Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 01:18, лекция
[Сущность финансов,] как экономической категории [заключается в том, что финансы имеют всегда денежную форму выражения.]
[Финансы,] выражая реально существующие в обществе производственные отношения, имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение,[ выступают в качестве экономической категории.]
[Финансы- это совокупность денежных отношений, которые направлены на на формирование и использование общегосударственных средств для решения политических и экономических задач.]
Унитарное (единое)
государство – это форма государственного устройства,
при которой административно-
Федеративное
(объединенное) государство – это форма государственного устройства,
при которой государственные образования
или административно-
Конфедеративное (союзное) государство – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей. Бюджет такого государства формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У государств – членов конфедерации – действуют свои бюджетные и налоговые системы.
Составляющей частью бюджетного устройства России является бюджетная система.
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ
В Статье 10 БК
РФ говорится о структуре бюджетно
Бюджетная система Российской Федерации
состоит из бюджетов 3х уровней:
- федеральный бюджет и бюджеты государственных
внебюджетных фондов;
- бюджеты субъектов Российской Федерации
и бюджеты территориальных государственных
внебюджетных фондов;
- местные бюджеты (в том числе: бюджеты
муниципальных районов, бюджеты городских
округов, бюджеты внутригородских муниципальных
образований городов федерального значения
Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских
и сельских поселений).
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга (местные бюджеты не включаются в бюджеты субъектов РФ, а те, в свою очередь, не включаются в федеральный бюджет).
19. Бюджетная классификация
Все доходы и расходы в бюджетах располагаются по единой бюджетной классификации.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней с присвоением объектам классификации группировочных кодов.
Порядок применения классификации операций сектора государственного управления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.
Она используется для:
- утверждения, составления и использования бюджетов;
- контроля за расходованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов на различных территориях.
Бюджетная классификация представляет собой обеспечение адресного выделения финансовых ресурсов, с ее помощью решается проблема, кому, сколько и на какие цели выделяются финансовые ресурсы из федерального бюджета. Она должна обеспечивать возможность экономического анализа государственных расходов.
Приказом Минфина России от 21 декабря 2011г. № 180н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" (находится на регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации) утвержден новый Справочник кодов классификации доходов бюджетов Российской Федерации на 2012 год.
Бюджетная классификация Российской Федерации (далее - бюджетная классификация) является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 19. БК РФ Состав бюджетной классификации Российской
Федерации.
Бюджетная классификация Российской Федерации
включает:
-классификацию доходов бюджетов Российской
Федерации;
-функциональную классификацию расходов
бюджетов Российской Федерации (отражает
направление бюджетных средств на выполнение
основных функций государства, в том числе
на финансирование реализации нормативных
правовых актов);
-экономическую классификацию расходов
бюджетов Российской Федерации (1. Текущие расходы - это расходы, которые
призваны обеспечить оптимальное функционирование
государственных или муниципальных органов
власти, бюджетных учреждений и организаций.
Кроме того, текущие расходы подразумевает
оказание помощи бюджетам нижестоящих
уровней в форме дотаций или субвенций,
а также другие доходы, не включенные в
иные группы. 2. Капитальные расходы - это расходы,
которые обеспечивают реализацию инновационных
и инвестиционных мероприятий и программ,
ведение расширенного производства на
территории страны, осуществление восстановительного
(капитального) ремонта средств производства.
3. Оказание финансовой поддержки -
это расходы, которые несет бюджет в результате
предоставления кредитов внутри государства
либо иностранным государствам.);
-классификацию источников внутреннего
финансирования дефицитов бюджетов Российской
Федерации;
-классификацию источников внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета;
-классификацию видов государственных
внутренних долгов Российской Федерации,
субъектов Российской Федерации, муниципальных
образований;
-классификацию видов государственного
внешнего долга Российской Федерации
и государственных внешних активов Российской
Федерации;
-ведомственную классификацию расходов
федерального бюджета.
Иными словами, состав бюджетной классификации - это распределение (разграничение) доходной и расходной частей бюджетов всех уровней по функциональному, экономическому, ведомственному либо иным критериям. Таким образом, все доходы и расходы, образующиеся на территории Российской Федерации, разграничиваются не только между бюджетами различных уровней, но также и внутри каждого бюджетного уровня - в соответствии с утвержденной бюджетной классификацией.
20. Бюджетная система и ее структура
Бюджетная система — это совокупность бюджетов государства,
административно-
Построение бюджетной системы зависит от формы государственного и административного устройства страны.
Уровни бюджетной системы РФ. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 71 и 132) и Бюджетным кодексом РФ (ст. 10) бюджетная система Российской Федерации состоит из 3х уровней:
(1) федерального бюджета и
(2) бюджетов субъектов Федерации
(региональных бюджетов) и бюджетов
территориальных
(3) местных бюджетов.
Бюджеты, входящие в бюджетную систему РФ, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.
Кроме федерального и территориальных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов) в бюджетную систему входят государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный внебюджетный фонд и внебюджетные фонды субъектов РФ обязательного медицинского страхования).
Средства внебюджетных фондов формируются
за счет специально установленных обязательных
платежей юридических и физических
лиц, а также добровольных выплат,
и расходуются строго в соответствии
с целями, для которых они были
учреждены.
Внебюджетный фонд - это денежные средства,
образуемые вне федерального бюджета
и бюджетов субъектов РФ, которые нужны
для реализации необходимых условий жизни
и достойного существования граждан, а
именно: на пенсионное обеспечение, социальное
страхование, социальное обеспечение
в случае безработицы, охрану здоровья
и медицинскую помощь.
Наряду с внебюджетными фондами существуют
также бюджетные целевые фонды.
Целевым бюджетным фондом является фонд
денежных средств, образуемый в соответствии
с законодательством РФ в составе бюджета
за счет доходов целевого назначения или
в порядке целевых отчислений от конкретных
видов доходов или иных поступлений и
используемый по отдельной смете. Средства
целевого бюджетного фонда не могут быть
использованы на цели, не соответствующие
назначению целевого бюджетного фонда.
Свод бюджетов всех уровней составляет консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта РФ и свод бюджетов, находящихся на его территории муниципальных образований.
Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются, т. е. не имеют правовой нагрузки и служат для аналитических и статистических целей.
Бюджетная система функционирует на основе следующих принципов:
• единства бюджетной системы — это единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных и местных бюджетов.
• разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ - означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за определенными органами по уровням власти.
• самостоятельности – означает право и обязанности органов государственной власти и органов МСУ самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и самостоятельно осуществлять управление бюджетным процессом. Недопустимо устанавливать расходные обязательства, подлежащие исполнению за счет доходов других бюджетов системы, за счет средств консолидированных бюджетов. Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять направления их использования и расходования. К собственным источникам доходов бюджетов относятся: закрепленные законом доходные источники для каждого уровня бюджета; отчисления по регулирующим доходным источникам; дополнительные источники, устанавливаемые самостоятельно представительными органами власти субъектов и местными органами власти.
• полноты отражения доходов и расходов бюджетов - предполагает, что все доходы и расходы бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов и иные обязательные поступления подлежат отражению в бюджетах, бюджетах государственных внебюджетных фондов в обязательном порядке и полном объеме.
• сбалансированности бюджета - т.е. объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета. (нет дефицита. Профицит – превышение доходов над расходами. Если обнаружен профицит, то он сокращается путем: уменьшения доходов от продажи государственной или муниципальной собственности, доходов от реализации государственных запасов и ресурсов; направлением бюджетных средств на погашение долговых обязательств; передачей части доходов бюджетам других уровней).
•принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств - предполагает, что при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием определенного бюджетом объема средств.
• общего (совокупного) покрытия расходов - означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.
• гласности - (1) обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления; (2) обязательную открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти, либо между законодательным (представительным) и исполнительным органами государственной власти.
• достоверности бюджета - реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
• адресности и целевого характера бюджетных средств - бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.
21. Бюджетный процесс и его принципы
Бюджетный процесс — совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Задачами бюджетного процесса являются:
• выявление материальных и финансовых резервов государства;
• максимально приближенный к реальности расчет доходов и расходов бюджетов;
• обеспечение сбалансированности бюджетов;
• согласование бюджетной политики с реализуемой экономической программой;
• осуществление бюджетного регулирования в целях перераспределения источников доходов между бюджетами разного уровня, отраслями хозяйства, экономическими регионами и т.д.
Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:
1) составление проектов бюджетов;