целях повышения качества анализа  и оптимизации издержек, роста  качества обслуживания поставщиков  и улучшения контроля за использованием предоставленных кредитов.

Особое место занимает расширение набора услуг в сфере  международного факторинга. Выход на международный рынок новых российских предприятий-экспортеров усилит конкуренцию, особенно неценовую, приведет к повышению  удельного веса экспорта на условиях открытого счета и отсюда к  расширению потребности в его  факторинговом обслуживании.

По оценке специалистов внедрение  факторинга в механизм регулирования  экспорта в России позволит не только увеличить его объемы за счет привлечения  дополнительного количества экспортных компаний, но и повысить валютную и  экономическую эффективность экспорта порядка на 7%-9% за счет ускорения  оборачиваемости финансовых средств. В свою очередь повысятся отчисления в доходную часть государственного бюджета, что позитивно отразится  на экономическом положении Российской Федерации в целом.

При этом изучение и использование  мирового опыта в сфере факторинга позволит улучшить состояние расчетов в отечественной экономике, поскольку  факторинг выступает как эффективная  система обслуживания и в международной, и во внутренней деятельности поставщика.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подведем основные итоги  работы.

Все большее число компаний на российском рынке при использовании  финансовых схем в своем бизнесе  обращается к использованию факторинга.

Согласно проведенному анализу  российского рынка факторинга, его  рост ежегодно удваивается и есть основания полагать, что эта положительная  тенденция сохранится и в будущем.

За последние три года число клиентов российских факторов увеличилось почти в три раза, что говорит об увеличении востребованности факторинга в России.

Начавшийся рост факторинговых  компаний и их оборотов фактически продолжается до сих пор. Причиной этого  является предельная клиентоориентированность самой услуги, ее востребованность при осуществлении современных  высококонкурентных торговых операций, ее идеология, ориентированная прежде всего на интересы растущих торговых компаний.

Информация о работе Совершенствование факторинговых операций в коммерческих банках