Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция
[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]
2) рассмотрение бюджетов;
3) утверждение бюджетов;
4) исполнение бюджетов, а также составление отчетов об исполнении бюджетов и их
утверждение.
На всех стадиях бюджетного процесса осуществляются финансовый контроль и аудит и оценка эффективности использования бюджетных средств.
Участниками бюджетного процесса являются:
• Президент РФ;
• органы законодательной (представительной) власти;
• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);
• органы денежно-кредитного регулирования;
• органы государственного и муниципального финансового контроля;
• государственные внебюджетные фонды;
• главные распорядители
и распорядители бюджетных
• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия;
• бюджетные учреждения,
государственные и
Составление проекта федерального
бюджета основывается на бюджетном
послании Президента РФ, прогнозе социально-экономического
развития, и основных направлениях
бюджетной и налоговой
Рассмотрение и утверждение федерального бюджета начинается с того, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год вносится на рассмотрение Государственной Думы РФ. Государственная Дума рассматривает проект бюджета в трех чтениях.
Принятый Государственной Думой Федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период передается на рассмотрение Совета Федерации. В случае одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования.
В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря, следовательно, он совпадает с календарным годом.
Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий.
Участники бюджетного процесса.
Бюджетный процесс
Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении.
Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов.
Банк России совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.
Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств.
Распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств.
Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов.
Контрольно-счетные органы (Счетная палата Российской Федерации, контрольно-счетные палаты субъектов Российской Федерации и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов.
Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает: • сводное финансовое планирование и прогнозирование; • составление перспективного финансового плана; • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета; • исполнение бюджета в течение бюджетного года; • анализ и контроль исполнения бюджета.
22. Возникновение и развитие налогообложения
1.История
возникновения и развития
Первые появившиеся налоги носили бессистемный характер и взимались по мере необходимости (войны, крупные ирригационные и общественные стройки) в натуральной форме (продовольствием для чиновников и армии, строительными материалами, рабочей силой). В мирное время в Афинах и Римской империи налоги не взимались, а их введение обусловливалось началом ведения военных действий. Обложение налогом зависело от имущественного и семейного положения (ценза). В Древнем Египте введение налогов было связано со строительством ирригационных сооружений в дельте Нила. Сбором налогов ведали жрецы храмов. В Китае уже в Vв. до н.э. взималась натуральная подушная подать. По мере увеличения расходов государств налоги начали взиматься в денежной форме более регулярно и стали основным источником денежного содержания государства.
2. История развития налогов и налогообложения в Средние века (V-XVIIвв.). Вплоть до XVIIв. в Европе налоговые системы развивались медленно и были крайне запутанными, а большинство налоговых платежей носили нерегулярный характер: они вводились, когда было необходимо покрыть целевые затраты либо когда в казне кончились деньги.
В то же время
все большее значение
Сбор налогов постепенно
становится видом
3. История развития налогов и налогообложения в Новое время (XVII-XVIII- конец XIXв.). Новое время, как известно, связано с началом буржуазных революций, произошедших сначала в Нидерландах, а затем в Англии. Для Европы этого периода характерны бурные социальные и политические изменения, утверждение юридического равенства всех граждан в сфере частно – правовых отношений, либеральные преобразования государственного строя в большинстве государств, порождение процесса юридизации налогообложения, придания налоговым системам большей организационной стройности в результате развития идей просвещения и «естественных прав».
В середине XIXв. уменьшилось число налогов, большее значение придавалось соблюдению юридической формы при их введении и взимании.
4. История развития налогов и налогообложения в Новейшее время (XX-XXIвв.). Достижения финансовой науки были опробованы и в ходе налоговых реформ, проведенных после Первой мировой войны и полностью основанных на научных принципах налогообложения. Именно тогда в большинстве индустриально развитых стран была заложена конструкция современных налоговых систем, в которой прямые налоги, и прежде всего индивидуальный подоходно-прогрессивный налог, заняли ведущее место.
Историю налоговых систем индустриально развитых капиталистических государств после Второй мировой войны можно охарактеризовать как эпоху непрекращающихся налоговых реформ, направленных на поиск оптимального сочетания прямого и косвенного налогообложения, степени налогового воздействия на экономику, величины налогового бремени, налоговых льгот, период бурного совершенствования национального и международного налогового законодательства.
На рубеже XX-XXIвв. в Европе начинает формироваться налоговая система Европейского сообщества.
История возникновения и развития налогов и налогообложения в России.
Налогообложение в России в допетровскую эпоху (IX-XVIIвв.). После объединения Древнерусского государства (конец IXв.) основным источником доходов казны была дань – прямой налог (подать), собираемый с населения, первые упоминания о взимании которой относится к эпохе князя Олега (? – 912).
Единицей обложения данью в Киевской Руси были дым (количество печей и труб в каждом домохозяйстве), рало, или плуг (известное количество пашни). При сборе некоторых прямых налогов счет «на дым» сохранялся в России до XVIIв. (раскладка мирских повинностей, сбор денег на ратных людей, на выкуп пленных, стрелецкая подать), а в Закавказье – до начала XXв. Дань платили предметами потребления (мехами и пр.) или деньгами – «по шлягу от рала» (под «ралом» понимались единица обложения – плуг или соха; шляг – арабские монеты, платежное средство на Руси в то время).
К XIVв. в. русском государстве сложилась система кормлений – предоставление права на управление определенной территорией в качестве платы за службу великому князю (князю).
Со второй половины XVIв. налоги
и сборы уплачивались в
Налоговая реформа Петра I(XVIIIв.). Для покрытия расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги. Придумали новые виды податей «прибыльщики» - чиновники, деятельность которых определялась так: «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать; гербовый сбор; налог постоялых дворов; налог с печей; налог с плавных судов; налог с арбузов; налог с орехов; налог с продажи съестного; налог найма домов; ледокольный налог и др.
Налоговые реформы первой половины XIX- начала XXв. При Александре I(1777 – 1825, российский император с 1801 г.) Были введены новые обязательные платежи, например: процентный сбор с доходов от недвижимого имущества.
В связи с проведением
крестьянской реформы в 1861 г.
изменилась система сбора
Налоговая система советской России в эпоху военного коммунизма и период новой экономической политики (нэпа) (1922-1929 г.г.). Основными источниками доходов бюджета в первые годы Советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, т.е. принудительные денежные или натуральные поборы.
Одним их первых после
Октябрьской революции
Налоговая реформа 1930-1932 гг. В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в ходе которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в два основных платежа – налог с оборота и отчисления от прибыли. Были объединены некоторые налоги, взимаемые с населения, а значительная их часть отменена.
Становление налоговой системы Российской Федерации. Основы налоговой системы и система налогового законодательства Российской федерации сформировались в октябре – декабре.; был принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»; Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды; 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т.д.
Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.
Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при Госналогслужбе РСФСР, преобразованное через год в самостоятельный правоохранительный орган в сфере налогообложения – Федеральную службу налоговой полиции Российской Федерации.
В 1999 г. была принята первая часть НК РФ, в 2000 г. – отдельные главы второй.
23. Сущность налогов и принципы налогообложения
Налоги – это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Выплаты эти принудительны и безвозмездны.
Различают 2 вида налогов:
А) прямые (взимаются непосредственно с доходов и имущества);
Б) косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу). НДС, акцизы.
Налог содержит обязательные элементы:
1) субъект (плательщик);
2) объект (доход, имущество, товар);
3) источник уплаты налога (прибыль, доход, дивиденд);
4) величина налоговой ставки (квота);
5) порядок и сроки уплаты налога;
6) налоговые льготы.
Без налогов не обходится
ни одно государство. Они нужны государству
для того, чтобы формировать
Взимание налогов производится
властью государства при
Сущность налогов наиболее полно проявляется
в их функциях. Налоги выполняют следующие
функции — распределительную и контрольную.