Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 19:50, курсовая работа
Для того, чтобы рассмотреть пути развития кредитной политики России в данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретический аспект кредитной системы и кредитной политики
2. Выявить особенности российской кредитной системы
3. Проанализировать состояние современной кредитной системы России
4. Рассмотреть существующие программы развития кредитной системы и предложения по совершенствованию этих программ.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ 6
1.1. Понятийный аппарат кредитной системы 6
1.2. Структура кредитной системы Российской Федерации 9
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ 12
2.1. Становление и развитие кредитной системы России 12
2.2. Анализ кредитной системы России. 24
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИИ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 34
3.1. Основные проблемы кредитной системы России 34
3.2. Совершенствование кредитной системы России 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
В рамках развития платежной системы
в 2010 г. решением Совета директоров Банка
России (протокол N 16 от 16 июля 2010 г.) была
одобрена Концепция развития платежной
системы Банка России на период до
2015 года. Названная Концепция
Реализация принятой Концепции
позволит создать надежную, прозрачную,
доступную и удобную в
- повышение эффективности
- повышение устойчивости
- создание условий,
- расширение возможностей
- предоставление Федеральному
казначейству новых
Оценка хода реализации единой государственной денежно-кредитной политики в 2011 г. и анализ основных ее направлений на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 гг. 7
Реализация денежно-кредитной
В 2012 г. уровень инфляции в годовом выражении сохранялся на высоком уровне - 9,4 - 9,6%.8
С учетом сложившегося уровня инфляции,
а также неустойчивости ситуации
на глобальных товарных и финансовых
рынках для противодействия
В 2012 г. в банковском секторе сохранялся высокий уровень ликвидности, а процентные ставки рынка межбанковских кредитов находились вблизи нижней границы процентного коридора Банка России.
Дополнительным источником предоставления ликвидности являлось размещение временно свободных средств федерального бюджета на депозиты российских кредитных организаций. В 2012 г. объем размещенных в банках средств федерального бюджета составил 513,5 млрд. руб.
Средние квартальные показатели ставок по кредитам и депозитам в 2012 г. продолжали снижаться. Средняя ставка по краткосрочным рублевым кредитам нефинансовым организациям снизилась с 8,7% годовых в I квартале 2012 г. до 8,3% годовых и во 4 квартале 2012 г. Процентная ставка по краткосрочным депозитам населения в рублях за этот же период снизилась с 5,3 до 5,1% годовых.
В целом необходимо отметить, что в 2012 г. Банк России завершил использование антикризисных механизмов и начал переход к системе стандартных инструментов денежно-кредитного регулирования в условиях последовательного повышения гибкости курсообразования и усиления роли процентной политики.
В рамках среднесрочного финансового планирования на предстоящий трехлетний период в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 ноября 2010 г., а также в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г. в качестве задачи на трехлетнюю перспективу определено снижение инфляции до 4 - 5% в год. В рамках выбранной государством стратегии Банк России ставит задачу снизить инфляцию до 4 - 5% в годовом выражении в 2014 г. Для достижения цели по уровню инфляции Банк России планирует использовать весь спектр имеющихся в его распоряжении инструментов (в том числе процентную политику). В предстоящий трехлетний период планируется завершение перехода к таргетированию инфляции. Это означает, что денежно-кредитная политика Банка России будет сосредоточена на последовательном снижении инфляции, а в более отдаленной перспективе - на поддержании стабильно низких темпов роста цен. 9
Относительно денежно-
В целях реализации денежно-кредитной
политики и функционирования финансового
рынка в текущем году и на период
до 2014 г. Банк России намерен продолжить
взаимодействие с Минфином России.
Планируется продолжить развивать
и использовать механизм размещения
свободных бюджетных средств
в кредитных организациях в целях
сглаживания воздействия
Таким образом, можно отметить, что проводимые в последние годы мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора были направлены на сохранение устойчивости банковской системы в посткризисный период. Реализованный план мероприятий позволил поддержать стабильность банковской системы и обеспечить защиту интересов вкладчиков в существующих экономических условиях.
Банком России в анализируемый
период осуществлялись мероприятия
по совершенствованию
Реализация
денежно-кредитной политики в 2012году
происходит в условиях неопределенности
в динамике мировой экономики, обостряемой
региональными и
В первом полугодии 2012 года объем ВВП
в Российской Федерации увеличился
на 4,5%. При этом в третьем квартале
текущего года согласно данным, поступившим
уже после рассмотрения Основных
направлений на заседании Комитета,
темпы роста в годовом
Центральный банк ставит задачу снизить показатель инфляции до 5-6% в 2013 году и до 4-5% в 2014 и 2015 годах. При этом, Банк России планирует к 2015 году завершить переход к режиму таргетирования инфляции.
Банк России представил 3 варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2013-2015 годах, в зависимости от уровня цен на нефть. Базовый сценарий предполагает, что цена на российскую нефть составит 97 долларов США за баррель в 2013 году, что, по мнению Банка России, приведет к увеличению ВВП на 3,7% при условии реализации активной государственной политики.
Прежде чем говорить о перспективах развития кредитной системы, необходимо подвести небольшой итог всему выше сказанному, т. е. выделить проблемы, которые характерны сейчас для российской кредитной системы.
В качестве основных можно выделить следующие:
· низкий уровень банковского капитала;
· значительный объем невозвращенных кредитов;
· высокая зависимость ряда банков и иных кредитных организаций от государственных и местных бюджетов;
· чрезмерная концентрация усилий на развитии тех направлений деятельности, которые приносили немедленный, в основном «спекулятивный» доход; недостаточное внимание к кредитованию реального сектора экономики;
· значительная зависимость банков от крупных акционеров, являющихся одновременно клиентами и участниками их финансово-промышленных групп;
· низкий профессиональный уровень руководящего звена, а в отдельных случаях и личная заинтересованность в проведении операций, нарушающих экономические интересы клиентов и акционеров;
· масштабное использование руководителями находящихся в их распоряжении ресурсов для решения политических целей, выходящих за приделы собственного банковского дела;
· недостаточная жесткость надзорных требований;
· недостатки действующего законодательства, неурегулированность многих юридически аспектов деятельности банков, осуществления банковского надзора; отсутствие системы страхования вкладов граждан, организация процедур санирования, реструктуризации и банкротства.
Если проанализировать все эти проблемы, то мы придем к выводу, что коренной проблемой является – низкое качество управления, когда российские банки не могут адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию.
Важной причиной невысокой активности банков является отсутствие у них долгосрочных привлеченных ресурсов, что прежде всего связано с низким доверием к банкам и государству со стороны кредиторов и вкладчиков. В таких условиях банковская система не способна эффективно выполнять функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции.
Необходимо отметить, что пока Банку
России и его территориальным
учреждениям лучше удается
По-прежнему многие кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые проблемы, имеют возможность расширять свою деятельность, открывая филиалы.11
Сохраняется целый ряд проблем, связанных с организацией ликвидационных процедур в отношении кредитных организаций с отозванными лицензиями. Нередки случаи затягивания процесса ликвидации кредитных организаций (конкурсными управляющими, председателями ликвидационных комиссий). Отсутствует активная работа конкурсных управляющих по взысканию дебиторской задолженности. Банк России в ходе решения вопросов по ускорению ликвидационных процедур сталкивается с проблемами, носящими системный характер: несовершенство федерального законодательства, низкая эффективность судебно-исполнительного производства, отсутствие четкой координации деятельности судебных и правоохранительных органов при контроле за проведением ликвидационных процедур. В то же время необходимо искать пути их решения посредством активизации работы постоянно действующих рабочих комиссий с лицами, отвечающими за ликвидацию банков.
То есть надзорный орган как на уровне центрального аппарата, так и на местах должен занимать более активную и принципиальную позицию в решении проблем каждого конкретного банка.
Информация о работе Становление и развитие кредитной системы РФ