Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция
[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]
Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:
[Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:
К категории "государственные финансы" следует также отнести такие понятия как:
[Управление государственными финансами
осуществляют органы государственной власти,
в первую очередь законодательные (Федеральное собрание,]
принимающее соответствующие законы в области государственных
финансов) и [исполнительные (Президент, Правительство], Це
8. Управление финансами, органы управления
[Управление финансами является составной частью общей системы управления
социально-экономическими процессами, т.е. сознательным воздействием органов управ-
ления на финансы разных уровней и финансовую деятельность.
Управление финансами – это совокупность приемов и методов воздействия
на объект для достижения определенных результатов, направленных на уве-
личение финансовых ресурсов и обеспечение эффективного функциониро-
вания финансовой системы на всех уровнях.
Функции управления финансами включают:
• финансовый анализ;
• финансовое прогнозирование;
• планирование финансовых ресурсов;
• оперативное регулирование
• контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.
Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленче-
ских решений в области
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния
финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.
Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой
системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уров-
ня их дефицитности.
Оперативное регулирование финансов осуществляется с целью реагирования на скла-
дывающуюся ситуацию с целью перераспределения и изменения целевой направленно-
сти финансовых ресурсов в свете новых задач]. Оперативное управление финансами воз-
ложено на финансовый аппарат – Министерство финансов, местные финансовые орга-
ны, финансовые службы предприятий.
[Контроль за состоянием финансов ]призван выступать звеном обратной связи в цепи
управления, [предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюде-
нии законов, норм и правил формирования и использования финансов.]
Управление финансами
распорядительных и
В управлении финансами выделяются субъекты, объекты и инструменты управ-
ления.
[Субъектами управления финансов является совокупность организационных
структур (законодательных и
тролируют финансовые процессы в экономике.]
Всякий владелец финансовых ресурсов в той или иной степени осуществляет
управление ими. Однако в этой области ключевое место занимают государственные ор-
ганы власти и управления, составляющие финансовый аппарат, который включает: ап-
парат Президента, Совет Федераций РФ, Правительство, Министерство финансов, Феде-
ральное казначейство, Центральный банк РФ, местные финансовые органы и др.
[Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финан-
совых отношений: государственные финансы, местные финансы, финансы
предприятий, финансы граждан.]
[Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являю-
щийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой сово-
купность видов и методов организации финансовых отношений и используется
для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведение единой
финансовой политики государства. Финансовый механизма нацелен на решение
конкретных задач, достижение реального эффекта и удовлетворение потребно-
стей общества.] Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием
финансовых отношений. Выделяют три основные группы, отражающие финансо-
вые отношения: государственные и муниципальные финансы, страхование и фи-
нансы предприятий.
В структуре финансового
как: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Фи-
нансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общест-
венное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.
Построение финансового
политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.
9. СОДЕРЖАНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО
Контроль, являясь одной из важнейших функций процесса управления, осуществляемого на любом уровне, представляет систему наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.
Финансовый контроль необходим в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Он имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализация осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.
Содержания фин. контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации фин. контроля.
Цель фин. контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель фин. контроля реализуется в выполняемых им задачах.
Основными задачами фин. контроля являются:
В системе фин. контроля выделяют как основные, так и вспомогательные элементы, образующие инфраструктуру фин. контроля.
В качестве основных элементов фин. контроля можно выделить: объект, субъект; информационное, правовое обеспечение; механизмы, принципы, меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура фин. контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля...
Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему фин. контроля.
Объекты фин. контроля - процессы образования, распределения и использования фин. ресурсов субъектами хозяйствования и органами гос. власти и местного самоуправления (выручка от реализации, налоги, себестоимость...)
Субъекты фин. контроля - специально уполномоченные органы (гос. контрольные органы; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.
Процесс целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс фин. контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами фин. контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.
Принципы фин. контроля: законность (наличие правовой базы), независимость (организационная, финансовая независимость органов фин. контроля гарантируется законодательством), объективность (отсутствие предвзятости, обоснованность выводов), гласность (общедоступность результатов фин. контроля), ответственность (добросовестное отношение сотрудников органов фин. контроля к своим обязанностям), разграничение функций и полномочий (отсутствие дублирования в деятельности органов фин. контроля), системность (единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий).
Информационное обеспечение фин. контроля - вся информация, используемая при осуществлении процесса контроля (экономическая, статистическая, отчетная,..).
10. СОДЕРЖАНИЕ
И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ
Финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.
Субъекты фин. политики: органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития фин. отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.
Объекты фин. политики: совокупность фин. отношений и фин. ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Содержание фин. политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся: