Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование организации и планирования внешнеэкономической деятельности предприятия, а также управление ею.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;
- изучить классификацию внешнеэкономических операций предприятий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Этапы осуществления экспортно-импортных операций
2.2 Организационные методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
2.3 Экономические методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЧЕТМАШ»
3.1 Характеристика производственной и финансовой деятельности
ОАО «Счетмаш»
3.2 Анализ системы управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Счетмаш»
3.3 Предложения по совершенствованию работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

Украина является перспективным рынком в области продаж ККМ. Емкость украинского рынка ККМ составляет 1,3-1,5 млн. ед., представленные как общепризнанными ведущими мировыми брэндами, так и брэндами, производящимися на постсоветском пространстве. В последние годы наблюдается тенденция роста украинского рынка ККМ. Украинский рынок продаж ККМ в 2010 г. выглядел следующим образом (см. таблицу 6).

Таблица 6 - Доля продаж основных торговых марок на украинском рынке

Наименование ККМ

Доля на украинском рынке, %

Меркурий 115К

20,0

Элвес микро К вер (01)

15,0

ОКА 102К

14,0

АМС-100-К

13,0

АМС-100-МК

10,0

Штрих-Мини-К

8, 0

Орион-100К

4,0

Спарк-700 ТК

3,0

PayVKP-80K

3,0

PayPPU-700K

2,0

PayCTS-2000K

8,0


 

ОАО «Счетмаш» экспортируют на украинский рынок высококачественную продукцию, пользующуюся большим спросом, тем самым постепенно увеличивая свою долю.

Кроме названных выше рынков для  ОАО «Счетмаш» представляют также интерес рынки Молдовы, Казахстана и дальнего зарубежья.

Итак, сформулируем основные выводы по проведенному исследованию.

В работе ОАО «Счетмаш»  на внешних рынках участвуют такие  структурные подразделения, как  отдел внешнеэкономических связей, бюро рекламы, отдел сбыта и отдел протокольной работы.

Доля экспорта в общем  объеме продаж в 2010 г. по сравнению с 2009 г. сократилась на 31,2%, а по сравнению с 2008 г. – на 36,2%. При этом выручка от реализации продукции на экспорт сократилась в 2010 г. по сравнению с 2009 г. на 81044,6 тыс. руб., а по сравнению с 2008 г. – на 127156 тыс. руб. В относительном выражении снижение выручки от реализации продукции на экспорт в 2010 г. по сравнению с 2009 г. составило 72,74%, а в целом за период – 80,33%.

Таким образом, можно  судить о значительном снижении поставок продукции ОАО «Счетмаш» на внешние рынки. Данный факт свидетельствует о снижении эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия и связан в первую очередь с обострением конкуренции на внешних рынках.

3.3 Предложения по совершенствованию работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках

 

 

Учитывая перенасыщение рынка  вычислительной техники, уменьшение цен на ККМ, обострение конкуренции на внешних рынках, и преследуя цели наращивания экспорта продукции, ОАО «Счетмаш» необходимо уделять большое внимание дальнейшему развитию товаропроводящей сети как инструмента эффективной реализации продукции.

В этой связи ОАО «Счетмаш» следует провести следующие мероприятия, направленные на развитие товаропроводящей сети и расширение рынков сбыта:

- дальнейшее развитие и совершенствование  товаропроводящей сети на территории  Республики Беларусь;

- расширение дистрибутивной сети в Украине, за счет привлечения новых региональных дилеров и сотрудничества с торговыми розничными сетями;

- для проведения эффективной  работы по продвижению продукции ОАО «Счетмаш» в Казахстане и странах среднеазиатского региона;

- расширение ТПС в Молдове  за счет сотрудничества с существующими  дилерами, а также осуществлять  поиск новых партнеров;

- расширение производственной  кооперации с европейскими (литовскими) предприятиями-производителями вычислительной техники, освоение производства новых комплектующих, блоков и узлов для поставки по кооперации;

- увеличение объемов оказываемых  производственных услуг;

- подготовка к созданию венесуэльско-российского совместного предприятия по производству вычислительной техники. Основным рынком сбыта продукции создаваемого СП будет внутренний рынок Венесуэлы. В последствие планируется возможный экспорт техники в близлежащие страны: Боливия, Никарагуа, Куба и др.

Рассмотрим более подробно дальнейшее развитие и совершенствование товаропроводящей сети на территории Республики Беларусь. Для расширения товаропроводящей сети на белорусском рынке ОАО «Счетмаш» можно предложить создать структуры службы маркетинга по регионам, в частности, открыть представительства в городе Минск.

Численность персонала представительства в г. Минск составит три человека.

Единовременные затраты  по открытию представительства составят:

- оформление документов  – 1000 у.е.;

- закупка офисной мебели  и оргтехники – 3500 у.е.

Итого единовременных затрат по представительству в г. Минск: 4500 у.е.

Ежемесячные расходы  на содержание представительства:

- аренда офиса - 350 у.е.;

- расходы на оплату  труда:

- заработная плата  руководителю подразделения - 900 у.е.,

- его двум заместителям - по 500 у.е. (итого 1000);

- транспортные расходы - 270 у.е.;

- расходы на оплату  коммунальных услуг, услуг связи  и техническое обслуживание средств  связи - 150 у.е.;

- амортизация основных  средств - 75 у.е.;

- нормируемые расходы,  включенные в состав себестоимости  (информационные, консультационные, аудиторские, расходы на подготовку кадров и т. д.) – 160;

- затраты на комиссионные, агентские и иные вознаграждения  сторонним организациям – 200;

- отчисления, производимые  от фонда заработной платы  всех представителей (35 % от фонда  заработной платы) – 665 у.е.;

Итого ежемесячные расходы  по представительству в г. Минск: 3770 у.е.

В функции представителей будет входить инспектирование  торговых предприятий и организаций  с целью заключения договоров  на поставку им продукции ОАО «Счетмаш» для реализации. Предлагается представителям кроме фиксированного оклада также установить премию от каждого заключенного договора или контракта на поставку вычислительной техники продукции в размере 7% от стоимости контракта.

Для обоснованного принятия решения о целесообразности открытия представительств в г. Минск необходимо рассчитать эффективность предложенных мероприятий. Прогнозируемый рост объема реализации продукции ОАО «Счетмаш» на зарубежных рынках в связи с открытием новых представительств составит 19,5%. За 2010 г. выручка от реализации продукции на зарубежных рынках составила 31138,6 тыс. руб.

Таким образом, в результате открытия новых представительств выручка  от реализации продукции на зарубежных рынках увеличится на:

 

∆В = Взар * %Взар / 100,                                                                              (1)

 

где     Взар – выручка от реализации продукции на зарубежных рынках, тыс. руб.;

%Взар – процент  увеличения выручки на зарубежных  рынках, %.

∆В = 11138,6 * 19,5 / 100 = 6072 тыс. руб.

Средний уровень рентабельности продаж на зарубежных рынках составляет 14,2%.

Таким образом, дополнительная прибыль от реализации (∆Пр*) составит:

 

∆Пр* = ∆В * Рпр.зар / 100,                                                      (2)

 

где       Рпр.зар – средний   уровень  рентабельности  продаж  на зарубежных

рынках, %.

∆Пр* = 6072 * 14,2 / 100 = 862,2 тыс. руб.

За год затраты по работе представительства (З) будут равны:

 

З = Зе + Зм *12,                                                                                 (3)

 

З = 23,9 + 17,8 *12 = 237,5 тыс. руб.

Таким образом, уже в первый год работы новое представительство в городе Минск принесет прибыль от реализации (∆Пр) в размере:

 

∆Пр = ∆Пр* – З,                                                        (4)

 

∆Пр = 862,2 – 237,5 = 624,7 тыс. руб.

В результате выручка  от реализации в целом по предприятию  увеличится на 4,48%:

 

Тпр = ∆В * В / 100%,                                                                 (5)

 

где      Тпр – темп прироста выручки от реализации продукции, %;

В – выручка от реализации продукции предприятия, тыс. руб.

Тпр = 6072 / 135385 * 100% = +4,48%.

Кроме того, убыток отчетного  периода ОАО «Счетмаш» снизится на 624,7 тыс. руб.

Таким образом, исходя из расчетов, в результате открытия представительства в г. Минск выручка от реализации продукции на зарубежных рынках увеличится на 19,5%, что составляет 6072 тыс. руб. При этом выручка от реализации в целом по предприятию увеличится на 4,48%, а дополнительная прибыль составит 624,7 тыс. руб. в год. Это говорит о достаточно высокой эффективности предлагаемых мероприятий по созданию представительства ОАО «Счетмаш» в Республике Беларусь.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе рассмотрены вопросы  организации внешнеэкономической деятельности на уровне предприятия.

На внешнем рынке взаимодействует множество участников: производители, торговые посредники, страховые, транспортные организации, контролирующие органы и т.д. При этом практикой выработаны различные формы работы предприятия на внешнем рынке: предприятие может выйти на внешний рынок самостоятельно или с помощью посредников, работать в одиночку или скооперироваться с зарубежными предприятиями. В условиях многообразия и многочисленности операций, осуществляемых предприятиями на внешних рынках роль внешнеэкономического менеджмента предприятий велика.

Проведенное в курсовой работе исследование, направленное на поиск направлений совершенствования работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках, позволило сделать ряд выводов и предложений:

- Анализ основных технико-экономических  показателей финансово-хозяйственной деятельности ОАО «Счетмаш» позволил сделать вывод о том, что эффективность функционирования ОАО «Счетмаш» в 2010 г. по сравнению с 2009 и 2008 гг. значительно снизилась. На снижение эффективности функционирования ОАО «Счетмаш» указывают уменьшение показателей рентабельности продукции (-26,19% за весь период), рентабельности продаж   (-28,63%) и рентабельности производства (-13,41%), увеличение затрат на 1 рубль реализованной продукции (+31,75%), а также снижение всех рассчитанных частных показателей эффективности. Снижение эффективности работы ОАО «Счетмаш» во многом произошло по причине значительного роста затрат на единицу произведенной продукции.

- В работе ОАО «Счетмаш» на внешних рынках участвуют такие структурные подразделения, как отдел внешнеэкономических связей, бюро рекламы, отдел сбыта и отдел протокольной работы.

- Можно судить о значительном снижении поставок продукции ОАО «Счетмаш» на внешние рынки. Данный факт свидетельствует о снижении эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия и связан в первую очередь с обострением конкуренции на внешних рынках.

- Основным внешним  рынком ОАО «Счетмаш» является рынок Республики Беларусь, доля которого в 2010 г. выросла по сравнению с 2009 г. и составляет 78,37%. Вторым по значимости является рынок Украины, третьим – Казахстана.

- Целью ОАО «Счетмаш» является удержание своих позиций на растущем белорусском рынке и при возможности увеличении доли рынка за счет «триединства»: повышения качества продукции, увеличение объемов выпуска, внедрение новейших технологий.

- Украина является перспективным  рынком в области продаж  вычислительной техники, представляют также интерес рынки Молдовы, Казахстана и дальнего зарубежья.

- Одним из главных  направлений по совершенствованию работы на внешних рынках ОАО «Счетмаш» является расширение товаропроводящей сети. Расширение сбытовой сети ОАО «Счетмаш» поможет не только закрепиться на внешних рынках, но и повысить качество сервисного обслуживания продукции предприятия.

Для расширения товаропроводящей сети на белорусском рынке ОАО «Счетмаш» было предложено создать структуры службы маркетинга по регионам, в частности, открыть представительство в г. Минск.

- Еще одним немаловажным  направлением улучшения работы  на внешних рынках является совершенствование маркетинговой деятельности.

Таким образом, реализация разработанных  мероприятий для ОАО «Счетмаш» позволит повысить эффективность работы предприятия на внешних рынках и приведет к повышению эффективности функционирования ОАО «Счетмаш» в целом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

  1. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003, №164-ФЗ.
  2. Акулич, И.Л. Маркетинг [Текст]: учебник / И.Л. Акулич. – 5-е изд., исправлен. – М: Выш. шк., 2007. – 479 с.
  3. Алехнович, А.В. Управление внешнеэкономической деятельностью в РФ [Текст] / А.В. Алехнович. – М.: Амалфея, 2005. – 416 с.
  4. Верба, В.Е. Финансы внешнеэкономической деятельности субъектов хозяйствования [Текст] / В.Е. Верба. – М.: Экзамен, 2006. – 212 с.
  5. Внешнеэкономическая деятельность предприятия [Текст]: учебник для вузов / Под ред. Л.Е. Стровского. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 823 с.
  6. Волков, О.И. Экономика предприятия [Текст]: курс лекций / О.И. Волков, В.К. Скляренко. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 280 с.
  7. Воронцов, С.И. Создание производства при сбытовой организации [Текст] / С.И. Воронцов // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2010. - № 2. - С.38-41.
  8. Глубокий, С.А. Дилеры, дистрибьюторы и другие субъекты эксклюзивного сбыта продукции российских предприятий [Текст] / С.А. Глубокий // Экономика. Финансы. Управление. - 2009. - № 9. - С.57-62.
  9. Гофман, Н.Ф. Основы внешнеэкономической деятельности [Текст] / Н.Ф. Гофман, Г.А. Маховикова. – СПб.: Питер, 2006. – 208 с.
  10. Грачев, Н.Ю. Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций [Текст]: учебно-практ. пособие / Н.Ю. Грачев. – М.: Интел-Синтез, 2007. – 592 с.

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»