Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:33, курсовая работа
Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства. Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась.
Совокупный объем страховой премии за 2001г. достиг уровня 276,6 миллиардов рублей, что более чем на 62% превышает уровень 2000г., причем опережающими темпами на протяжении всего года развивалось добровольное страхование (рис. 3). При этом уже за 9 месяцев 2001г. сбор страховой премии (202,1 млрд. руб.) превысил показатели всего 2000г., которые составляли 171 млрд. руб.
2.3.2 Пенсионные фонды
Пенсионный фонд Российской
Федерации - это
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 года.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионному фонду России как самостоятельному финансово-кредитному учреждению поручено осуществлять финансирование выплат пенсий с 1991 года.
Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом России.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом своего заработка в результате наступления страхового случая (достижение установленного пенсионного возраста).
Пенсионный фонд России -
это своеобразный механизм государственного
управления денежными средствами пенсионного
обеспечения, которые находятся
в государственной
Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу Российской Федерации.
Руководство Пенсионным фондом
РФ осуществляется правлением и его
постоянно действующим органом -
исполнительной дирекцией. В состав
правления входят председатель, его
заместители, исполнительный директор.
Также в правление могут
Правление ПФР:
· несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР
· определяет перспективные и текущие задачи ПФР
· утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты
· назначает и освобождает
от должности исполнительного
· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах ПФР
· издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР
· решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР
Пенсионный фонд РФ (ПФР) предназначен для:
1) целевого сбора и
аккумуляции страховых взносов,
2) организации работы
по взысканию с работодателей
и граждан, виновных в
3) капитализации средств ПФР, а также привлечения в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц
4) организации и ведения
индивидуального (
5) организации и ведения
государственного банка данных
по всем категориям
6) межгосударственного и международного сотрудничества РФ по вопросам, относящимся к компетенции ПФР
7) участия в разработке
и реализации в установленном
порядке межгосударственных и
международных договоров и
8) изучения и обобщения
практики применения
9) проведения научно-
10) разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР
11) участия в финансировании
программ социальной защиты
12) осуществления управления
средствами бюджета ПФР и
13) представления интересов
застрахованных лиц перед
14) подготовки обоснования
размера тарифных страховых
15) назначения (перерасчета)
и своевременной выплаты
16) осуществления контроля
над обоснованностью
17) составления проекта бюджета ПФР и обеспечения исполнения этого бюджета
18) учета средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию
19) осуществления регистрации страхователей
20) учета страховых взносов
физических лиц, добровольно
21) обеспечения режима
ведения специальной части
22) обеспечения организации
своевременного учета дохода
от инвестирования средств
23) выполнения отдельных банковских операций в порядке, установленном действующим законодательством РФ о банках и банковской деятельности.
В соответствии с действующим законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение более чем 90 тысячам граждан, проживающих в 75 государствах, в том числе 20 тысячам граждан пенсии переводятся по месту их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и свыше 38 миллионов пенсионеров . С Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том числе работающим пенсионерам.
Доходы ПФР формируются за счет следующих источников:
· страховые взносы
· средства федерального бюджета
· отчисления от единого социального налога (ЕСН), поступающего в федеральный бюджет
· отчисления от единого социального налога (ЕСН) по специальным режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет
· суммы пеней и иных финансовых санкций
· доходы от инвестирования
временно свободных средств
· добровольные взносы физических и юридических лиц, уплачиваемаемые ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц
· иные источники, не запрещенные законодательством РФ
Расходы ПФР:
· выплата в соответствии
с действующим на территории РФ,
межгосударственными и
· перевод средств в сумме, равной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в негосударственный пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной части трудовой пенсии
· доставка пенсий, выплачиваемых из средств бюджета ПФР
· финансовое и материально-техническое
обеспечение текущей
· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам
· другие мероприятия, связанные с деятельностью ПФР
3 Перспективы развития страховых компаний и пенсионных фондов
3.1. Современные
проблемы страховых компаний и пенсионных
фондов
Страховой рынок России характеризуется рядом проблем, от разрешения которых зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, на мой взгляд, проблема страхового рынка в том, что государство в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка.
На протяжении определенного времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и облагалась подоходным налогом. Не секрет, что в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом. Естественно, что при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг.
Грамотная политика государства
в данной области воспитывает
у граждан потребность в
В странах с развитой страховой
культурой причиненный ущерб, естественно,
в подобных случаях возмещается
страховыми компаниями, что имеет
свои преимущества – во-первых, выплаты
соразмерны причиненному ущербу, во вторых,
государство может оказать
Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний — прежде всего страховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям.
Практически отсутствуют инструменты, обеспечивающие гарантированные государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности. В качестве конкретного примера может послужить ситуация с ГКО. Дело в том, что в соответствии с установленными Правилами размещения страховых резервов в государственные ценные бумаги должно быть размещено не менее 20% страховых резервов, сформированных страховщиками по долгосрочному страхованию жизни.