Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и сущность бюджетной системы РФ;
- проследить историю развития бюджетной системы;
- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;
- рассмотреть направления совершенствования бюджетной системы страны.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..11
Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16
2.1 Становление бюджетной системы в VX-начале XX вв…………………...16
2.2 Возникновение советской бюджетной системы…………………………...21
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………...25
2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28
2.5 Современная бюджетная система РФ………………………………………31
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе…………………………………………………….52
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………………………………………...79
В ней определены принципы разделения
расходных полномочий между бюджетами
разных уровней и конкретные направления
изменений в распределении
Пятый этап реформ проводился с 2003 года. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней:
1) бюджеты муниципальных районов и городских округов;
2) бюджеты сельских и городских поселений.
Все эти бюджеты функционируют автономно. Доходы и расходы местных бюджетов не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный и региональный бюджеты.
Если в унитарных государствах местных бюджетов доходы и расходы не включены в государственный бюджет и играют очень незначительную роль, то в федеративных государствах они не включаются в бюджеты субъектов РФ и имеют большое значение для развития всей страны через развитие местных территорий и сообществ.
Данная структура бюджетной
системы РФ приближена к структуре
бюджетных систем западных стран, в
которых возрастает удельный вес
местных бюджетов как важнейшего
звена всех местных финансов. Средств
местным органам власти не хватает,
поскольку расширены их функции,
связанные с расходами, и задача
состоит в увеличении их собственной
доходной базы. В настоящее время
структура бюджетной системы
РФ, а также пропорции
Рассмотрим основные параметры современной бюджетной системы.
Согласно Заключению Счетной палаты РФ на проект бюджета 2011-2013 гг. формирование федерального бюджета на 2011 - 2013 годы осуществлено в условиях повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года. Рассмотрим основные характеристики и структурные особенности проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»
Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации в 2008 - 2009 годах и на 2010-2013 годы представлены в таблице 3.
Таблица 3
2009 год |
2010 год |
2011 год (прогноз) |
2012 год (прогноз) |
2013 год (прогноз) | ||||||
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % |
млрд. рублей |
доля в ВВП, % | |
Доходы бюджетной системы |
13 286,8 |
34,0 |
14 978,8 |
33,2 |
17 520,1 |
34,8 |
19 025,0 |
34,0 |
20 538,7 |
33,2 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
7 337,8 |
18,8 |
7 860,9 |
17,4 |
8 844,6 |
17,6 |
9 503,5 |
17,0 |
10 379,9 |
16,8 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
4 437,5 |
11,3 |
4 808,5 |
10,6 |
5 238,3 |
10,3 |
5 804,8 |
10,4 |
6 374,3 |
11,2 |
государственных внебюджетных фондов |
1 390,7 |
3,6 |
2 182,4 |
4,8 |
3 057,6 |
6,0 |
3 345,5 |
6,0 |
3 695,6 |
11,4 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
120,8 |
0,3 |
127,0 |
0,3 |
379,6 |
0,7 |
371,2 |
0,7 |
88,9 |
0,1 |
Расходы бюджетной системы |
15 987,0 |
40,9 |
17 801,6 |
39,4 |
19 620,3 |
38,9 |
21 033,0 |
37,6 |
22 462,9 |
36,3 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
9 660,1 |
24,7 |
10 232,8 |
22,7 |
10 658,6 |
21,2 |
11237,9 |
20,1 |
12 175,6 |
19,7 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
5 983,6 |
15,3 |
6 267,8 |
13,9 |
6 469,7 |
12,8 |
6 722,7 |
12,0 |
7 021,7 |
11,3 |
государственных внебюджетных фондов |
3 446,4 |
8,8 |
4 705,7 |
10,4 |
5 394,4 |
10,7 |
5 904,9 |
10,5 |
6213,1 |
10,0 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
479,1 |
1Д |
502,8 |
1,1 |
789,7 |
1,6 |
850,2 |
1,5 |
915,4 |
1,5 |
Дефицит (профицит) бюджетной системы |
-2 700,2 |
-6,9 |
-2 822,8 |
-6,2 |
-2 100,2 |
-4Д |
-2 008,0 |
-3,6 |
-1 924,2 |
-3,1 |
в том числе: |
||||||||||
федерального бюджета |
-2 322,3 |
-6,0 |
-2 371,9 |
-5,3 |
-1 814,0 |
-3,6 |
-1 734,4 |
-3,1 |
-1 795,7 |
-2,9 |
консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации |
-329,3 |
-0,8 |
-417,6 |
-0,9 |
-296,7 |
-0,6 |
-277,8 |
-0,5 |
-136 |
-0,2 |
государственных внебюджетных фондов |
-48,6 |
-0,1 |
-33,3 |
0 |
10,5 |
0 |
4,2 |
0 |
7,5 |
0 |
территориальных фондов обязательного медицинского страхования |
0,7 |
0,0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Динамика основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2011 - 2013 годы характеризуется снижением доходов с 34,8 % до 33,2 % ВВП, общего объема расходов - с 38,9 % до 36,3 % ВВП и дефицита - с 4,1 % до 3,1 % ВВП.
По сравнению с предыдущим бюджетным циклом в 2011 году доходы бюджетной системы по отношению к ВВП увеличены на 2,7 процентного пункта, в 2012 году - на 3,1 процентного пункта, расходы по отношению к ВВП увеличены на 2,3 и 3,5 процентного пункта соответственно. При этом дефицит бюджетной системы в 2011 году снижен на 0,4 процентного пункта, в 2012 году увеличен на 0,4 процентного пункта и основном обусловлен дефицитом федерального бюджета, который составит в 2011 году 3,6 % ВВП, в 2012 году - 3,1 % ВВП, в 2013 году-2,9% ВВП.
Источники финансирования дефицита федерального бюджета на 2010 - 2013 годы представлены в таблице 4.
Таблица 4
Наименование |
2010 год (уточн. оценка) |
2011 год прогноз |
2012 год прогноз |
2013 год прогноз | ||||
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП |
млрд. рублей |
% ВВП | |
Источники финансирования дефицита, в том числе: |
2 371,9 |
5,3 |
1 814,0 |
3,6 |
1 734,4 |
зд |
1 795,7 |
2,9 |
Резервный фонд |
1 419,3 |
3,2 |
284,4 |
0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Фонд национального |
2,5* |
0,0 |
5,0* |
0,0 |
7,5* |
0,0 |
10,0* |
0,0 |
Иные источники финансирования федерального бюджета |
950,1 |
2,1 |
1 524,6 |
3,0 |
1 726,9 |
зд |
1 785,7 |
2,9 |
Софинансирование формирования пенсионных накоплений за счет средств Фонда национального благосостояния. При этом планируется привлечение значительного объема финансовых ресурсов с внутреннего финансового рынка: в 2011 году - 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Объем планируемых заимствований на 2011 — 2013 годы беспрецедентен для российского рынка внутреннего государственного долга он превысит в 2013 году фактические объемы размещения облигаций федерального займа 2009 года (515,9 млрд. рублей) более чем в 4 раза.
Как отмечено в Основных направлениях долговой политики Российской Федерации на 2011 - 2013 годы, размещения в крупных объемах на внутреннем рынке пока возможны только на короткие сроки (3 - 5, максимум 10 лет), а выпуск более долгосрочных инструментов будет сопряжен с высокой премией за риск и ограничен в объемах.
Правительством Российской Федерации
подготовлен законопроект «О внесении
изменений в Федеральный закон
«О федеральном бюджете на 2010 год
и на плановый период 2011 и 2012 годов»,
которым предусматривается
В 2011 - 2013 годах предусматривается
размещение на внутреннем рынке базовых
выпусков государственных ценных бумаг
сравнительно крупных объемов со
сроками обращения от 1 до 5 лет
и 10 лет. Планируемая доходность в 2011
году по краткосрочным инструментам
составит до 4,5 - 5,5 %, по среднесрочным
и долгосрочным инструментам - до 6 -
7,5 % и до 8 - 8,5 % соответственно. При
достижении планируемой доходности
предусматривается размещать
Объем государственных заимствований (за счет размещения государственных ценных бумаг) и погашения задолженности по ним представлен в таблице 5.
Таблица 5
Показатель |
Прогноз (млрд. рублей) | ||
2011 год |
2012 год |
2013 год | |
Привлечение денежных средств на внутреннем финансовом рынке (сальдовое значение) |
1 340,8 |
1 504,4 |
1 485,3 |
Привлечение денежных средств на внутреннем финансовом рынке |
1 709,9 |
2 023,3 |
2 101,9 |
Погашение задолженности (по внутренним заимствованиям) |
-369,1 |
-518,9 |
-616,6 |
Привлечение денежных средств на внешнем финансовом рынке (сальдовое значение) |
137,5 |
174,4 |
176,1 |
Привлечение денежных средств на внешнем финансовом рынке |
213,5 |
214,9 |
217,0 |
Погашение задолженности (по внешним заимствованиям) |
-76,0 |
-40,5 |
-40,9 |
Анализ структуры заемных
Масштабные заимствования на внутреннем финансовом рынке влекут значительный рост расходов государства на обслуживание государственного внутреннего долга. Так, обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации увеличится в 2011 году на 52,3 % по сравнению с 2010 годом, в 2012 году - на 39,6 % по сравнению с 2011 годом, в 2013 году - на 16,9 % по сравнению с 2012 годом.
В качестве одного из основных источников финансирования дефицита федерального бюджета запланированы средства от приватизации крупных госкомпаний и банков в 2011 году в сумме 298 млрд. рублей, в 2012 году - в сумме 276,1 млрд. рублей, в 2013 году - в сумме 309,4 млрд. рублей. Данные поступления увеличены по сравнению по сравнению с 2010 годом более чем в 44,2 раза, а по сравнению с 2009 годом - более чем в 158 раз. По мнению Счетной палаты, существуют риски, связанные с поступлением средств от приватизации в запланированных объемах.
Таким образом, в структуре источников
финансирования дефицита федерального
бюджета заемные средства (сальдо
по государственным ценным бумагам,
номинированным в рублях) и средства
от приватизации составят в 2011 году 90,3
%, а к 2013 году увеличатся до 99,9 %, средства
Фонда национального
В результате государственный долг
Российской Федерации увеличится по
сравнению с началом 2010 года в 3,45
раза и составит к началу 2014 года
11 170,3 млрд. рублей, или 18 % ВВП, в том
числе внутренний - 8 826,3 млрд. рублей,
или 14,2 % ВВП, внешний - 2 344,0 млрд. рублей
(75,6 млрд. долларов США), или 3,8 % ВВП. Наблюдается
превышение предельного значения показателя
ликвидности бюджета (10%), который
характеризует отношение
Динамика государственного долга Российской Федерации (далее - государственный долг) в 2008 - 2013 годах (в абсолютных размерах и относительно ВВП) представлена в таблице 6.
Таблица 6
01.01.2010 г. |
01.01.2011 г. |
01.01.2112г. |
01.01.2013 г. |
01.01.2014 г. |
Изменение 2013 г. к 2010 г. | ||
Отчет 2009 г. |
Закон № 309-ФЗ с изм. |
Проект |
Проект |
Проект |
Сумма |
% | |
Государственный долг, всего млрд. рублей |
3 233,1 |
5 316,7 |
6 844,7 |
8 976,8 |
11 170,3 |
5 853,6 |
ПО |
% к ВВП |
8,3 |
11,8 |
13,6 |
16 |
18 |
||
Государственный внутренний долг, млрд. рублей |
2 094,7 |
3 726,7 |
5 148,4 |
6 976,4 |
8 826,3 |
5 099,6 |
137 |
% к ВВП |
5,4 |
8,3 |
10,2 |
12,5 |
14,2 |
||
Государственный внешний долг, млрд. рублей |
1 138,4 |
1 590,0 |
1 696,3 |
2 000,4 |
2 344,0 |
754,0 |
47,4 |
% к ВВП |
2,9 |
3,5 |
3,4 |
3,5 |
3,8 |