Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 22:28, реферат
Организация межбанковских расчетов является одной из центральных проблем развития банковского дела в современных экономических условиях. В денежных расчетах и платежах, проводимых банками, находят свое воплощение почти все виды экономических отношений в современном обществе. Это, в свою очередь, не возможно без взаимных расчетов между банками, что обусловлено широким разветвлением хозяйственных связей, большой территориальной удаленностью предприятий, а также некоторыми другими факторами. В сущности, лишь на основе расчетов между разными банками и их филиалами, возможно завершить расчеты в ведении бизнеса.
Введение
1 Организация межбанковских расчетов
1.1 Определение, сущность и значение межбанковских расчетов
1.2 Основные принципы организации межбанковских расчетов
1.3 Характеристика межбанковских расчетов
2 Особенности организации межбанковских расчетов в развитых странах и в Республике Беларусь
2.1 Зарубежная практика организации межбанковских расчетов
2.2 Принципы организации межбанковских расчетов в Республике Беларусь
3 Состояние и перспективы развития Автоматизированной системы межбанковских расчетов (АС МБР) в Республике Беларусь
Заключение
Центральный архив функционирует
уже более 5 лет, поэтому сегодня
назрела необходимость в
В целях дальнейшего
В настоящее время Национальным
банком проводятся мероприятия по реформированию
и совершенствованию
Ведутся работы по подготовке проектов технического регламента и технических кодексов установившейся практики, регламентирующих технические требования к процессам создания и обработки электронных платежных документов, используемых в АС МБР [14, c.13].
Для обеспечения эффективности, надежности и безопасности АС МБР требуется разработка эффективных механизмов мониторинга, управления и контроля присутствующих в системе типов рисков.
Согласно международной практике, в платежной системе принято выделять следующие риски:
- операционный риск, который
может служить источником
- расчетный риск, объединяющий
кредитный риск и риск
Управление рисками
По результатам проведенной МВФ и Всемирным банком оценки системы BISS сделан вывод, что она в основном соответствует этим КП. Также был разработан план мероприятий, реализация которого позволила добиться соблюдения всех КП в системе BISS в 2008 году.
Выявление системного риска осуществляется посредством постоянного мониторинга и анализа процесса обработки платежей в системе межбанковских расчетов. Предотвращение системного риска связано также с совершенствованием процедур обеспечения банков дневной ликвидностью.
Принимаемые меры способствуют повышению надежности, безопасности и эффективности функционирования платежной системы, что подтверждают приведенные показатели работы АС МБР за 2006 год и I квартал 2010 года (таблица 3.2).
Таблица 3.2 – Основные показатели работы АС МБР за I квартал 2010 года
Показатели |
Январь-март 2009 г. |
Январь-март 2010 г. |
Отклонение | |
млрд. рублей |
процентов | |||
1.Проведено платежей 1.1.По количеству – всего тыс. ед. в том числе: - в системе BISS в % к общему количеству - в клиринговой системе в % к общ. кол-ву |
10997,6
12,6
87,4 |
11895,4
13,5
86,5 |
897,8
|
108,2
|
1.2.По сумме – всего, млрд. руб. в том числе: - в системе BISS в % к общему количеству - в клиринговой системе в % к общей сумме |
92530,0
95,1
4,9 |
137844,5
96,3
3,7 |
45314,5 |
149,0 |
2. Среднедневной оборот 2.1. По количеству – всего, тыс. единиц 2.2. По сумме – всего, млрд. руб. 3. Средний размер платежа, тыс. руб. - в системе BISS - в клиринговой системе |
171,8
1445,8
63347,0 470,4 |
191,8
2223,3
82860,5 500,5 |
20,0
777,5
19423,5 29,8 |
111,6
153,8
130,6 106,3 |
4. Аннулирование платежей 4.1. По количеству - всего, единиц 4.2. По сумме – всего, млн. руб. 5. Коэффициент доступности, % |
3 360,0 100
|
0 0,0 100 |
-3,0 -360,0 |
0,0 0,0 |
*Источник: [8, c.26].
Вместе с тем, несмотря
на положительные в целом
Остается высоким количество и общее время продлений работы АС МБР по техническим причинам, возникающим в банковских автоматизированных системах.
Сохранилась неравномерность отправки банками документов в систему BISS. Неравномерное почасовое поступление платежей приводит к перегрузке программно-технических комплексов системы BISS, усилению нагрузки на Систему передачи финансовой информации, созданию очередей и т.д.
Для решения данной проблемы
используются организационно-экономические
меры, включающие тарифную политику в
области межбанковских
Целями тарифной политики на расчетные услуги являются:
- стимулирование банков
к обеспечению равномерного
- снижение количества и продолжительности продлений времени работы АС МБР по просьбе банков;
- покрытие издержек на
функционирование системы
Кроме того, пока не решена проблема полного перехода на электронный документооборот. Платежи, проведенные электронным способом в клиринговой системе, по-прежнему сопровождаются бумажным платежным документом, пересылаемым по почте. Обусловлено это тем, что сдерживается внедрение безбумажной технологии осуществления платежей через клиринговую систему на базе внедрения полноформатного электронного платежного документа.
К компетенции банков относится решение проблемы увеличения нагрузки на ответственных исполнителей в связи с необходимостью формирования полноформатных электронных платежных документов для передачу в систему BISS. Решение данной проблемы возможно, если банки начнут более активно применять автоматизированные банковские системы «Клиент-банк» и сканирующие устройства [15, c.68].
Перспективы развития АС МБР определены Концепцией развития платежной системы Республики Беларусь на 2010 – 2015 годы (утверждены постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 26.02.2010 №29) и Стратегией развития банковского сектора экономики Республики Беларусь на 2011 – 2015 годы (одобрена постановлением Правления Национального банка от 03.03.2011 №73) [15, c.16].
Национальный банк в перспективе останется собственником АС МБР и как регулятор платежной системы продолжит работу по совершенствованию ее правовой базы, разработке и применению стандартов и процедур осуществления платежных операций, выполнению функций расчетного банка и кредитора последней инстанции, формированию ценовой политики на расчетные услуги Национального банка, организации риск-ориентированного надзора за платежной системой с применением современных методик и инструментария.
Необходимо продолжить работу
по оптимизации и
Совершенствование нормативно-правовой
базы платежной системы Республики
Беларусь в 2010 – 2015 гг. будет направлено
на урегулирование всех аспектов функционирования
АС МБР и порядка взаимодействия
между ее функциональными системами,
дальнейшее совершенствование электронного
документооборота и расширение типов
электронных платежных
Развитие инфраструктуры
АС МБР будет направлено на достижение
эффективности платежной
Архитектурные решения АС МБР должны обеспечивать надежное взаимодействие со смежными системами, предусматривать адекватные механизмы расчетов с точки зрения оптимального соотношения по показателю «Риск - стоимость», управления ликвидностью и процедуры передачи информации, что также является ключевым аспектом поддержания стабильности платежной системы Республики Беларусь.
Проводимая Национальным банком ценовая политика будет оставаться максимально прозрачной, ориентированной на расширение сферы применения электронного документооборота в межбанковских расчетах, а также направленной на дальнейшее повышение качества оказываемых расчетных услуг [15, c.16].
Использование инструментов ценовой политики будет способствовать и повышению ответственности банков при управлении собственными платежными потоками.
Для выполнения основных показателей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы на 2012 год планируются работы по:
- совершенствованию технологии
разработки и применения новых
форматов электронных
- модернизации средств электронной цифровой подписи и системы управления ключевой информацией;
- совершенствованию системы
управления программно-
- созданию полноценной
системы тестирования АС МБР,
позволяющей минимизировать
Особое внимание Национальным банком будет уделяться развитию системы резервирования и восстановления процесса межбанковских расчетов, включая построение удаленного резервного центра с учетом постоянного развития технологий в области электронной обработки информации [15, c.17].
В 2012 – 2014 году потребуется проведение модернизации центрального вычислительного комплекса с целью достижения высоких эксплуатационных характеристик по обработке всего межбанковского платежного потока и обеспечения работы АС МБР до 2021 года. Модернизации должен предшествовать этап разработки технико-экономического обоснования с анализом стоимости внедрения и владения вариантами модернизированного центрального вычислительного комплекса на базе различных системно-технических платформ.
Совершенствование надзора за системой BISS направлено на разработку и использование методик идентификации, оценки и контроля за операционным риском. В рамках реализации надзорной функции Национальным банком будет проводиться периодическая оценка соответствия системы BISS Ключевым принципам для системно значимых платежных систем [15, c.17].
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит Национальному банку достичь основных целей по обеспечению эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы государства, предотвращению возникновения расчетного и системного риска в ней, гарантированию безопасности платежных инструментов и защите интересов пользователей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Межбанковские расчеты – это расчеты по выполнению денежных требований и обязательств, возникающих между банками, между банками и небанковскими финансовыми учреждениями, а также между банками по исполнению платежей, инициированных клиентами. Они возникают тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются разными банками, а также при взаимном кредитовании банков.
Организация межбанковских расчетов базируется на установлении корреспондентских отношений между банками, представляющие собой договорные отношения, согласно которым один банк (корреспондент) держит депозиты, принадлежащие другому банку (респонденту), и осуществляет операции по счетам банка-корреспондента (корреспондентским счетам) в соответствии с договором на установление корреспондентских отношений, а также действующим в государстве или государствах законодательстве.
Система межбанковских расчетов может быть организована централизованно и децентрализовано.