Становление и развитие кредитной системы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа

Краткое описание

Для того, чтобы рассмотреть пути развития кредитной политики России в данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект кредитной системы и кредитной политики
2. Выявить особенности российской кредитной системы
3. Проанализировать состояние современной кредитной системы России
4. Рассмотреть существующие программы развития кредитной системы и предложения по совершенствованию этих программ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 6
1.1. Понятийный аппарат кредитной системы 6
1.2. Структура кредитной системы Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 12
2.1. Становление и развитие кредитной системы России 12
2.2. Анализ кредитной системы России. 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
3.1. Основные проблемы кредитной системы России 34
3.2. Совершенствование кредитной системы России 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51

Вложенные файлы: 1 файл

становление и развитие кредитной системы РФ.docx

— 81.89 Кб (Скачать файл)

Глава 2. Современное  состояние  и  развитие кредитной системы в России

2.1. Становление и развитие кредитной системы России

Созданию современной кредитной  системы Российской Федерации предшествовал  длительный исторический период, который  определялся социально-экономическими условиями развития нашей страны.

Структура кредитной системы  Российской империи до 1917 г.5

 Государственный банк  Банковский  сектор, представленный в основномкоммерческими  и сберегательными банками  Cпециализированные  кредитные институты (страховые  компании,кредитные товарищества  и др.) В отличие от западных  стран в России были развитыв  основном два яруса: Государственный  банк и частный банковский  сектор. Третийярус был развит  сравнительно слабо, что объяснялось  низким уровнем развитиярынков  капиталов и ценных бумаг. В  то время в России практически  не былоучреждений, специализирующихся  на операциях с ценными бумагами, а их рынок былпредставлен  всего тремя фондовыми биржами.  Поэтомуаккумуляционно-мобилизационные  функции на рынке капиталов  выполняли в основномкоммерческие  банки. 

В первые месяцы после революции 1917 г. была проведена национализация всехкредитных  институтов (банков и страховых компаний) , на базе Госбанка был созданНародный банк. Начавшаяся в начале 1918 г. гражданская  война по существуликвидировала  кредитную систему, так как в  условиях отсутствия товарно-денежныхотношений  кредит потерял свое значение. Это  подтверждает факт слияния Народногобанка с Наркомфином (министерство финансов).

Единственным источником доходов  встране стала эмиссия так  называемых денежных знаков, что способствовалонатурализации  хозяйственных отношений и ограничивало сферу товарно-денежныхотношений. В начале 20-х годов новая экономическая политика обусловилавосстановление кредитной системы, но в довольно усеченнйо форме. Был созданГосбанк, стали функционировать акционерные и кооперативные коммерческие банки.К 1925 г. была восстановлена кредитная система, структура которой выгляделаследующим образом.

Структура кредитной системы  СССР в 1925 г.

 Государственный банк  Банковский  сектор:  акционерные банки (Промбанк, Электробанк, Внешторгбанк,Юговосточный  банк, Дальневосточный банк, Среднеазиатский  банк) ;  кооперативные банки (Всеуобанк,  Украинбанк) ; коммунальные банки  (Цекобанк и местныекоммунальные  банки) ;  Центральныйсельхозбанк, республиканские  сельхозбанки  Специализированные  и кредитно-финансовые учреждения:  общества сельскохозяйственного  кредита;  общества взаимного  кредита:  сберегательные кассы  Структура кредитнойсистемы была  представлена тремя ярусами и  выражала новыесоциально-экономические  отношения, сложившиеся в стране  к началу 30-х годов.Особенность  новой кредитной системы заключалась  в том, что большая часть  еезвеньев являлась государственной  собственностью, затем шли кооперативная  исамая незначительная - капиталистическая  (в основном с обществами взаимногокредита) . При этм кредитная система  была представлена главным образом  отраслевымии специализированными  банками и обществами по кредитованию.

В новой структуре кредитной  системы отсутствовали страховые  компании иучреждения, занимавшиеся операциями с ценными бумагами. Это объяснялосьсозданием государственной страховой компании и ее выведением из кредитнойсистемы, а также очень ограниченным рынком ценных бумаг в виде оборота акциймежду различными государственными организациями-акционерами. Таким образом,аккумуляция и мобилизация  денежных ресурсов практически осуществлялась банкамив рамках государственной собственности.

В последующие годы кредитная система  претерпела дальнейшие изменения подвлиянием  кредитной реформы 30-х годов, когда  были ликвидированы все видысобственности, кроме государственной. Крнедитная система была превращена водноярусную, или однозвенную систему, выражая  социально-экономическиепотребности того времени, связанные с осуществлением ов индустриализауии иколлективизации. Кредитная система начала функционировать  в рамкахкомандно-административной системы управления экономикой и  была представленавсего лишь тремя  банками, сберегательными кассами  и двумя страховымиорганизациями.

Структура кредитной системы  СССР

 Государственный банк  Стройбанк   Банк для внешней торговли  Система сберегательных банков  Госстрах и Ингосстрах В результате  такой реорганизацииГосударственный  банк, помимо эмиссионной и расчетно-кассовой  деятельности, взялна себя предоставление  краткосрочных кредитов промышленности, транспорту, связии другим отраслям  хозяйства, а также долгосрочных  кредитов сельскому хозяйству.

Второй банк страны - Стройбанк  сосредоточил свою деятельность напредоставлении долгосрочных кредитов и финансировании капиталовложений вразличных отраслях хазяйства, кроем сельского хозяйства.

Банк для внешней торговли занимался  кредитованием внешней торговли,международными расчетами, а также операциями с  инностранной валютой, золотом идрагоценными  металлами.

Система сберегательных касс обслуживала  широкие слои населения путемпривленчения  денежных сбережений, оплаты услуг  и реализации выйгрышныхгосударственных  займов.

Госстрах монополизировал страховые  операции юридических и физических лицвнутри страны, Ингосстрах осуществлял  операции по иностранному страхованию(страхрвание имущества иностранцев, советского имущества за рубежом,экспортно-импортные грузы, транспортные средства) .

Все аккумулированные денежные средства указанных организаций создавали  такназываемый ссудный фонд страны, который в последующем распределялся  иперераспределялся в виде кредитов в различное сфкры хозяйства.

Длительное командно-административное функционирование кредитной системыпоказало  ее слабую эффективность, особенно в  условиях обостренияфинансово-экономических  проблем в стране к началу 80-х  годов. Кредит посуществу перестал играть роль активного инструмента воздействия  на нанаучно-техническое обновление экономики. Большая часть кредитов выполняла рольвторого бюджета, так как кредиты не возвращалисб предприятиями. В результатемногие кредиты списывались или шел  процесс перекридитования предприятий. Вособенности это относилось к большому количеству ово-убыточных предприятийи селоьскому хозяйству. Процент за кредит оставался на довольно низком уровне,что  не стимулировало к взаимной эффективности  ни банки, ни предприятия. Все этонарушало  главную сущность кредита- плату  за кредит и его возвратность.

Поэтому в середине 80-х годов  в связи с реорганизацией управления экономикойбыла проведена банковская реформа, которая выразилась в создании крупныхотраслевых специализированных банков.

Структура кредитной системы  СССР в середине 80-х годов

 Государственный банк (Госбанк  СССР)  Промышленно-строительный  банк (Промстройбанк) Агропромышленный  банк (АгропромбанкСССР)  Банк жилищно-коммунальногохпзяйства  и социального развития (Жилсоцбанк  СССР)  Банк трудовых сбережений  и кредитования населения (Сберегательныйбанк  СССР)  Банк внешнеэкономическойдеятельности  СССР Особенность этой реорганизации  заключалась в том, чтоотраслевым  специализированным банкам предоставлялось  право как краткосрочного,так  и долгосрочного кредитования. Значительные кредитные ресурсы из Госбанкабыли преданы специализированным банкам. Государственный банк сохранил за собойэмиссионную, расчетную, контролирующую, функции, а также кредитованиенепроизводственной сферы. Система сберегательных касс была преобразована вединый Сберегательный банк с многочисленными филиалами и отделениями.

Основная задача реорганизации  банковской системы сводилась к  проведениюпрогрессивной кредитной  политики, повышению эффективности  всей кредитнойсистемы. Однако, как  показала дальнейшая практика, такая  реорганизация нисилабольше негативный, нежеде позитиыный характер, поскольку  монополия трех банков(Госбанка, Стройбанка, Внешэколномбанка) по существу была заменена монополиейвновь созданных, реорганизованных, специализированных банков.

Центральная, одноярусная структура  банковской системы закрепляла сферувлияния банков по ведомственнму принципу. Предприятия, как пржде, закреплялисьза банками и не имели права выбора в получении кредитных ресурсов. Резковозросли издержки обращения  банков в связи с увеличением  банковского аппарата,ростом его  заработной платы и организованных расходов.

Госбанк занимался только распределением ресурсов на верхнем уровне, не имеявозможности  воздействовать на выполнение кредитных  ов. Каждый банкреализовал самостоятельные  кредитные ы, используя административные методыуправления. Так, распределяли свои ресурсы на вертикали между своимиучреждениями, не обращая внимания на выгодность помещения средств, иосуществляли  простое финансовое обслуживание и  субсидирование предприятий.

Монопольное положение спецбанков и централизованное закрепление  ресурсов непозволяло вести торговлю деньгами или создавать денежные рынки. Кроме того,банки стали  вводить искусственные поборы с  предприятий и населения за обычныебанковские  услуги. В результате этого кредитные и денежные ресурсы продолжали выполнятьпассивную роль и не могли рационально воздействовать на ход экономическогоразвития.

В качестве позитивных мер банковской реорганизации 1987 г. можно назватьупорядочение  безналичных расчетов, прекращение  кредитования убытков,сверховых запасов  товарно-материальных ценностей, а  также выдачи кредитовна восполнение  утраченных собственных оборотных  средств, приостановлениеизъятия излишних кредитных средств из хозяйственного оборота и замену ихсобственными ресурсами предприятий. В результате этих мероприятий быливысвобождены кредитные ресурсы на сумму свыше 75 млрд. руб. Однако такиепозитивные  меры существенно нивелировались отрицательными последствиямибанковской реформы.

Как ответ на негативные последствия  банковской реформы в 1988-1989 гг. сталисоздаваться коммерческие и кооперативные банки  в основном на базе денежныхнакоплений различных отраслей промышленности. В течение первого периодоа1988-1989 гг. было создано около 150 коммерческих и кооперативных банков.Начала вырисовываться новая двухъярусная структура банковской системы: Госбанки специализированные банки - первый ярус, комммерческие  и кооперативные банки -второй ярус.

В середине 1990 г. в связи с объявлением  правительством программы перехода крынку стало очевидным, что банковская система нуждается в дальнейшейреорганизации. В частности, в правительственной  программе отмечаласьнеобходимость  создания эффективной двухъярусной банковской системы, состоящейиз Государственного банка и коммерческих банков, в  которые должны быть преобразованытакже созданные 1987 г. специализированные банки.

Наряду с этой программой исполнительные и законодательные органы странырассматривали  альтернативную прогармму перехода к рынку - "500 дней",предлагавшую создать трехъярусную банковскую систему, которая помимо Госбанка икоммерческх банков дополнялась сетью специализированных кредитно-финансовыхучреждений в лице страховых компаний, земельных банков, инвестиционных фондов,кредитных товариществ, пенсионных фондов, брокерских и лизинговых компаний.Программа "500 дней" расширяла количество будущих субъектов рынкакапитала за счет перспективного создания специализированных кредитныхучреждений, однако по существу неправильно подменяла понятие "кредитнаясистема" понятием "банковская система". Первое понятие шире, чемвторое, которое ограничивается только банками. Кроме того, в программеоставалось понятие "ссудного фонда", тогда как в условиях рынканеобходима его замена на "рынок капитала".

Концепция структуры новой кредитной  системы практически полностью  перешла впрограмму союзного правительства " Основные направления развития народногохозяйства и перехода к  рынку ", принятую осенью 1990 г. Верховным  СоветомСССР. Однако и здесь была допущена профессиональная ошибка, так  как под банковскойсистемой по сути подразумевалось создание новой  кредитной системы.

В конце 1990 г. Верховным Советом  СССР был принят закон " Закон  оГосбанке и банковской деятельности", который окончательно устанавливалдвухъярусную банковскую систему в виде Центрального банка (Госбанка) ,Сберегательного банка  и коммерческих банков. Согласно этому  закону коммерческиебанки получили самостоятельный статус в области  привлечения вкладов и кредитнойполитики, а также при определении процентных ставок. Кроме того, им были даны праваосуществлять  валютные операции на основе лицензий, выданных Центральным банком.

Закон 1990 г. изменил функциональную деятельность Госбанка: кромеэмиссионной, расчетной функции, он стал контролировать деятельностькоммерческих банков путем  установления для них обязательных норм резервов ихранения их на счетах Центрального банка. Принятие закона 1990 г.способствовало созданию широкой  сети коммерческих банков во всех регионахстраны.

Специализированные банки были превращены в коммерческие банки. Уже  в1988-1989 гг. начали возникать отдельные  специализированные кредитно-финансовыеинституты. В качестве альтернативы двум государственным  страховым учреждениям -Госстраху  и Ингосстраху были образованы на коммерческой основе страховыекомпании "Центрорезерв", "Дальросс", "Аско" и др.

Одновременно было создано несколько  инвестиционных компаний и банков. К 1990г., т.е. к моменту принятия "Закона о банках и банковскойдеятельности", в стране начинает складываться трехъярусная кредитнаясистема. К концу 1991 г. в  связи с образованием Российской Федерации каксамостоятельного  государства формируется новая  структура кредитной системы,которая  складывается из следующих трех ярусов.

Структура кредитной системы  Российской Федерации на конец 1992 г.

 Центральный банк РФ  Банковская  система  коммерческие банки   сберегательный банк РФ  Специализированные  небанковские кредитные институты:  страховые компании  инвестиционные  фонды  прочие Нынешняя структура  кредитной системы РФ приближается  кмодели кредитной системы промышленно  развитых стран. Но дело в  том, чтонаиболее слабым звеном  новой кредитной системы является  третий ярус. Онпредставлен в  основном страховыми компаниями, а для развития других типовспециализированных  кредитных институтов нужно полноценное  функционированиерынка капиталов  и его второго элемента - рынка  ценных бумаг. Созданиепоследнего  возможно в условиях относительно  широкой приватизациигосударственной  собственности. Именно это должно  стимулировать развитиетретьего  яруса кредитной системы. 

Информация о работе Становление и развитие кредитной системы РФ