Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 09:31, курсовая работа
Целью данной работы является проследить развитие бюджетной системы Российской Федерации, а также показать перспективы ее развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть структуру и сущность бюджетной системы РФ;
- проследить историю развития бюджетной системы;
- провести характеристику бюджетной системы, а также выявить основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе;
- рассмотреть направления совершенствования бюджетной системы страны.
Введение………………………………………………………………………… 3
Глава 1.Сущность бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы…………………………………………………………………………….6
1.1 Социально-экономическое назначение бюджета…………………………..6
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система……………………………..11
Глава 2.Этапы становления и развития бюджетной системы РФ……………16
2.1 Становление бюджетной системы в VX-начале XX вв…………………...16
2.2 Возникновение советской бюджетной системы…………………………...21
2.3 Бюджетная система в военные 1941-1945 годы…………………………...25
2.4 Бюджетная система СССР 1945-1980 гг…………………………………...28
2.5 Современная бюджетная система РФ………………………………………31
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ…………..49
3.1 Основные проблемы и задачи бюджетной политики на современном этапе………………………………………………………………………………49
3.2 Проблемы и направления совершенствования бюджетной системы в среднесрочной перспективе…………………………………………………….52
3.3 Основные задачи развития бюджетной системы РФ на 2013-2015 годы……………………………………………………………………………….66
Заключение……………………………………………………………………….76
Список используемой литературы……………………………………………...79
В результате роста объемов заимствований
в 2011 - 2013 годах предусмотрено
По оценке Минфина России, если российская экономика в ближайшее десятилетие будет расти на 4 % в год, а дефицит федерального бюджета будет удерживаться на относительно безопасном уровне до 3 % ВВП, то к 2020 году государственный долг может достигнуть 33 % ВВП против сложившихся в настоящее время 10 % ВВП. При этом процентные расходы федерального бюджета вырастут до 3 - 4 % ВВП.
Таким образом, основными особенностями рассмотренного выше законопроекта являются:
- восстановление принципов
трехлетнего бюджетного
- динамика снижения доходов
федерального бюджета по
- увеличение расходов
- выпуск государственных ценных
бумаг, которые являются
- увеличение Государственного долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2014 года по сравнению с началом 2010 года в 3,45 раза, что составит 11,1 трлн. рублей, или 18 % ВВП (доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга составит 79 %);
Кроме того, основными рисками, которые могут оказать негативное влияние на исполнение федерального бюджета в 2011-2013 годах, являются:
- риски снижения мировых цен
на нефть и другие товары
традиционного российского
- риски необеспечения
- риски повышения уровня инфляции, что повлечет сокращение бюджетных расходов в реальном выражении;
- риски неэффективного
Результаты контрольных и
Глава 3. Совершенствование развития бюджетной системы в РФ
3.1 Основные проблемы и задачи
бюджетной политики на
Что касается основных результатов и проблем бюджетной политики, то в результате целенаправленных действий в сфере бюджетной политики в последние годы удалось решить ряд существенных задач. Полностью выполнены принятые социальные обязательства государства. Создание Резервного фонда и Фонда национального благосостояния позволило пройти период мирового кризиса без снижения уровня жизни граждан, поддержать финансовую инфраструктуру и реальный сектор экономики. Удалось снизить и удержать государственный долг на приемлемо низком уровне даже в условиях мирового кризиса. Осмотрительная бюджетная политика стала существенным фактором устойчивого снижения инфляции.
К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. Наряду с высокими ценами на нефть это позволило исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита. Началось пополнение Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.
Рассмотрим некоторые проблемы бюджетной политики на современном этапе.
Во-первых, сохраняется значительный нефтегазовый дефицит. Бюджетная система Российской Федерации находится в высокой степени зависимости от ситуации на мировых сырьевых рынках. Из-за этого ограничены возможности для бюджетного маневра в целях существенного увеличения бюджетных расходов по направлениям, обусловливающим экономическое развитие страны, даже при понимании объективной необходимости этих расходов. При этом принятые бюджетные обязательства не могут быть существенно сокращены вследствие социальной направленности значительной их части.
Во-вторых, структура бюджетных расходов не является оптимальной для стимулирования экономического развития. Направляемых из бюджета средств на реализацию отвечающих потребностям экономического развития инфраструктурных проектов, проектов в сфере образования и науки, то есть в сферы, определяющие перспективный облик российской экономики, явно недостаточно.
В-третьих, на низком уровне
осуществляется финансово-экономическое
обоснование решений, приводящих к
новым расходным
В-четвертых, зачастую эффективность осуществляемых бюджетных расходов низка, получаемый социально-экономический эффект несоразмерен объему израсходованных на те или иные цели средств.
В-пятых, межбюджетные отношения
пока не в полной мере настроены
на стимулирование органов государственной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления
к созданию условий для
В-шестых, бюджетная политика во многом остается неясной для общества, необходимость и суть конкретных решений и действий органов государственной власти в этой сфере должным образом не раскрываются.
В-седьмых, не удалось избежать
практики постоянных фрагментарных
изменений налогового законодательства.
Даже при улучшении условий
3.2 Проблемы и направления
Сложность и масштабность
задач в сфере социально-
Для решения этой задачи при формировании и реализации бюджетной политики на 2013 год и среднесрочную перспективу необходимо исходить из следующих основных целей.
1. Бюджетная политика
должна стать более
Механизмы государственной
социально-экономической
Пора уходить от ставшего
уже привычным измерения
Если бюджетные средства
израсходованы в большем
В целях повышения эффективности расходов необходимо разработать и внедрить систему ежегодного анализа эффективности расходов по каждому направлению, в том числе анализа динамики показателей эффективности. Систематический анализ эффективности расходов должен дополнять систему ответственности за достижение поставленных целей взамен действующего подхода контроля суммы расходов на то или иное направление. Соответствующий анализ на основании динамики объемов расходов и значений целевых показателей необходимо проводить по государственным программам с публичным рассмотрением отчетов.
Бюджетные инвестиции должны быть настроены на повышение качества предпринимательского и инвестиционного климата. За счет бюджетных средств не должны осуществляться инвестиционные расходы, создающие конкуренцию частным инвестициям. Наоборот, бюджетные инвестиции в экономику должны стимулировать рост частных инвестиций, способствовать формированию современной транспортной и инженерной инфраструктуры.
Учитывая, что в ближайшей перспективе будут действовать жесткие ограничения, связанные с неблагоприятной ситуацией в мировой экономике, необходима работа по очень четкой приоритезации расходов бюджетов, а именно должна быть изменена структура бюджетных расходов в пользу тех, которые направлены на развитие. Расходы на образование, науку, инфраструктуру должны быть приоритетными, и их доля в общих расходах бюджетной системы Российской Федерации должна увеличиваться.
При подготовке проекта федерального
бюджета на 2013 год и на плановый
период 2014 и 2015 годов Правительству
Российской Федерации следует
Указы Президента Российской
Федерации, направленные на решение
неотложных проблем экономического
и социального развития страны и
изданные 7 мая 2012 г., согласованы с
потребностями экономики и
2. Для достижения целей
социально-экономической
Переход к «программному
бюджету» в полном объеме необходимо
осуществить начиная с
Для правового обеспечения этих процессов необходимо внесение в 2012 году комплексных поправок в бюджетное законодательство Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации
должно до конца 2012 года утвердить государственные
программы Российской Федерации
«Развитие здравоохранения», «Развитие
образования», «Культура России», «Социальная
поддержка граждан», «Развитие науки
и технологий», «Развитие транспортной
системы», «Развитие промышленности
и повышение ее конкурентоспособности»,
«Развитие авиационной