Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование организации и планирования внешнеэкономической деятельности предприятия, а также управление ею.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;
- изучить классификацию внешнеэкономических операций предприятий;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Этапы осуществления экспортно-импортных операций
2.2 Организационные методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
2.3 Экономические методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЧЕТМАШ»
3.1 Характеристика производственной и финансовой деятельности
ОАО «Счетмаш»
3.2 Анализ системы управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Счетмаш»
3.3 Предложения по совершенствованию работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Импорт - это покупка и ввоз иностранных товаров (работ, услуг) у иностранных поставщиков для последующей реализации их на внутреннем рынке или потреблении предприятием - импортером.
Реэкспорт - это вывоз
за границу ранее ввезенных
Реимпорт предполагает ввоз из-за границы ранее вывезенных товаров, не подвергнувшихся там переработке.
Исходя, из объекта внешнеторговых операций выделяют: операции купли-продажи товаров; операции купли-продажи услуг; операции купли-продажи научно-технической продукции.
Купля-продажа товаров при более детальном рассмотрении включает в себя куплю-продажу продовольственных и непродовольственных товаров, куплю-продажу машин, оборудования и т.д. По степени готовности товаров к продаже; поставку готовой продукции, комплектующих, сырья и т.п.
Купля-продажа услуг включает в себя широкий круг услуг: оказание производственно-технических услуг (инжиниринг), арендные операции (в том числе, лизинг), оказание социальных услуг (в том числе, международный туризм), операции купли-продажи информации и оказание консультативных услуг (юридические, бухгалтерские, консалтинговые, по управлению и администрированию и т.д.), транспортно-экспедиторские и транспортные услуги, услуги в сфере страхования, банковские и т.д. [13, с. 244].
Внешнеторговые операции купли-продажи научно-технической продукции представляют собой куплю-продажу прав на пользование изобретениями, промышленных образцов, лицензий, ноу-хау и т.д. По методу торговли, различают: операции, совершаемые непосредственно между производителем и потребителем; операции, совершаемые с использование посреднических фирм.
В качестве посредников могут выступать комиссионеры, консигнаторы, дистрибьюторы, агенты, брокеры, дилеры и т.д.
Широкое распространение получила и торговля через торговые дома, международные товарные биржи, которая является по существу также торговлей через посредников. Формами международной торговли состязательного типа выступают аукционная торговля и международные торги.
В производственной и инвестиционной сфере, кроме традиционно сложившихся форм внешнеэкономической деятельности в виде организации совместных, иностранных предприятий и др., набирают в последнее время силу новые организационные формы внешнеэкономической деятельности в виде:
- свободных экономических зон (СЭЗ);
- транснациональных (международных) финансово-промышленных групп (ТФПГ, МФПГ) и т.д.
В экономической теории и практике свободные экономические зоны как организационные структуры рассматриваются с двух позиций.
В первом случае, под СЭЗ понимается конкретная, определенная территория, с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной и иной деятельности (территориальные СЭЗ).
Согласно второй точки зрения, зону рассматривают как конкретное комплексное предприятие, которому предоставлены определенные преимущества для национальных и иностранных предпринимателей (функциональные, или точечные СЭЗ) [22, с. 85].
Экспортные промышленные зоны (ЭПЗ). Деятельность данных зон ориентирована на производство экспортной продукции путем привлечения зарубежных инвестиций в экспортные отрасли. ЭПЗ представляют собой часть территории государства, имеющую определенные административные границы и подготовленную для промышленного освоения. Для данного типа зон характерен широкий спектр льгот.
Банковские и страховые зоны (с льготным режимом осуществления этих операций). В этих зонах создаются особые условия для банковского (отмена минимальных резервов, предписаний размера собственного капитала, ставки процента), страхового (отмена ограничений в сфере страхования) капитала, что облегчает доступ к международным финансовым рынкам и ресурсам.
Во многих странах эти зоны являются как бы составной частью ЭПЗ. В этом случае на территории последних создаются филиалы иностранных банков и финансовых компаний.
Технологические зоны (технологические парки, технополисы). Технопарки и технополисы представляют собой региональную систему совместного предпринимательства, основанную на синтезе капвложений в фундаментальные и прикладные исследования с целью создания новых технологий и образцов промышленной продукции.
Комплексные зоны (свободные города, особые районы и т.д.). Включают в себя элементы всех вышеперечисленных зон и призваны решать целый блок социально-экономических, финансовых и других проблем.
Финансово-промышленные группы (ФПГ) представляют собой форму интеграции финансового, промышленного и торгового капитала посредством системы участия в акционерном капитале или долгосрочных соглашений о поставках [2, с. 212].
В отличие от других форм интеграции и организации производства (концернов, трестов, холдингов и т.д.), финансово-промышленные группы объединяют под контролем головной (материнской) компании юридически и хозяйственно-самостоятельные фирмы и предприятия, относящиеся к различным отраслям экономики, - банки, страховые компании, пенсионные фонды и другие финансово-кредитные учреждения, а также промышленные, торговые, строительные и транспортные компании.
Особенностью ФПГ является наличие в их структуре банковского и иного финансового капитала, а также коренное изменение их роли в деятельности группы. В ФПГ финансовый, в т.ч. и банковский капитал, функционально вовлечен в сферу деятельности группы промышленных, торговых и иных предприятий, причем кредитная политика банковского и иного финансового капитала подчинена задачам реализации стратегии развития всей группы.
1.3 Государственное регулирование
внешнеэкономической
Государственное
регулирование
Внешнеэкономическая деятельность в РФ регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ и указах Президента РФ.
В законодательстве сформулированы принципы государственного регулирования [1]:
- единство внешнеторговой политики как составной части внешней политики РФ;
- единство системы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и контроля за ее осуществлением;
- единство таможенной территории РФ;
- приоритет экономических мер государственного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- равенство участников внешнеэкономической деятельности и их недискриминация;
- защита государством прав и законных интересов участников внешнеэкономической деятельности;
- исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеэкономическую деятельность, нанесения ущерба ее участникам.
Конкретный
механизм регулирования
Основными методами регулирования внешнеэкономических связей являются финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование; обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом; административные средства регулирования. Но в последнее время правительство почти полностью отказалось от административных методов (кроме специфических видов торговли), а также от квотирования экспорта. Отменены также и экспортные пошлины.
Законом предусматриваются и такие меры содействия экспорта и внешнеэкономической деятельности в целом, как ежегодное составление программ развития внешнеторговой деятельности. В долгосрочном плане наиболее важно создать систему стимулирования наиболее эффективного и перспективного экспорта – экспорта готовой продукции. Правительство РФ принимает меры по созданию благоприятных условий для доступа российских лиц на рынки других государств, вступая, в частности, в этих целях в двусторонние и многосторонние переговоры и заключая международные договоры, а также участвуя в создании и деятельности международных организаций и межправительственных комиссий, призванных содействовать развитию торгово-экономических связей РФ с иностранными государствами [9, с. 107].
В условиях экономического кризиса одним из наиболее важных направлений в повышении эффективности производства предприятий является привлечение иностранных инвестиций и кооперация производства. Регулирование международного инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации, валютных и финансово-кредитных операций, осуществляется соответствующими законами и иными правовыми актами РФ.
Государство всячески содействует российским предприятиям в привлечении иностранных инвестиций. В частности, таким предприятиям оно предоставляет льготы и оказывает помощь, в том числе и финансовую. Приток инвестиций во многом зависит от того, насколько стимулирующее воздействие оказывает на них налоговая система страны.
Таким образом, можно сделать вывод, что государство не создает препятствий на пути развития внешнеэкономической деятельности российских предприятий, и старается способствовать ей. Предприятие, без каких либо ограничений может находить рынки сбыта для производимой продукции за пределами своей страны, кооперировать производство и привлекать иностранные инвестиции, что способствует развитию и повышению эффективности производства.
Но решающую роль в
совершенствовании структуры
Таким образом, внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей. Внешнеторговые операции классифицируются на экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт. Внешнеэкономическая деятельность в России регулируется совокупностью норм, изложенных в законах РФ и указах Президента РФ.
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Этапы осуществления экспортно-импортных операций
Проведение экспортно-
1. Маркетинговые исследования рынка.
2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.
3. Технико-экономическое обоснование.
4. Заключение внешнеторгового контракта.
5. Исполнение контрактных обязательств.
1. Маркетинговые исследования
рынка. Анализ конъюнктуры
Особое внимание уделяется следующим вопросам [20, с. 141]:
1) изучение и возможности рынков сбыта;
2) обеспечение рекламы товара;
3) прогнозирование конъюнктуры товарных рынков и динамики цен;
4) сбор и обработка данных об аналогичной продукции;
5) по результатам этих работ принимается решение о выборе товара, вида деятельности, характере внешнеторговой операции.
Поиск иностранного партнера для предприятий, не обладающих достаточной информацией о возможных партнерах, может быть осуществлен получением информации в отраслевом министерстве, ведомстве, Торгово-промышленной палате, Союзе предпринимателей, Союзе малых предприятий и др. объединениях, облисполкоме, Мингорисполкоме (отдел внешнеэкономических связей).
Поиск партнера может быть осуществлен по коммерческим справочникам: «Международный указатель фирм-импортеров Европы», «Международный указатель фирм-импортеров США и Канады», «Международный указатель фирм-импортеров Восточной Азии» и др. В них указаны адреса, факсы, телефоны иностранных фирм.
Если нужна помощь в установлении контактов с иностранной фирмой, то можно обратиться в торговое представительство в стране предполагаемого партнера или в торговый отдел посольства этой страны в России (адрес можно узнать в торговом отделе Министерства иностранных дел).
Получив положительный ответ (акцепт), следует произвести обработку конкурентных листов, изучение иностранных фирм и систематизацию сведений [11, с. 3]:
Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»