Территориальные финансы, их формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
1.Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и состав территориальных финансов………………………….6
1.2 Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации…9
2. Анализ бюджета Амурской области за 2007 - 2009 гг………………..…15
2.1 Анализ доходов бюджета Амурской области…………………….……..15
2.2 Анализ расходов Амурской области………………………………..……17
3.Межбюджетные отношения и их развитие в РФ…………………….………21
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………….….27
Приложение …………………………….……………………………………..…29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия начатая курсовая.docx

— 65.79 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

В XX столетии во всем мире ускорился  процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом  демократического государственного строя  является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них  функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Для  выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами. Местное  самоуправление представляет собой  многостороннюю деятельность местного сообщества по решению стоящих перед  ним задач на основе принципов  самоорганизации, самофинансирования, самоответственности с целью  улучшения качества жизни населения  соответствующей территории. В условиях демократии одной из важнейших составных  частей финансовой системы государства  являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в РФ - это собственно республиканские  в составе РФ, краевые, областные  и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных  потребностей. Территориальные финансы  обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с  социально-культурным и коммунально-бытовым  обслуживанием населения. В последние десятилетия во многих государствах наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их применения расширяется

1.Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона

В современном мире ускорился  процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Сейчас во многих странах обязательный компонент  демократического государственного строя  – местное самоуправление, суть которого состоит в том, что его осуществляет само население через свободно избранные им представительные органы.

Проводимая отдельно взятыми  регионами (территориями) финансовая политика оказывает огромное влияние на экономическое, социальное, культурное развитие региона. Роль территориальных финансов в  процессе управления социально-экономическим  развитием территорий резко возрастает.

Территориальные финансы должны способствовать росту занятости, развитию производства, привлечению инвестиций. Они должны привлекаться, в первую очередь, в те отрасли, которые являются приоритетными для региона, развитие которых окажет благотворное воздействие на экономику и положение территории в целом и повлечет также развитие других вспомогательных отраслей производства. Также территориальные финансы играют значительную роль в проводимой социальной политике. Они призваны гарантировать различным группам населения, которые не участвуют в производстве материальных благ и услуг в силу различных обстоятельств, а именно, инвалидам, пенсионерам, многодетным семьям и иным нетрудоспособным гражданам определенный минимальный доход, необходимый для их жизнедеятельности. Территориальные финансы, являясь инструментом государственной социальной политики, также должны обеспечивать через расходную часть территориальных бюджетов финансирование:

    • образования;
    • здравоохранения;
    • жилищно-коммунального хозяйства;
    • научной деятельности;
    • экологических мероприятий.

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условии отстали в своем экономическом  и социальном развитии от других районов  страны. Для преодоления такой  отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на их осуществление  формируются за счет источников доходов  бюджетов соответствующих административно  – территориальных единиц, а также  налогов вышестоящих бюджетов

1.1 Сущность и  состав территориальных финансов  

В современном мире ускорился  процесс развития демократических  принципов в государственном  устройстве и управлении. Во многих странах обязательный компонент  демократического государственного строя  — местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных  на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и  финансово-бюджетными правами.

В условиях демократии одной  из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные  финансы, которые охватывают территориальные  бюджеты (в Российской Федерации  — это собственно республиканские  в составе РФ, краевые, областные  и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей. Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.

Таким образом, территориальные  финансы — это система экономических  отношений, посредством которой  распределяется и перераспределяется национальный доход, фонд денежных средств, используемых на экономическое и  социальное развитие территорий.

В последние десятилетия  во многих государствах наблюдается  регионализация экономических и  социальных процессов. Все в большей  мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных  уровней государственной власти к территориальным. Поэтому роль территориальных финансов усиливается, а сфера их использования расширяется. Величина территориальных финансов растет и во многих странах составляет превалирующую часть финансовых ресурсов государства.

Через территориальные финансы  государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным  органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципальных объектов образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых  мероприятий расширяется. За счет средств  территориальных бюджетов стали  финансироваться не только общеобразовательные  школы, но и высшие средние специальные  учебные заведения, крупные объекты  здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

С помощью территориальных  финансов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических и других условий  отстали в своем экономическом  и социальном развитии от других районов  страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы. Средства на осуществление формируются за счет источников доходов соответствующих административно-территориальных единиц, а так же налогов вышестоящих бюджетов. Территориальным бюджетам выделяются отчисления от федеральных налогов, а также финансовые ресурсы, предоставляемые из вышестоящих бюджетов на определенные цели (развитие здравоохранения, дорожное строительство, коммунальные объекты и др.).

Состав территориальных  финансов. Территориальные финансы  можно охарактеризовать и как  совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление  использования территориальных  финансов - финансовое обеспечение  социальной и частично производственной инфраструктуры. Основным источником ее финансирования стали бюджетные  ассигнования и средства субъектов  хозяйствования (предприятия, организации).

Основной составной частью территориальных финансов являются региональные бюджеты. В современных  условиях все в большей степени  территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в  экономическом и социальном развитии территорий. Указанные факты вызывают необходимость дальнейшего расширения и укрепления финансовой базы территориальных  органов власти, решения проблем, связанных с совершенствованием методов формирования и использования  финансовых ресурсов территорий.

Одним из звеньев территориальных  финансов являются средства субъектов  хозяйствования:

1) финансовые ресурсы  предприятий, находящихся в муниципальной  собственности (как правило, коммунальные  предприятия);

2) финансовые ресурсы  предприятий, фирм, организаций,  используемые ими на финансирование  социально-культурных и жилищно-коммунальных  объектов.

Субъекты хозяйствования для социальной поддержки своих  работников строят и приобретают  жилые дома, квартиры, детские дошкольные учреждения, медицинские учреждения и объекты для отдыха. В нашей  стране, особенно в новых городах, возникших на базе строящихся предприятий, нередко почти вся социальная инфраструктура находится в ведомственном  подчинении. Поэтому в общем объеме территориальных финансов превалируют  средства предприятий, направляемые на социальное развитие.

1.2 Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации

 Правовой основой функционирования территориальных финансов являются законодательные акты, изданные в России с 1991 по 1997 гг.

1. В Законе РСФСР «О  местном самоуправлении в РСФСР»  от 6 июня 1991 г. вопросам финансов  местного самоуправления посвящен  отдельный раздел, определяющий  состав финансовых ресурсов местного  самоуправления, которые формируются  за счет бюджетных и внебюджетных  средств территориальных органов  власти, кредитных ресурсов, валютных  средств самоуправления. В соответствии  с Законом для определения  общего объема финансовых ресурсов, созданных и используемых на  соответствующей территории, территориальными  органами власти составляется  территориальный сводный финансовый  баланс. При этом государственные  и общественные органы, предприятия,  учреждения и организации представляют  в территориальные органы власти  сведения, необходимые для его  составления. В Законе зафиксированы  важные положения о том, что  территориальные органы власти самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют свои бюджеты, при этом вмешательство вышестоящих органов в бюджетный процесс не допускается. В целях социальной защищенности населения в Законе за территориальными органами власти закреплено право на минимальный размер местных бюджетов в части текущих расходов.

Впервые в Законе признано право территориальных органов  на создание и использование внебюджетных фондов финансовых ресурсов, а также  валютных фондов, на объединение финансовых ресурсов территориальных органов  власти и предприятий для финансирования общерегиональных мероприятий. Новые  права даны территориальным органам  власти в распределении и использовании  своих финансовых ресурсов. Территориальным  органам предоставлены права: самостоятельно определять направления использования  средств местных бюджетов; в пределах имеющихся у них средств увеличивать  сверх централизовано устанавливаемых  норм расходы на содержание жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, народного образования, социального  обеспечения, правоохранительных органов; устанавливать дополнительные льготы и пособия для усиления помощи отдельным категориям населения; образовывать резервные фонды [11. с. 276-283].

2. В Законе РФ «Об  основах бюджетных прав и прав  по формированию и использованию  внебюджетных фондов представительных  и исполнительных органов государственной  власти республик в составе  РФ, автономных областей, автономных  округов, краев, областей, городов  Москвы и Санкт-Петербурга, органов  местного самоуправления», изданном 15 апреля 1993 г., конкретизированы и  развиты права территориальных  органов власти в области финансово-бюджетных  отношений. В нем отражены вопросы  определения уровня закрепленных  доходов, который должен быть  не менее 70% доходной части  минимальных бюджетов, порядок предоставления  и использования дотаций и  субвенций, принципы определения  и утверждения нормативов отчислений от регулирующих налогов, распределение доходов между различными видами бюджетов. В Законе регламентируется бюджетный процесс. В отдельном разделе даны общие принципы составления, рассмотрения проектов бюджетов и утверждения бюджетов. Закон определяет права территориальных органов власти при рассмотрении разногласий по формированию их бюджетов - впервые зафиксировано положение об образовании согласительных комиссий из представителей вышестоящих и нижестоящих органов власти. В Законе регламентируется исполнение бюджета, контроль за использованием внебюджетных и валютных фондов, определены гарантии бюджетных прав территориальных органов власти, их ответственность за принятые ими решения по бюджетным вопросам, право обращаться в арбитражный суд в случае нарушения вышестоящим органом власти их бюджетных прав.

3. Вопросы, касающиеся  территориальных финансов, отражены  в Законе РСФСР «Об основах  налоговой системы в Российской  Федерации» (от 27 декабря 1991 г.). Все  налоги, входящие в налоговую  систему Российской Федерации,  разделены на три группы: 1) федеральные  налоги, 2) налоги республик в составе  РФ и налоги краев, областей, автономных областей, автономных  округов, 3) местные налоги. Установлена  компетенция каждого органа власти, в том числе и территориальных  органов, по отношению к соответствующим  налогам, т.е. право этих органов  вводить на подведомственной  территории налоги, устанавливать  ставки, предоставлять плательщикам  налоговые льготы, контролировать  взимание налогов и т. д.

Информация о работе Территориальные финансы, их формирование и использование