Страховые компании и пенсионные фонды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2014 в 15:33, курсовая работа

Краткое описание

Рыночные преобразования в экономике России вызвали коренное изменение роли и места страхования в системе мер, обеспечивающих безопасность хозяйствующих субъектов, населения и российского государства в целом. Развитие отечественного страхового рынка стало одной из важных задач экономического реформирования страны. Ее решение способно во многом обеспечить непрерывность общественного воспроизводства. Система воздействия на страховой рынок со стороны государства в России до сих пор окончательно не сформировалась.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.docx

— 103.77 Кб (Скачать файл)

Совокупный объем страховой  премии за 2001г. достиг уровня 276,6 миллиардов рублей, что более чем на 62% превышает  уровень 2000г., причем опережающими темпами  на протяжении всего года развивалось  добровольное страхование (рис. 3). При  этом уже за 9 месяцев 2001г. сбор страховой  премии (202,1 млрд. руб.) превысил показатели всего 2000г., которые составляли 171 млрд. руб.

 

2.3.2 Пенсионные  фонды

Пенсионный фонд Российской Федерации - это государственный внебюджетный фонд, находящийся в собственности Российской Федерации, образованный в целях пенсионного обеспечения населения.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) создан на основании  Постановления Верховного Совета РСФСР  от 22 декабря 1990 года.

В соответствии с действующим  законодательством Пенсионному  фонду России как самостоятельному финансово-кредитному учреждению поручено осуществлять финансирование выплат пенсий с 1991 года.

Пенсионный фонд РФ является крупнейшим социальным внебюджетным фондом России.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд РФ является страховщиком в сфере обязательного пенсионного страхования и представляет собой государственное учреждение. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами. Страховым риском в пенсионном страховании является утрата застрахованным лицом своего заработка в результате наступления страхового случая (достижение установленного пенсионного возраста).

Пенсионный фонд России - это своеобразный механизм государственного управления денежными средствами пенсионного  обеспечения, которые находятся  в государственной собственности, но не входят в состав бюджета, других фондов и изъятию не подлежат.

Пенсионный фонд России подотчетен высшему законодательному органу Российской Федерации.

Руководство Пенсионным фондом РФ осуществляется правлением и его  постоянно действующим органом - исполнительной дирекцией. В состав правления входят председатель, его  заместители, исполнительный директор. Также в правление могут входить  представители общественных, религиозных  и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с  защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.

Правление ПФР:

· несет ответственность  за выполнение функций, относящихся  к компетенции ПФР

· определяет перспективные  и текущие задачи ПФР

· утверждает бюджет, сметы  расходов (включая фонд оплаты труда) ПФР и его органов, отчеты об их исполнении, а также его структуру  и штаты

· назначает и освобождает  от должности исполнительного директора  и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей  его отделений

· утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной  комиссии и региональных органах  ПФР

· издает в пределах своей  компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР

· решает другие вопросы, отнесенные к компетенции ПФР

Пенсионный фонд РФ (ПФР) предназначен для:

1) целевого сбора и  аккумуляции страховых взносов,  а также финансирования расходов

2) организации работы  по взысканию с работодателей  и граждан, виновных в причинении  вреда здоровью работников и  других граждан, сумм государственных  пенсий по инвалидности вследствие  трудового увечья, профессионального  заболевания или по случаю  потери кормильца

3) капитализации средств  ПФР, а также привлечения в  него добровольных взносов (в  том числе валютных ценностей)  физических и юридических лиц

4) организации и ведения  индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в  соответствии с Федеральным законом  «Об индивидуальном (персонифицированном)  учете в системе государственного  пенсионного страхования»

5) организации и ведения  государственного банка данных  по всем категориям плательщиков  страховых взносов в ПФР

6) межгосударственного и  международного сотрудничества  РФ по вопросам, относящимся к  компетенции ПФР

7) участия в разработке  и реализации в установленном  порядке межгосударственных и  международных договоров и соглашений  по вопросам пенсий и пособий

8) изучения и обобщения  практики применения нормативных  актов по вопросам уплаты в  ПФР страховых взносов и внесения  предложений по ее совершенствованию

9) проведения научно-исследовательской  работы в области государственного  пенсионного страхования

10) разъяснительной работы  среди населения и юридических  лиц по вопросам, относящимся  к компетенции ПФР

11) участия в финансировании  программ социальной защиты пожилых  и нетрудоспособных граждан

12) осуществления управления  средствами бюджета ПФР и контроля  над правильным и рациональным  расходованием его средств

13) представления интересов  застрахованных лиц перед страхователями

14) подготовки обоснования  размера тарифных страховых взносов

15) назначения (перерасчета)  и своевременной выплаты обязательного  страхового обеспечения (трудовых  пенсий) на основе данных индивидуального  (персонифицированного) учета, а  также предусмотренных законодательством  других видов пенсий, социальных  пособий на погребение умерших  пенсионеров, не работавших на  день смерти

16) осуществления контроля  над обоснованностью представления  документов для назначения (перерасчета)  сумм обязательного страхового  обеспечения, в том числе на  льготных условиях в связи  и особыми условиями труда

17) составления проекта  бюджета ПФР и обеспечения  исполнения этого бюджета

18) учета средств, поступающих  по обязательному пенсионному  страхованию

19) осуществления регистрации  страхователей

20) учета страховых взносов  физических лиц, добровольно вступивших  в правоотношения по обязательному  пенсионному страхованию

21) обеспечения режима  ведения специальной части индивидуального  лицевого счета в соответствии  с установленными федеральным  законом требованиями

22) обеспечения организации  своевременного учета дохода  от инвестирования средств обязательного  пенсионного страхования в соответствующих  специальных частях индивидуальных  лицевых счетов

23) выполнения отдельных банковских операций в порядке, установленном действующим законодательством РФ о банках и банковской деятельности.

В соответствии с действующим  законодательством Пенсионный фонд России осуществляет пенсионное обеспечение  более чем 90 тысячам граждан, проживающих  в 75 государствах, в том числе 20 тысячам  граждан пенсии переводятся по месту  их постоянного проживания в 63 государствах. В системе индивидуального (персонифицированного) учета ПФР зарегистрировано более 62 млн. застрахованных работников и  свыше 38 миллионов пенсионеров . С  Фондом сотрудничает 4,3 млн. работодателей-страхователей. Фонд осуществляет ежегодную рассылку извещений об объеме пенсионных прав граждан и обязательствах государства  перед ними более чем 54,6 млн. застрахованных, имеющим в структуре пенсии накопительную  часть, и более 20 млн., имеющим только страховую часть пенсии, в том  числе работающим пенсионерам.

Доходы ПФР формируются  за счет следующих источников:

· страховые взносы

· средства федерального бюджета

· отчисления от единого  социального налога (ЕСН), поступающего в федеральный бюджет

· отчисления от единого  социального налога (ЕСН) по специальным  режимам налогообложения, поступающего в федеральный бюджет

· суммы пеней и иных финансовых санкций

· доходы от инвестирования временно свободных средств обязательного  пенсионного страхования

· добровольные взносы физических и юридических лиц, уплачиваемаемые  ими не в качестве страхователей  или застрахованных лиц

· иные источники, не запрещенные  законодательством РФ

Расходы ПФР:

· выплата в соответствии с действующим на территории РФ, межгосударственными и международными договорами трудовых пенсий и социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти

· перевод средств в  сумме, равной сумме пенсионных накоплений, учтенной в специальной части  индивидуального лицевого счета  застрахованного лица, в негосударственный  пенсионный фонд, выбранный застрахованным лицом для формирования накопительной  части трудовой пенсии

· доставка пенсий, выплачиваемых  из средств бюджета ПФР

· финансовое и материально-техническое  обеспечение текущей деятельности ПФР (включая содержание его центральных  и территориальных органов)

· оказание органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам

· другие мероприятия, связанные  с деятельностью ПФР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития страховых компаний и пенсионных фондов

 

3.1. Современные  проблемы страховых компаний и пенсионных фондов 

Страховой рынок России характеризуется  рядом проблем, от разрешения которых  зависит не только его стабильность сегодня, но и существование завтра. Самая большая, на мой взгляд, проблема страхового рынка в том, что государство  в лице его властных органов до настоящего момента не желает воспринимать страхование как стратегический аспект развития экономики государства. Это в свою очередь порождает определенные негативные для развития страхового рынка обстоятельства, например в виде налогового прессинга, в результате которого страховые услуги не только теряют свою привлекательность, но и становятся невыгодными. Общее состояние налогообложения в страховой сфере характеризуется отсутствием системы, единой методологической базы, доминированием ведомственного подхода к установлению налогов, отсутствием стимулов к развитию страхового рынка.

На протяжении определенного  времени по действовавшему законодательству страховая выплата по случаю смерти, как бы кощунственно это не звучало, рассматривалась как доход и  облагалась подоходным налогом. Не секрет, что в большинстве развитых стран  средства, направляемые на страхование  исключаются, из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы  не облагаются налогом. Естественно, что  при таком подходе возможен прогресс на рынке страховых услуг. 

Грамотная политика государства  в данной области воспитывает  у граждан потребность в страховании, а государство снимает с себя обязательства по возмещению своим  гражданам всевозможных ущербов  и убытков, экономя в конечном итоге значительные средства. Кроме  того, поощряя страхование, государство  с помощью страховых компаний получает огромные инвестиционные средства для собственной экономики. Непродуманная  политика в области страхования  в России наоборот влечет за собой  процветание иждивенчества со стороны  большей части населения, привыкшего возмещать все за счет государства. Стихийные бедствия, межнациональные  конфликты и т.п. неизбежно приводят к потере имущества, получению увечья, гибели. 

В странах с развитой страховой  культурой причиненный ущерб, естественно, в подобных случаях возмещается  страховыми компаниями, что имеет  свои преимущества – во-первых, выплаты  соразмерны причиненному ущербу, во вторых, государство может оказать дополнительную помощь. События последних лет, когда, к примеру, беженцам из Чечни выплачивалась  компенсация за утраченное имущество  явно несоизмеримая с причиненным  ущербом, ясно продемонстрировали неспособность государства решать подобные вопросы. 

Среди наиболее насущных проблем, стоящих перед российским страхованием, можно выделить также острейшую проблему фактического отсутствия адекватных инвестиционных инструментов, удовлетворяющих требованиям страховщиков. Вопрос о том, каким образом разместить временно свободные денежные средства страховых компаний — прежде всего страховые резервы — стал сейчас настоящей головной болью для страховщиков. Суть проблемы в следующем. Порядок размещения страховых резервов строго регламентируется государством и отклонение от установленных правил со стороны страховых компаний может стоить им лицензии на право занятия страховой деятельностью. Однако, установив определенные обязательные правила, государство не несет никакой ответственности, если выполнение указанных правил приведет к негативным последствиям. 

Практически отсутствуют  инструменты, обеспечивающие гарантированные  государством условия надежности инвестирования страховщиком страховых резервов, прежде всего, в части своевременной их возвратности и оговоренной доходности. В качестве конкретного примера может послужить ситуация с ГКО. Дело в том, что в соответствии с установленными Правилами размещения страховых резервов в государственные ценные бумаги должно быть размещено не менее 20% страховых резервов, сформированных страховщиками по долгосрочному страхованию жизни. 

Информация о работе Страховые компании и пенсионные фонды