Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 14:43, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование организации и планирования внешнеэкономической деятельности предприятия, а также управление ею.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть понятие внешнеэкономической деятельности предприятия;
- изучить классификацию внешнеэкономических операций предприятий;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие внешнеэкономической деятельности предприятия
1.2 Классификация внешнеэкономических операций предприятий
1.3 Государственное регулирование внешнеэкономической
деятельности
2 МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Этапы осуществления экспортно-импортных операций
2.2 Организационные методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
2.3 Экономические методы управления внешнеэкономической
деятельностью предприятия
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СЧЕТМАШ»
3.1 Характеристика производственной и финансовой деятельности
ОАО «Счетмаш»
3.2 Анализ системы управления внешнеэкономической деятельностью ОАО «Счетмаш»
3.3 Предложения по совершенствованию работы ОАО «Счетмаш» на внешних рынках
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Вложенные файлы: 1 файл

Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

1) форма собственности фирмы, т.е. полнота ее ответственности;

2) способность фирмы  произвести поставку (платежеспособность);

3) деловая репутация  фирмы, наличие опыта поставки, финансовое состояние, т.е. ее  надежность;

4) общие сведения о  фирме (масштабы, полный адрес,  наличие фирмы в каталогах страны, объем производства, система скидок и т.д.);

5) качество продукции; 

После отбора оставляют 2-3 фирмы, им направляют официальный  запрос (на языке страны или английском; можно позвонить - это ускорит  получение ответа).

2. Изучение системы государственного регулирования ВЭД.

Организация экспортно-импортных  операций включает тщательную проработку нормативных документов, регламентирующих внешнеэкономическую деятельность. Ознакомиться с ними можно в библиотеках, министерствах, ведомствах, госкомитетах, Облисполкомах, Мингорисполкоме, концернах, Союзе предпринимателей и арендаторов, а также в Торгово-промышленной палате.

Нормативные акты условно  можно подразделить на:

- международные соглашения  по торгово-коммерческой деятельности;

- соглашения стран  СНГ; 

- указы Президента;

- постановления правительства; 

- ведомственные нормативные  акты (Национального банка, Государственного  таможенного комитета, Министерства  финансов и других).

3. Технико-экономическое  обоснование. Технико-экономическое обоснование включает: расчет цены товара, расчет рентабельности сделки с учетом всех затрат, налогов, пошлин.

4. Заключение внешнеторгового  контракта. Структура и содержание  контракта в значительной мере  определяются видом внешнеторговых  операций (экспорт, импорт, реэкспорт, реимпорт), назначением, видом товара и услуг (торговля промышленными товарами, машинами и оборудованием, торговля лицензиями и ноу-хау, торговля инжиниринговыми услугами, транспортное обслуживание и т.д.), а также характером сделки (бартер, клиринг и т.д.).

Однако, несмотря на различия, общими разделами контракта, как  правило, являются: «Юридические лица», «Предмет контракта», «Срок поставки», «Цена и общая сумма контракта», «Количество», «Базисные условия поставок», «Качество товара», «Сдача и приема», «Страхование», «Претензии», «Форс-мажор», «Санкции», «Решение споров», «Другие условия контракта» [8, с. 57].

В ряде случаев отдельные  разделы контракта совмещаются. Это зависит от степени детализации  договорных отношений партнеров. Подписанию внешнеторгового контракта предшествуют проведение переговоров с иностранным партнером. Этот этап, как правило, осуществляют руководители предприятия, фирмы. Он включает следующее:

- подготовка плана  мероприятий по приему иностранных специалистов;

- подготовка протокола; 

- подписание контракта. 

5. Исполнение контрактных  обязательств. Валютное регулирование  во внешнеэкономической деятельности  предполагает знание нормативных  актов по проведению валютных  операций: «О совершенствовании денежно-кредитной системы», «О мерах по упорядочению валютного регулирования», «Покупка-продажа СКВ на Межбанковском валютном рынке», «Применение экономических санкций за нарушения» и других нормативных актов, а также информационно-методических материалов по организации международных расчетов – «Унифицированные правила на инкассо», «Унифицированные правила для аккредитивов».

При выполнении таможенных процедур следует принять решение - кто их будет осуществлять - собственными силами или таможенным агентом (декларантом, перевозчиком). Последнее значительно упрощает подготовку документов, хотя необходимо предусмотреть дополнительную плату за таможенные услуги. Организация таможенной службы включает знание Таможенного кодекса, а также нормативных актов о правилах ввоза-вывоза товаров через границу, порядка перемещения вещей, о транзите товаров, порядка осуществления контроля за доставкой вещей, вывозе валюты, о таможенных режимах, о взимании таможенных пошлин, сборов и т.д.

Необходимо знать правила  транспортно-экспедиционной деятельности (Тарифное соглашение по перевозкам, Инструкция заполнения товаротранспортной накладной, Инструкция заполнения товарной накладной, Инструкция о порядке сопровождения грузов).

По завершению внешнеторговой сделки по данным бухгалтерского учета  проводится расчет фактического коэффициента рентабельности. При этом учитываются все виды налогов, платежей по внешнеэкономической деятельности: уплата таможенных пошлин, акцизов, НДС, сборов за таможенное оформление товаров, а также все виды затрат, связанные с внешнеторговой сделкой [7, с. 41].

2.2 Организационные методы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия

 

 

Методы управления –  это способы, приемы воздействия  субъекта на объект управления (не исключая обратного воздействия объекта  на субъект), руководителя на коллектив и коллектива на руководителя. Методы управления классифицируются по многочисленным признакам. Так, выделяют методы прямого и косвенного воздействия. При использовании первых предполагается непосредственный результат воздействия, вторые же направлены на создание определенных условий для достижения конкретных результатов. Можно выделить методы формального и неформального воздействия. Их соотношение отражает характерные черты стиля управления.

Наибольшее значение имеет классификация методов управления на основе объективных законов, присущих системе управления, а также потребностей и интересов лица или лиц, на кого направлено воздействие. По этому признаку выделяют следующие методы управления.

Организационные методы - это методы управления, которые базируются на организационных законах и на организационных отношениях между людьми. В этой группе методов управления выделяют: методы организационно-стабилизирующего, распорядительного и дисциплинарного воздействия [4, с. 93].

Методы управления организационно-стабилизирующего воздействия предназначены для создания организационной основы совместной работы. Это - распределение функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установление порядка деловых взаимоотношений, что достигается структурированием (созданием дееспособной организации на основе анализа целей и задач, синтеза составных элементов, частей, подразделений, а также сочетания их функций и координации действий), регламентированием, нормированием и инструктированием в отдельности и их сочетанием. Методы управления распорядительного воздействия позволяют компенсировать неучтенные моменты организации и выводить систему на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т.д. Особую разновидность организационных методов управления составляют административные, которые связаны с властной природой государственного управления, и методы управления правового управления, применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.

Для эффективного управления внешнеэкономической деятельностью  на уровне предприятия нужна адекватная условиям его работы структура управления. Организационная структура управления внешнеэкономической деятельностью  предприятия определяется, прежде всего, теми целями и задачами, которые она призвана решать.

Наибольший опыт управления внешнеэкономической деятельностью  накоплен в специализированных внешнеторговых организациях (ВТО).

Ведущей структурной  единицей ВТО является фирма, работа которой специализируется на торговле определенными товарами либо с группой стран. Возглавляет фирму директор и в зависимости от объема работы - несколько его заместителей.

Функциональные отделы и службы, содействующие работе специализированных фирм и ВТО, можно условно разделить на три группы.

1. Группа отделов и  служб, осуществляющих планирование [23, с. 208]:

- планово-экономический отдел - планирование внешнеторговой деятельности и контроль выполнения плана, анализ хозяйственной деятельности ВТО;

- валютно-финансовый отдел - валютное планирование и контроль за банковскими, валютными, кредитными и расчетными операциями, соблюдение интересов ВТО при внешнеторговых сделках;

- транспортный отдел - планирование и обеспечение перевозок экспортных и импортных грузов;

- бухгалтерия ВТО - учет и отчетность, расчеты с банками, поставщиками и сторонними организациями, расчет и выплата заработной платы, анализ (совместно с плановым отделом) результатов финансовой деятельности по объединению и рекомендации по ее улучшению.

2. Группа отделов, занимающихся непосредственно маркетингом [16, с. 169]:

- отдел конъюнктуры и цен - исследование спроса, предложения, динамики цен, структуры рынков, систематизация конъюнктурных материалов, координация работы фирм с общими иностранными агентами, методическое руководство и контроль правильности расчетов и применения цен фирмами при подготовке и заключении контрактов, другая работа по исследованию конъюнктуры рынков;

- отдел рекламы и выставок - обеспечение рекламной деятельности ВТО, организация участия специализированных фирм в международных выставках и ярмарках;

- инженерно-технический отдел - изучение действующих на мировом рынке технических требований к товарам, информирование о них непосредственных производителей товаров, анализ технического уровня и качества продукции, ее конкурентоспособности, подготовка соответствующих заключений и рекомендаций специализированным фирмам по этим вопросам;

- отдел совместных предприятий - координация, планирование и контроль деятельности совместных предприятий, созданных с участием иностранного капитала на территории России, и смешанных обществ, созданных с участием объединения за рубежом, создание новых смешанных обществ за рубежом и ликвидация их;

- отдел технического обслуживания и запчастей - организация гарантийного и послегарантийного технического обслуживания экспортируемых объединением товаров в зарубежных странах, обеспечение технических центров и зарубежных агентов объединения необходимыми запасными частями, ремонтным оборудованием и транспортом.

3. Группа отделов, обеспечивающих  принятие и исполнение управленческих  решений [12, с. 170]:

- отдел развития - совершенствование организационной структуры объединения;

- отдел АСУ (ВЦ) - автоматизация расчетов, внедрение экономико-математических методов и ЭВМ в практику работы объединения и фирм, создание совместно с другими отделами и фирмами баз данных и ведение их;

- отдел кадров - вопросы подбора и расстановки кадров, ведение личных дел работников;

- отдел загранкомандировок - оформление командировок за границу;

- канцелярия - регистрация и контроль организационно-распорядительной документации и переписки;

- административно-хозяйственный отдел - снабжение необходимыми для работы объединения материалами и оборудованием, ответственность за эксплуатацию здания, другая хозяйственная работа;

- юридический отдел - помощь в составлении условий контрактов и соглашений, консультация фирм по вопросам презентаций и рекламаций, разногласий, защита интересов ВТО в судах и арбитражах, правовое обеспечение;

- протокольный отдел - выполнение поручений руководства ВТО и фирм по встречам, приему и проводам представителей иностранных фирм, прибывших с деловыми целями.

Иногда юридический  и протокольный отделы, а также  бухгалтерия и отдел кадров подчиняются  непосредственно генеральному директору ВТО, выполняя те же функции.

Создание такой разветвленной  структуры управления ВЭД характерно для предприятий (организаций) независимо от их организационно-правовой формы, когда их деятельность целиком и  полностью сосредоточена на внешних рынках. Однако количество таких предприятий, естественно, меньше, чем количество предприятий, занимающихся производством. На промышленных предприятиях, активно участвующих во внешнеэкономической деятельности, внешнеторговый аппарат существует в основном в двух формах: как часть внутрипроизводственной структуры в виде внешнеэкономического отдела (отдела внешнеэкономических связей) и как относительно самостоятельное подразделение в виде внешнеторговой фирмы.

Организация коммерческих сделок в рамках ВЭД фирмы должна вестись с соблюдением нормативно-правовых актов (международных, СНГ; законов, указов, постановлений соответствующих органов; двусторонних государственных соглашений). Обязательным условием любой сделки должно быть полное знание системы налогообложения, системы конвертации валюты, уровня мировых и внутренних цен, а также наличие определенного опыта совершения внешнеэкономических операций.

 

 

2.3 Экономические методы управления внешнеэкономической деятельностью предприятия

 

 

Группа методов управления, основанных на сознательном использовании объективных экономических законов и категорий. Включают методы [5, с. 482]:

1) экономического стимулирования, основанный на использовании  принципов и способов оценки  и стимулирования эффективности  производства и труда, распределения (использования) прибыли и др.;

Информация о работе Управление внешнеэкономической деятельностью предприятия ОАО «Счетмаш»