Становление бюджетной системы БС РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и сущность бюджетной системы РФ;
- проследить историю развития бюджетной системы;
- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;
- рассмотреть направления совершенствования бюджетной системы страны.

Содержание

Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..11
Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16
2.1 Становление бюджетной системы в VX-начале XX вв…………………...16
2.2 Возникновение советской бюджетной системы…………………………...21
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………...25
2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28
2.5 Современная бюджетная система РФ………………………………………31
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе…………………………………………………….52
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………………………………………...79

Вложенные файлы: 1 файл

План курсовой.docx

— 288.46 Кб (Скачать файл)

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Финансы»

Этапы становления и развития бюджетной системы РФ

Направление 080100 «Экономика»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Челябинск

2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………   3

Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6

      1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6

1.2 Бюджетное устройство и бюджетная  система……………………………..11

Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16

2.1 Становление бюджетной системы  в VX-начале XX вв…………………...16

2.2 Возникновение советской бюджетной  системы…………………………...21

2.3 Бюджетная система в военные  1941-1945 годы…………………………...25

2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28

2.5 Современная бюджетная система  РФ………………………………………31

Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49

3.1 Основные проблемы и задачи  бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49

3.2 Проблемы и направления совершенствования  бюджетной системы в среднесрочной  перспективе…………………………………………………….52

3.3 Основные задачи развития  бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66

Заключение……………………………………………………………………….76

Список используемой литературы……………………………………………...79

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Одним из эффективных регуляторов  экономики РФ является бюджет, который  фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система. Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы  государства.

Бюджетная система Российской Федерации - система, основанная на экономических  отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами  права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных  внебюджетных фондов.

В настоящее время Российская Федерация  находится в процессе экономического становления. Поэтому, очень важно  правильно и грамотно создавать  нормативно-правовую базу экономическим  отношения и структурам экономического регулирования государства. Одним  из механизмов регулирования является бюджетная система государства  и включённый в нее государственный  бюджет. Правовой основой функционирования бюджетной системы РФ является Бюджетный  Кодекс РФ и ФЗ «Об основах бюджетного устройства в РФ».

В России создана достаточно развитая бюджетная система, основанная на государственном устройстве, закреплённая в Конституции РФ и другими  актами, с применением принципов  финансово - бюджетного федерализма. Но ещё осталось много нерешенных вопросов в структуре бюджетной системы  и не выработаны отлаженные механизмы  функционирования и взаимоотношений  бюджетов различных уровней.

Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы  Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть структуру  и сущность бюджетной системы  РФ;

- проследить историю развития  бюджетной системы;

- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;

- рассмотреть направления  совершенствования бюджетной системы страны.

Объектом настоящей курсовой работы выступает бюджетная система  РФ.

Предметом исследования являются этапы становления и развития бюджетной системы РФ.

В настоящее время необходимо больше уделять внимание бюджетной  системе государства, так как сильная устойчивая система регулирования денежных потоков способствует надёжному функционированию государства, гармоничному развитию экономических и социальных отношений, росту благосостояния, как государства, так и его граждан.

Необходимо отметить, что  конечным результатом существования  любого государства является экономическое  благополучие и процветания его  граждан. Надёжная бюджетная система  является одним из важнейших структур государства, поэтому, для достижения главной цели государства необходимо постоянно развивать и совершенствовать бюджетную систему государства.

Поиск выхода из глубочайшего экономического кризиса, в котором на сегодняшний  день оказалась Россия, потребовал радикального обновления финансовой системы  общества. Составной частью пути выхода из кризиса явилось принятие 17 июля 1997 года нового Бюджетного кодекса  Российской Федерации, установившего  общие принципы бюджетного законодательства и правовые основы функционирования бюджетной системы и бюджетного процесса Российской Федерации. В связи  с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, теоретических  и законодательных основ и  реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее  время особую актуальность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы

 

    1.  Социально-экономическое назначение бюджета

 

Бюджетная система – это основанная на экономических отношениях и юридических  нормах совокупность всех видов бюджетов страны, т.е. федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и местных  бюджетов. В соответствии с Бюджетным  кодексом РФ в бюджетную систему  Российской Федерации включаются также  бюджеты государственных внебюджетных фондов.

В соответствии со ст. 10 Бюджетным  кодексом РФ бюджетная система России состоит из трех составляющих:

– федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов;

– бюджеты субъектов Российской Федерации: всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты – 21; краевые  бюджеты – 8; областные бюджеты  – 50, в том числе 1 бюджет автономной области; окружные бюджеты – 10; городские  бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга – 2; бюджеты территориальных государственных  внебюджетных фондов;

– местные бюджеты.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных  внебюджетных фондов разрабатываются  и утверждаются в форме федеральных  законов; бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных  государственных внебюджетных фондов – в форме законов субъектов  Российской Федерации; местные бюджеты  – в форме нормативных правовых актов представительных органов  местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных  образований (Рис. 1).

Рис.1. Бюджетная система РФ

Государственный внебюджетный фонд –  это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов  Российской Федерации. Государственный  внебюджетный фонд – это также  фонд денежных средств, образуемый вне  федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации  и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы  и доходы государственного внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке, предусмотренном  настоящим Кодексом.

В бюджетную систему Российской Федерации включаются три государственных  внебюджетных фонда: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования  Российской Федерации, Федеральный  и территориальные фонды обязательного  медицинского страхования.

Все бюджеты в Российской Федерации  автономны и самостоятельны. Однако в случае необходимости Бюджетным  кодексом РФ предусмотрено составление  консолидированного бюджета. Консолидированный  бюджет – это свод бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии со ст. 28 бюджетного кодекса  Российской Федерации бюджетная  система Российской Федерации основывается на следующих принципах:

- единство бюджетной системы,  которое обеспечивается единой  правовой базой, использованием  единой бюджетной классификации,  применением единых форм бюджетной  документации, предоставлением необходимой  статистической и бюджетной отчетности  с одного уровня на другой  для составления консолидированного  бюджета страны в целом или  субъекта Российской Федерации;

- разграничение доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы,  которое означает закрепление  соответствующих видов доходов  и полномочий по осуществлению  расходов за органами государственной  власти Российской Федерации,  ее субъектов и органами местного  самоуправления;

- самостоятельность бюджетов всех  уровней, то есть право законодательных  (представительных) органов государственной  власти и органов местного  самоуправления на каждом уровне  бюджетной системы Российской  Федерации самостоятельно осуществлять  бюджетный процесс;

- сбалансированность бюджета (объем  предусмотренных бюджетом расходов  должен соответствовать суммарному  объему доходов бюджета и поступлений  из источников финансирования  его дефицита);

- эффективное и экономичное  использование бюджетных средств  - предполагает достижение заданных  результатов с использованием  наименьшего объема средств или достижение наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

- достоверность бюджета, которая  подразумевает надежность показателей  прогноза социально-экономического  развития соответствующей территории  и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета;

- полнота отражения доходов  и расходов бюджета - означает, что все доходы и расходы  бюджетов, бюджетов государственных  внебюджетных фондов, определенные налоговым и бюджетным законодательством, подлежат отражению в бюджетах и бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.

- гласность, предполагающая обязательное  опубликование в открытой печати  всех сведений (за исключением  секретных статей) об утвержденных  бюджетах и государственных внебюджетных  фондах, а также обязательную  открытость процедур рассмотрения  и принятия решений по проектам  бюджетов и внебюджетных фондов;

- адресный и целевой характер  использования бюджетных средств,  который означает, что бюджетные  средства выделяются в распоряжение  конкретных получателей бюджетных  средств с обозначением направления  их на финансирование конкретных  целей. Соблюдение перечисленных  принципов бюджетной системы  позволяет правильно организовать  бюджетный процесс и обеспечивает  исполнение всех функций бюджета. 

Понимание сущности бюджета как основного звена системы финансов, непосредственно связано с вопросом о роли государства в рыночной экономике. Несовершенство («провалы» или «фиаско») рынка предопределяют необходимость участия государства в воспроизводственном процессе. Это участие приобретает разнообразные формы и масштабы: законодательное регулирование и контроль, перераспределение ВВП, предоставление общественных благ, регулирование общеэкономического равновесия и т. д. В этих процессах бюджет выступает как наиболее важный инструмент государственного регулирования.

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций, включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Информация о работе Становление бюджетной системы БС РФ