Территориальные финансы, их формирование и использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 13:28, курсовая работа

Краткое описание

В XX столетии во всем мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного строя является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций территориальные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…………3
1.Роль территориальных финансов в социально-экономическом развитии региона……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность и состав территориальных финансов………………………….6
1.2 Правовая основа территориальных финансов Российской Федерации…9
2. Анализ бюджета Амурской области за 2007 - 2009 гг………………..…15
2.1 Анализ доходов бюджета Амурской области…………………….……..15
2.2 Анализ расходов Амурской области………………………………..……17
3.Межбюджетные отношения и их развитие в РФ…………………….………21
Заключение…………………………………………………………………….…26
Список литературы………………………………………………………….….27
Приложение …………………………….……………………………………..…29

Вложенные файлы: 1 файл

Копия начатая курсовая.docx

— 65.79 Кб (Скачать файл)

4. В Законе РФ «О  субвенциях республикам в составе  РФ, краям, областям, автономной области,  автономным округам, городам Москве  и Санкт-Петербургу» (от 15 июня 1992г.) определены права территорий  на получение финансовой помощи  в виде целевых субвенций из  вышестоящих бюджетов и внебюджетных  фондов, общие условия предоставления  и использования субвенций, ответственность  за соблюдение этих условий  [11. с. 276-283].

5. Дальнейшим шагом в  развитии финансово-бюджетных прав  стал Закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления  в Российской Федерации» (от 28 августа  1995. г.). В Законе зафиксировано,  что федеральные органы государственной  власти, органы государственной,  власти субъектов РФ обеспечивают  территориям минимальные местные,  бюджеты, и минимально необходимые  расходы местных бюджетов устанавливаются  законами субъектов РФ на основе  нормативов минимальной бюджетной  обеспеченности. Далее указывается,  что доходная часть минимальных  местных бюджетов обеспечивается  путем закрепления на долговременной  основе федеральным законом и  законами субъектов РФ доходных  источников. Закон устанавливает,  что финансовые средства, необходимые  для осуществления органами местного  самоуправления отдельных государственных  полномочий ежегодно предусматриваются  соответственно в федеральном  бюджете и в бюджетах субъектов  РФ.

6. Важным этапом в формировании  законодательных основ территориальных  финансов стал Федеральный закон  «О финансовых основах местного  самоуправления» (от 25 сентября 1997 г.). В новом Законе регламентируется  порядок формирования и использования,  финансовых ресурсов местного  самоуправления, финансовых взаимоотношении  органов местного самоуправления  с органами государственной власти, субъектами хозяйствования и  финансово-кредитными институтами,  разграничения доходов и расходов  между бюджетами. В статье Закона  «Местные финансы» впервые определены  состав местных финансов, принципы  их формирования.

Особое внимание в Законе уделяется процессу формирования и  исполнения местных бюджетов как  основной финансовой базы муниципальных  образований. В разделе, посвященном  местным бюджетам, устанавливается, что каждое муниципальное образование  имеет право на собственный бюджет и получение в процессе бюджетного регулирования средств за счет источников федерального бюджета и региональных бюджетов. Важным положением, впервые устанавливаемым Законом, является новый принцип формирования местных бюджетов, суть которого заключается в том, что формирование этих бюджетов основывается на государственных минимальных социальных стандартах и социальных нормах. Вопросы местных бюджетов нашли отражение в статье 15 Налогового кодекса, где установлены виды местных налогов и сборов. Компетенция органов местного самоуправления в бюджетной сфере определена в ст. 9 Бюджетного кодекса, где к ведению органов местного самоуправления в регулировании бюджетных правоотношений отнесено:

- установление порядка  составления и рассмотрения проектов  местных бюджетов, утверждения и  исполнения местных бюджетов, осуществления  контроля за их исполнением  и утверждения отчетов об их  исполнении местных бюджетов;

- составление и рассмотрение  проектов местных бюджетов, утверждение  и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их  исполнением и утверждение отчетов  об исполнении местных бюджетов;

- определение порядка  направления в местные бюджеты  доходов от использования муниципальной  собственности, местных налогов  и сборов, иных доходов местных  бюджетов;

- определение порядка  и условий предоставления финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  местных бюджетов;

- предоставление финансовой  помощи и бюджетных ссуд из  местных бюджетов;

- осуществление муниципальных  заимствований и управление муниципальным  долгом [11. с. 276-283].

Бюджетным кодексом также  определены полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов  местных бюджетов. При этом представительные, органы местного самоуправления могут вводить местные налоги и сборы, устанавливать размеры ставок по ним, и предоставлять льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством РФ. Органы местного самоуправления вправе предоставлять налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налоговых и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами органов местного самоуправления о бюджете. Однако органы местного самоуправления могут определить порядок предоставления отсрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней.

В целом следует отметить, что за последние годы сделан существенный вклад в развитие законодательной  основы местных финансов. Изданные законы четче регулируют межбюджетные отношения в РФ, расширяют финансовую базу местного самоуправления, укрепляют  местные бюджеты.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ реализации бюджета Амурской области за 2007 - 2009 гг.

Анализ бюджетной политики Амурской области начнем с анализа  доходов бюджета.

Основу доходов бюджета  Амурской области составляют налоговые  и неналоговые поступления.

Поступления налоговых и  неналоговых доходов консолидированного бюджета  области в 2008 году увеличились по сравнению с 2006 годом на 140,7 %, в том числе - налоговые доходы возросли на 144,8 % за счет роста объема прибыли прибыльных предприятий, фонда оплаты труда и увеличения объема производства товаров и услуг.

По итогам исполнения консолидированного бюджета области за 7 месяцев текущего года доходы бюджета области составили 22012 млн. рублей или 62,8 процента к годовым  плановым назначениям. Исполнение по налоговым  и неналоговым доходам составило 58,7 процента.

Налоговые доходы поступили  в размере 12255 млн. рублей, что составило 55,7 процента в общих поступивших  доходах области, 90,1 процента налоговых  доходов бюджета области обеспечены за счет:

  • налога на доходы физических лиц - 41,3 процента;
  • налога на прибыль организаций -26,6 процента;  
    имущественных налогов - 16 процентов;
  • акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации - 6,2 процента.

Налог на доходы физических лиц поступил в сумме 5066 млн. рублей или 49,3 процента к плановым назначениям. При этом прирост доходов от указанного налога по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года составил 9,2 процента.

Исполнение бюджетных  назначений по налогу на прибыль организаций  составило 62,4 процента. В бюджет области  поступило 3265 млн. рублей. Обеспечено поступлений  на 2,9 процента больше, чем по состоянию  на 01.08.2008.

Исполнение бюджета по акцизам и по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации составило 68,8 процента.

Недоимка по налоговым  платежам во все уровни бюджетной  системы на 01.08.2009 составила 995,1 млн. рублей и увеличилась к началу года на 56,3%.

Безвозмездные поступления  из бюджетов других уровней исполнены  в объеме 8946,6 млн. рублей или на 74,8 процента от годовых плановых назначений.

Основную долю в структуре  безвозмездных поступлений занимает дотация на выравнивание уровня бюджетной  обеспеченности (48,5 процента в структуре  безвозмездных перечислений), которая  поступила в бюджет области за анализируемый период в объеме 4337,3 млн. рублей или 69,5 процента годового плана.

Расходы бюджета области  осуществлялись в пределах фактического поступления доходов и средств  источников внутреннего финансирования дефицита бюджета. В результате бюджетные  учреждения, организации и мероприятия  бюджета области профинансированы на 49,3 процента к годовому плану, что  выше уровня исполнения за 7 месяцев 2008 года на 3199 млн. рублей или на 20,1 процента. В денежном выражении расходы  на 01.08.2009 исполнены в сумме 19084 млн. рублей.

Таким образом, можно сделать  вывод о том, что по состоянию  на 01.08.2009 консолидированный бюджет области исполнен с профицитом в  объеме 2928 млн. рублей или 15,3 процента от произведенных расходов бюджета области.

В структуре расходов бюджета  области доля расходов, носящих социальный характер, составила 62,1 процента при  плановом проценте 58,8.

Расходы консолидированного бюджета области на образование  за январь-июль 2009 года составили 5121 млн. рублей или 55,7 процента годового плана, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года уровень расходов увеличился на 543 млн. рублей или 11,9 процента.

Удельный вес расходов на образование в общей структуре  расходов сложился на уровне 26,8 процента, в 2008 году - 28,8 процента.

Ассигнования по культуре, кинематографии, средствам массовой информации за отчетный период исполнены  в сумме 507 млн. рублей или на 52,4 процента от годовых плановых назначений консолидированного бюджета, что выше уровня исполнения 2008 года на 37 млн. рублей или на 7,9 процента.

Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт по состоянию  на 01.08.2009 составили 2733 млн. рублей (01.08.2008 - 2251 млн. рублей), или 49,3 процента к годовым  плановым назначениям - выше уровня произведенных  расходов за 2008 год на 21,4 процента или 482 млн. рублей. Исходя из произведенного финансирования, удельный вес расходов на здравоохранение и спорт в  общем объеме расходов сложился на уровне 14,3 процента.

Сумма финансирования расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  за анализируемый период составила 1421 млн. рублей или 49,8 процента к годовым  назначениям. По сравнению с аналогичным  периодом 2008 года произошел рост расходов по данному разделу на 403 млн. рублей или на 39,6 процента.

Финансирование по разделу  общегосударственные вопросы по состоянию на 01.08.2009 составило 1811 млн. рублей, или 52,3 процента от годового плана. В общей структуре расходов данное направление занимает 9,5 процента.

Расходы на национальную оборону  составили 0,1 процента в структуре  расходов бюджета и исполнены  в объеме 14 млн. рублей (49,3 процента к годовому плану).

Расходы консолидированного бюджета по разделу национальная безопасность и правоохранительная деятельность исполнены в сумме 1018 млн. рублей или на 48,9 процента к  годовому плану.

Направление денежных средств  на финансирование расходов по разделу  национальная экономика составило 2168 млн. рублей, что составило 44,5 процента годовых назначений и 11,4 процента в  структуре произведенных расходов бюджета области. За 7 месяцев 2008 года на финансирование отраслей экономики  было направлено 1477 млн. рублей или  на 46,8 процента меньше чем за истекший период 2009 года.

2.1 Анализ доходов  бюджета Амурской области

Величину и структуру  доходов бюджета Амурской области  представим в таблице 1.

Таблица 1.1. - Анализ доходов бюджета Амурской области за 2007-2009 гг.

 

Источники дохода

2007

2008

2009

     

 

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс. руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Сумма на год в тыс.руб.

Уд. вес в % к "Всего доходов"

Налоговые Доходы

           

ВСЕГО

9231753

55,2

10069555

55,5

13598965

56,7

В том числе:

           

НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ

5780800

34,5

6197907

34,2

8973856

37,4

НАЛОГИ НА ТОВАРЫ(РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РФ

932252

5,6

1045071

5,8

1373273

5,7

НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД

296427

1,8

344386

1,9

481058

2,0

НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО

1946027

11,6

2210818

12,2

2419753

10,1

НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИР. РЕС.

276147

1,6

271138

1,5

350865

1,5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА

100

0,0

235

0,0

160

0,0

Неналоговые Доходы

           

ВСЕГО

7505053

44,8

8076228

44,5

10383028

43,3

В том числе:

           

ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ  ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ

10300

0,1

6623

0,0

2849

0,0

ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОС. И  МУНИЦИП. СОБСТВЕННОСТИ

93210

0,6

111241

0,6

35061

0,1

ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ

80433

0,5

161480

0,9

147636

0,6

ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ  УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА

68953

0,4

79139

0,4

41650

0,2

ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ

   

1858

0,0

2700

0,0

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ  И СБОРЫ

1273

0,0

700

0,0

631

0,0

ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА

292

0,0

1000

0,0

2543

0,0

ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

1474

0,0

1500

0,0

1500

0,0

ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ  СИСТЕМЫ РФ ОТ ВОЗВРАТА ОСТАТКОВ СУБСИДИЙ И СУБВЕНЦИЙ ПРОШЛЫХ ЛЕТ

   

31053

0,2

   

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

7249118

43,3

7681634

42,3

10148458

42,3

ВСЕГО ДОХОДОВ

16736806

100,0

18145783

100,0

23981993

100,0

Информация о работе Территориальные финансы, их формирование и использование