Сущность и функции финансов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция

Краткое описание

[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]

Вложенные файлы: 1 файл

vord.doc

— 761.50 Кб (Скачать файл)

Бюджетная политика государства - главная составная часть фин. политики, т. к. она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений.

Значение фин. политики заключается в результатах, которые могут быть получены в ходе ее реализации как в течении финансового года, так и в более долгосрочном периоде. В ходе разработки и осуществления целей и задач фин. политики на ее результативность оказывают влияние след. факторы:

  • научный подход к разработке концепции фин. политики;
  • прогнозирование возможных последствий реализации предполагаемых мероприятий;
  • учет накопленного опыта в ходе реализации фин. политики;
  • четкое определение макроэкономических показателей (ВВП, ВНП...);
  • учет национальных и географических особенностей;
  • комплексный подход при выработке и проведении фин. политики, предполагающий согласование целей и задач.

 

11. ФИНАНСОВЫЙ  МЕХАНИЗМ, ЕГО РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ  ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ

Реализация целей и задач  фин. политики осуществляется с помощью  применения различных приемов организации  фин. отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые  в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач фин. политики или финансового механизма.

Финансовый  механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Вид организации фин. отношений является первичным элементом финансового механизма, т. к. определяет способ их выражения и проявления в финансовых ресурсах.

Под формой организации  фин. отношений понимается внешний порядок их организации, т. е. установления механизма аккумуляции (накопления), перераспределения и использования фин. ресурсов и условий его реализации на практике.

Методами организации  фин. отношений в финансовой науке называются способы формирования финансовых ресурсов и практического осуществления операций, связанных с финансами. Можно выделить 4 основных метода формирования фин. ресурсов:

  1. финансовый метод используется для формирования финансовых ресурсов преимущественно на безвозвратной и безвозмездной основе. Этим методом формируются фин. ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций;
  2. метод кредитования связан с предоставлением денежных средств на условиях срочности, возвратности и платности.
  3. налоговый метод подразумевает аккумулирование (накопление) денежных средств для финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований в форме денежных платежей (налогов) юридических и физических лиц на обязательной, принудительной и безвозмездной основах.
  4. страховой метод предполагает формирование финансовых ресурсов за счет поступления страховых взносов. Страховые фонды, созданные в денежной форме, позволяют обеспечить устойчивое функционирование экономики и соц. сферы при наступлении непредвиденных событий.

Способы количественного  определения параметров финансового механизма, имеющих мерные характеристики (налоговые ставки, объем каждого вида фин. ресурсов...) являются наиболее мобильной частью финансового механизма. К способам количественного определения параметров фин. механизма относятся способы исчисления бюджетных доходов, способы определения необходимого объема финансовой помощи соответствующим бюджетам...

 

Фин. механизм является инструментом осуществления  фин. политики государства, регионов и  муниципальных образований. Используя  различные элементы фин. механизма, органы власти стремятся обеспечить реализацию целей фин. политики, решение ее стратегических и тактических задач.

Фин. механизм включает множество взаимосвязанных, соединенных между собой элементов, соответствующих разнообразию фин. отношений в обществе. С целью  их структурирования, приведения в определенную систему фин. механизм принято классифицировать по различным признакам.

В зависимости от состава сфер и  звеньев фин. системы он включает фин. механизм субъектов хозяйствования (фин. механизм коммерческих и некоммерч. организаций, фин. механизм индивидуальных предпринимателей) и механизм гос. и муниципальных финансов.

В соответствии с гос. устройством  РФ в фин. механизме выделяют 3 звена: фин. механизм РФ, субъектов РФ и органов МСУ.

По воздействию на общественное производство в составе фин. механизма выделяют следующие звенья: механизм мобилизации и использования фин. ресурсов, механизм фин. регулирования общественного производства, механизм фин. стимулирования общественного производства.

Количественное воздействие фин. механизма выражается через объем и пропорции мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти фин. ресурсов и их распределения между сферами и звеньями фин. системы государства.

Качественное воздействие фин. механизма связано с использованием таких методов формирования и направлений использования фин. ресурсов, форм организации фин. отношений, которые позволяют их рассматривать в качестве стимулов развития как отдельного субъекта хозяйствования, так и экономики в целом.

 

12. ФИНАНСОВЫЙ  РЫНОК, ЕГО РОЛЬ В МОБИЛИЗАЦИИ И РАСПРЕДЕЛЕНИИ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ

Финансовый рынок – это сфера проявления экономических отношений между продавцами и покупателями финансовых (денежных) ресурсов и инвестиционных ценностей. 
С переходом на принципы рыночного хозяйства для предпринимателя стало возможным: 
1. Расширить резервы роста собственных финансовых ресурсов за счет увеличения прибыли, использования ускоренной амортизации и пр. 
2. Найти на финансовом рынке недостающие средства для инвестирования в производство за счет привлечения на акционерной основе или паевых (долевых) началах денежных средств других предприятий.  
Более того, финансовый рынок позволяет пустить средства в оборот так, чтобы они принесли с собой дополнительные средства. Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов (рис. 2.2.3). 
 
Рис. 2.2.3. Структура финансового рынка России  
 
Финансовый рынок – это особая форма перераспределения капитала между кредитором и заемщиком при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. Главная функция финансового рынка – трансформация бездействующих денежных средств в ссудный капитал. 
Денежный рынок – это рынок краткосрочных кредитных операций (до 1 года). 
Валютный рынок – это сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении операций по купле-продаже иностранной валюты и платежных документов в валюте. Валютный рынок обслуживает международный платежный оборот, связанный с оплатой денежных обязательств юридических и физических лиц разных стран. Валютные рынки – это официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. 
Учетный рынок – это рынок, на котором основными инструментами являются коммерческие векселя, другие виды краткосрочных обязательств. На учетном рынке обращаются краткосрочные ценные бумаги, главной характеристикой которых является высокая ликвидность (легкая реализация, продажа) и мобильность. Вексель– документ, содержащий безусловное денежное обязательство. Коммерческий вексель – вексель, выдаваемый заемщиком кредитору, основанный на торговых сделках. Последовательность операций по учету векселей представлена на рисунке 2.2.4. 
 
Рис. 2.2.4. Взаимоотношения участников на учетном рынке  
 
1. Отгрузка товара. 2. Передача векселя со сроком погашения не более 12 месяцев. 3. Возникновение необходимости в денежных средствах. 4. Обращение в банк по поводу продажи векселя. 5. Рассмотрение просьбы о продаже векселя и принятие решения. 6. Оплата суммы долга по векселю с удержанием процентов, причитающихся банку. 7. Оповещение покупателя о смене владельца векселя. 8. Требование об оплате суммы долга в срок, указанный в векселе. 9. Оплата суммы долга. 
Межбанковский рынок – часть рынка ссудных капиталов, где временно свободные денежные ресурсы кредитных учреждений привлекаются и размещаются банками между собой, преимущественно в форме межбанковских депозитов на короткие сроки (предельный срок до 2-х лет). Депозит (лат.) – вещь, отданная на хранение. 
Рынок капиталов обслуживает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. 
Рынок ценных бумаг – представляет собой рынок, на котором совершаются операции с ценными бумагами. 
Рынок банковских кредитов – это сфера формирования спроса и предложения на ссудный капитал, то есть на деньги. Поскольку деньги являются товаром, их можно продать, так как и любой другой товар за большую цену, то есть обменять свои деньги на большую сумму денег. Рынок банковских кредитов представляет собой систему отношений, обеспечивающих аккумуляцию (накопление) временно свободных денежных капиталов и перераспределение их между предпринимателями и инвесторами. Рынок банковских кредитов является сферой деятельности коммерческих банков.

 

13. ФИНАНСОВОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО МЕТОДЫ

Финансовое  планирование - совокупность мероприятий , проводимых органами гос. власти и МСУ, коммерческими и некомм. организациями по формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах соц.-экономического развития, бизнес-планах, документах, определяющих фин. политику.

Специфика фин. планирования состоит. в том, что объектом планирования выступает не производственная деятельность субъектов хозяйствования, органов гос. власти, органов МСУ, а их финансовая деятельность, формирование и использование финансовых ресурсов. Соответственно субъектами фин. планирования являются органы гос. власти и МСУ, комм. и некомм. организации.

Посредством фин. планирования намечаются пропорции распределения фин. ресурсов и их планомерного использования  на цели, обеспечивающие стабильность экономики.

Цель фин. планирования - обеспечение фин. ресурсами воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами соц.-экономического развития, бизнес-планами и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития.

Финансовый  план - документ, представляющий собой систему взаимоувязанных финансовых показателей, отражающих предполагаемый объем поступления и использования фин. ресурсов на планируемый период.

К основным задачам фин. планирования можно отнести:

  1. определение объема фин. ресурсов по каждому источнику поступлений и общего объема фин. ресурсов субъектов власти и субъектов хозяйствования;
  2. определение объема и направлений использования фин. ресурсов, установление приоритетов в расходовании средств;
  3. обеспечение сбалансированности материальных и фин. ресурсов, экономного и эффективного использования фин. ресурсов;
  4. создание условий для укрепления устойчивости организаций, а также бюджетов, формируемых органами гос. власти и МСУ;
  5. определение экономически обоснованного размера фин. резервов, что позволяет предупреждать возникновение диспропорций при переходе от перспективного к текущему планированию, от прогнозов - к планам.

Фин. планирование направлено на достижение устойчивого экономического роста, поддержание сбалансированности, создание условий для эффективного управления финансами как на микро-, так и  на макроэкономическом уровнях.

Фин. планирование охватывает ряд этапов: 1) анализ выполнения фин. плана в предыдущих и текущем плановых периодах; 2) расчет плановых показателей; 3) состояние финансового плана как документа.

На 1 этапе применяется метод экономического анализа  (позволяет определить степень выполнения плановых показателей за истекший период путем сравнения их с фактическими данными).

В рамках фин. планирования применяются след. виды экономического анализа:

  • горизонтальный анализ (сравниваются показатели плана с показателями за прошлый период и плановые показатели с фактическими);
  • вертикальный (определяются структура плана, доля отдельных показателей, их влияние на результаты);
  • трендовый (выявление тенденций изменения динамики фин. показателей путем сравнения плановых или отчетных показателей за ряд лет);
  • факторный (выявление влияния отдельных факторов на фин. показатели).

На 2 этапе фин. планирования осуществляется расчет плановых показателей - числовых величин, выражающих конкретные задания по формированию и использованию фин. ресурсов.

В практике фин. планирования используются следующие методы расчета показателей фин. планов:

  • экстраполяции  (определение фин. показателей на основе установления устойчивой динамики их развития);
  • нормативный (плановые показатели рассчитываются на основе установленных норм и финансово-бюджетных нормативов);
  • индексный (широкое использование системы разнообразных индексов при расчете плановых фин. показателей; например, индексы уровня жизни, роста цен (индекс-дефлятор - коэффициент пересчета в неизменные цены));
  • программно-целевой (позволяет оценить и выбрать предпочтительные варианты производственного, соц.-экономического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах (напр., федеральная целевая программа в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ)).

На 3 этапе фин. планирования составляется фин. план как документ, обязательный для исполнения.

На этом этапе используется балансовый метод, позволяющий увязать финансовые ресурсы субъектов планирования с потребностями в них, вытекающими из прогноза соц.-экономического развития, бизнес-плана; расходы органов гос. власти и МСУ, комм. и некомм. организаций с их доходами...

В рамках 3 этапа фин. планирования в современных условиях широко применяется метод оптимизации плановых решений, сущность которого заключается в разработке нескольких вариантов фин. плана, из которых выбирается один, наиболее оптимальный.

 

14. ФИНАНСОВАЯ  ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Современная финансовая политика является составной частью экономической  политики Российской Федерации, основные цели и задачи которой разрабатываются и реализуются исполнительными органами власти во главе с Президентом РФ и утверждаются законодательными органами власти в ходе рассмотрения и утверждения бюджетов каждого уровня бюджетной системы РФ на очередной финансовый год. Региональные органы власти и органы местного самоуправления строят финансовую политику на подведомственной территории с учетом целей и задач финансовой политики Российской Федерации. Поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления, этот факт обусловливает необходимость рассмотрения ее особенностей на современном этапе.

Финансовая политика Российской Федерации в настоящее время определяется положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2009-2011 годы), Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации.

В соответствии с перечисленными документами современная финансовая политика нацелена на формирование модели российской экономики, обладающей долгосрочным потенциалом экономического роста , повышение благосостояния населения. В ее составе главное место отводится бюджетной политике, которая в свою очередь подразделяется на политику мобилизации доходов в бюджеты всех уровней, политику в области бюджетных расходов и политику в сфере межбюджетных отношений.

К основным задачам бюджетной политики на среднесрочную перспективу относятся:

  • реформирование бюджетного учета, что предполагает изменение бюджетной классификации рф в соответствии с требованиями международных стандартов;
  • выделение «бюджета действующих обязательств», в состав которого включаются расходные обязательства российской федерации (субъекта рф, муниципального образования), обусловленные действующими нормативно-правовыми актами, и «бюджета принимаемых обязательств», куда входят расходные обязательства, возникающие в связи с введением в действие новых нормативно-правовых актов, увеличивающих нагрузку на бюджеты. такое разделение бюджета позволит упростить и ускорить процедуру составления и рассмотрения бюджета в части, касающейся исполнения действующих обязательств;
  • совершенствование среднесрочного бюджетного планирования, которое должно приобрести не только долгосрочный характер, но также подразумевает разработку надежных, достоверных и стабильных среднесрочных финансовых прогнозов развития экономики и перспективного финансового плана;
  • переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования, которые позволят обеспечить взаимосвязь между распределением бюджетных средств и фактическими (или планируемыми) результатами их использования. При этом предполагается ввести практику предоставления субъектами бюджетного планирования докладов об основных результатах и направлениях их деятельности. Должна измениться методология разработки и реализации федеральных (региональных, муниципальных) целевых программ. на текущем этапе планируется упразднить неэффективные целевые программы;
  • упорядочение процедур составления и рассмотрения федерального бюджета, предполагающее совершенствование взаимодействия федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств с палатами федерального собрания рф. Рассматривая отдельно составные части бюджетной политики рф, следует остановиться на основных направлениях политики мобилизации денежных средств в бюджеты всех уровней, основу которой составляет налоговая политика. Проведение в нашей стране налоговой реформы уже имеет определенные положительные результаты. К ее позитивным итогам можно отнести повышение собираемости налогов при снижении налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования вследствие отмены оборотных налогов, снижения за последние годы ставки налога на прибыль с 35 до 24%, ставки ндс — с 20 до 18%, единого социального налога с 38,5 до 35,6%.

Информация о работе Сущность и функции финансов