Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция

Краткое описание

[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]

Вложенные файлы: 1 файл

vord.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

Государственным финансам, также как и другим категориям финансов присущи функции:

  • распределительная
  • контрольная
  • регулирующая]

[Структура и содержание государственных финансов зависит от системы государственного устройства. В Российской Федерации к государственным финансам относятся фонды денежных средств, формируемых на федеральном уровне и уровне субъекта Федерации. К государственным финансам относятся:

  • Федеральный бюджет;
  • Бюджеты субъектов Российской Федерации;
  • Внебюджетные фонды Российской Федерации (централизованные федеральные бюджетные и внебюджетные фонды)
  • Внебюджетные фонды субъектов Российской Федерации.

К категории "государственные финансы" следует также отнести такие  понятия как:

  • государственный кредит:
  • налоговая система, формирующая основные источники поступления средств в бюджет и внебюджетные фонды;
  • неналоговые поступления в бюджет и внебюджетные фонды
  • бюджетная система]
  • другие понятия финансов, которые необходимы для формирования и использования фондов денежных средств, управление которыми осуществляет государство и его органы.

[Управление государственными финансами осуществляют органы государственной власти, в первую очередь законодательные (Федеральное собрание,] принимающее соответствующие законы в области государственных финансов) и [исполнительные (Президент, Правительство], Центральный банк, Министерство финансов и др.)

8. Управление  финансами, органы управления

[Управление финансами является составной частью общей системы управления

социально-экономическими процессами, т.е. сознательным воздействием органов  управ-

ления на финансы разных уровней  и финансовую деятельность.

Управление финансами  – это совокупность приемов и методов воздействия

на объект для достижения определенных результатов, направленных на уве-

личение финансовых ресурсов и обеспечение  эффективного функциониро-

вания финансовой системы на всех уровнях.

Функции управления финансами включают:

• финансовый анализ;

• финансовое прогнозирование;

• планирование финансовых ресурсов;

• оперативное регулирование финансов;

• контроль за их состоянием и учет финансовых ресурсов.

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленче-

ских решений в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.

Финансовое прогнозирование  выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния

финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.

Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой

системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уров-

ня их дефицитности.

Оперативное регулирование  финансов осуществляется с целью реагирования на скла-

дывающуюся ситуацию с целью  перераспределения и изменения  целевой направленно-

сти финансовых ресурсов в свете  новых задач]. Оперативное управление финансами воз-

ложено на финансовый аппарат –  Министерство финансов, местные финансовые орга-

ны, финансовые службы предприятий.

[Контроль за состоянием финансов ]призван выступать звеном обратной связи в цепи

управления, [предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюде-

нии законов, норм и правил формирования и использования финансов.]

Управление финансами осуществляется с использованием административно-

распорядительных и экономических  методов.

В управлении финансами выделяются субъекты, объекты и инструменты  управ-

ления.

[Субъектами управления финансов является совокупность организационных

структур (законодательных и исполнительных), которые регулируют и кон-

тролируют финансовые процессы в экономике.]

Всякий владелец финансовых ресурсов в той или иной степени осуществляет

управление ими. Однако в этой области  ключевое место занимают государственные ор-

ганы власти и управления, составляющие финансовый аппарат, который включает: ап-

парат Президента, Совет Федераций  РФ, Правительство, Министерство финансов, Феде-

ральное казначейство, Центральный  банк РФ, местные финансовые органы и др.

[Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финан-

совых отношений: государственные  финансы, местные финансы, финансы

предприятий, финансы граждан.]

[Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являю-

щийся составной частью хозяйственного механизма. Он представляет собой сово-

купность видов и методов  организации финансовых отношений  и используется

для оказания воздействия на экономику  и социальную сферу, проведение единой

финансовой политики государства. Финансовый механизма нацелен на решение

конкретных задач, достижение реального  эффекта и удовлетворение потребно-

стей общества.] Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием

финансовых отношений. Выделяют три  основные группы, отражающие финансо-

вые отношения: государственные и  муниципальные финансы, страхование  и фи-

нансы предприятий.

В структуре финансового механизма  выделяют такие функциональные звенья,

как: мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Фи-

нансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общест-

венное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма  осуществляется в соответствии с  финансовой

политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

 

9. СОДЕРЖАНИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Контроль, являясь одной из важнейших  функций процесса управления, осуществляемого  на любом уровне, представляет систему  наблюдений и проверки соответствия процесса функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, а также выявление результатов управленческих воздействий на управляемый объект.

Финансовый контроль необходим  в любом обществе, основанном на товарно-денежных отношениях. Он имеет важнейшее значение для управления финансами на любом уровне, обеспечивая надежное функционирование всей финансовой системы, реализация осуществляемой государством финансовой политики, содействует обеспечению финансовой безопасности.

ФИНАНСОВЫЙ  КОНТРОЛЬ - это совокупность действий и операций, осуществляемых специально уполномоченными органами, с целью контроля за соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и использования финансовых ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих финансовых решений.

Содержания фин. контроля раскрывается через его цель и задачи; элементы, совокупность которых образует систему контроля; принципы организации фин. контроля.

Цель фин. контроля заключается в своевременном получении всей информации о ходе процесса управления финансами на микро- и макроуровне, выявленных нарушениях для принятия адекватных управленческих решений. Цель фин. контроля реализуется в выполняемых им задачах.

Основными задачами фин. контроля являются:

  • обеспечение фин. безопасности государства;
  • выполнения субъектами хозяйствования своих финансовых обязательств, в том числе перед органами гос. власти и органами местного самоуправления;
  • рост финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы, обеспечение их рационального, эффективного и законного использования;
  • соблюдение финансовых интересов всех субъектов хозяйствования, усиление их ответственности за результаты своей деятельности;
  • повышение эффективности фин. политики государства.

В системе фин. контроля выделяют как  основные, так и вспомогательные  элементы, образующие инфраструктуру фин. контроля.

В качестве основных элементов  фин. контроля можно выделить: объект, субъект; информационное, правовое обеспечение; механизмы, принципы, меры ответственности всех участников процесса контроля. Инфраструктура фин. контроля включает в себя: финансовое, техническое, кадровое обеспечение контроля...

Совокупность взаимосвязанных элементов, взаимодействующих друг с другом и образующих целостное единство в процессе достижения целей контроля, представляет собой систему фин. контроля.

Объекты фин. контроля - процессы образования, распределения и использования фин. ресурсов субъектами хозяйствования и органами гос. власти и местного самоуправления (выручка от реализации, налоги, себестоимость...)

Субъекты фин. контроля - специально уполномоченные органы (гос. контрольные органы; негосударственные специализированные организации), а также квалифицированные специалисты, осуществляющие свою контрольную деятельность в соответствии с нормами права.

Процесс  целенаправленной деятельности субъектов контроля, или процесс  фин. контроля, осуществляется с использованием определенных методов. Под методами фин. контроля понимают конкретные способы осуществления контрольных действий и операций.

Принципы фин. контроля: законность (наличие правовой базы), независимость (организационная, финансовая независимость органов фин. контроля гарантируется законодательством), объективность (отсутствие предвзятости, обоснованность выводов), гласность (общедоступность результатов фин. контроля), ответственность (добросовестное отношение сотрудников органов фин. контроля к своим обязанностям), разграничение функций и полномочий (отсутствие дублирования в деятельности органов фин. контроля), системность (единство правовой базы, установление периодичности в проведении тех или иных финансовых контрольных мероприятий).

Информационное обеспечение  фин. контроля - вся информация, используемая при осуществлении процесса контроля (экономическая, статистическая, отчетная,..).

 

 

 

 

10. СОДЕРЖАНИЕ  И ЗНАЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ.

Финансовая политика - совокупность целенаправленных мер государства в области управления финансами с целью определения наиболее эффективных, отвечающих современным условиям мероприятий для создания финансовой основы реализации экономической политики государства.

Субъекты фин. политики: органы законодательной (представительной) и исполнительной власти, которые определяют и утверждают основные направления развития фин. отношений, разрабатывают конкретные пути их организации в интересах субъектов хозяйствования, населения и государства.

Объекты фин. политики: совокупность фин. отношений и фин. ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.

Содержание фин. политики раскрывается в ее структурных элементах, к которым относятся:

  • выработка научно обоснованной концепции развития финансов; осуществляется с целью выявления объективной потребности в реализации намеченных мероприятий фин. политики; в современных условиях фин. политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики; в зависимости от стадии экономического цикла (спал, депрессия, оживление, подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую фин. политику;
  • определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; базируется на целях и задачах экономической политики государства, выделении приоритетных отраслей, оценке внутреннего и международного положения государства;
  • разработка конкретных путей реализации основных направлений использования финансов на перспективу; предполагает выработку путей решения поставленных целей и задач, которые будут способствовать реализации основных направлений фин. политики на определенном отрезке времени (снижение объема гос. долга РФ - досрочное погашение долговых обязательств, проведение переговоров с кредиторами...).

Информация о работе Сущность и функции финансов