Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:40, курсовая работа
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.
Целью данной курсовой работы является изучение темы «Управление финансами».
Задачами курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами и их функции;
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Сущность управления финансами………………………………………….……....5
1.1 Понятие управления финансами, его цели и методы.
Объекты и субъекты управления……………………………………………...…….…5
1.2 Функциональные элементы управления финансами……………………………10
1.3 Региональный аспект управления, его значение в условиях рынка……………20
2. Система финансовых органов управления финансами…………………………...24
2.1 Финансовый аппарат, его составные части…………………………………….…24
2.2 Система финансовых органов, ее структура, права и обязанности отдельных подразделений…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………....28
Список используемой литературы……………………………………………………..30
Субъектами общего управления финансами в Российской Федерации являются высшие федеральные органы власти и управления – Президент РФ, Парламент РФ, , Правительство РФ, Министерство финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ,
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Парламент РФ (Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат: Совет Федерации и Государственная Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)
Правительство РФ – разрабатывает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
Министерство финансов РФ (МФ РФ) – центральный орган, осуществляющий реализацию финансовой политики:
На Министерство финансов возложены следующие функции:
Министерство по налогам и сборам РФ и Федеральная налоговая служба осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет государственных налогов и других платежей, установленных Российской Федерацией; МНС РФ также осуществляет валютный контроль. Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики. ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Субъектом оперативного управления финансами является финансовый аппарат: МФ РФ, Счетная палата, финансовые органы субъектов Федерации, налоговые органы и таможенная служба, страховые организации, дирекции внебюджетных фондов, финансовые отделы и службы предприятий, организаций и учреждений, а также банки.
1.2 Функциональные элементы управления финансами.
В управлении финансами выделяют несколько функциональных элементов: планирование, оперативное управление, контроль.
1. Планирование – это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности.
Финансовое планирование – это управленческая деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности в движении денежных потоков и финансовых ресурсов, т.е. оптимального соотношения между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, оставшимися у хозяйствующих субъектов.
В ходе планирования любой субъект хозяйствования оценивает состояние финансовых ресурсов, определяет возможности увеличения финансовых ресурсов, определяет направления эффективного использования финансовых ресурсов.
Финансовое планирование основывается на макроэкономических показателях или прогнозах финансово-экономических процессов. Оно представлено в финансовом плане, бюджете, финансовом прогнозе, смете и т.п.
Движение средств конкретного фонда закрепляется в соответствующих документах, которые объединяются в единую систему. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетному плану, в котором отражаются движение бюджетного фонда, формы и методы его образования и использования, структура доходов и расходов.
Финансовые планы внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС) отражают движение их финансовых ресурсов.
Таблица 1.
Поступление и расходование средств пенсионного фонда РФ( млн. руб)
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Поступление, в т.ч.:
- налоги, страховые взносы,
- из федерального бюджета |
1946817 1016897 919879 |
2730172 1254013 1456930 |
3222649 1273364 1946726 |
4610084 1929016 2649581 |
5255643 2385189 1340964 |
Расходование, в т.ч.: - на финансирование выплат населению пенсий, пособий, из них на осуществление |
1786457 1727530 202877
|
2357793 2290821 232960 |
3008660 2872257 263583 |
4249235 4013711 293639 |
4922109 4419227 311939 |
Важное место в обеспечении пропорциональности и сбалансированности общественного воспроизводства, регулировании денежного обращения занимает Сводный финансовый баланс государства (СФБ), а также балансы доходов и расходов каждого субъекта РФ и муниципальных образований. Эти документы разрабатываются Минэкономразвития России при активном участии Минфина России и других учреждений финансового аппарата. В СФБ отражается формирование и использование ресурсов, планируемых в составе бюджетного и внебюджетного фондов, страхового и кредитного фондов, денежных фондов предприятий и организаций, денежных средств граждан. СФБ объединяет в единую систему все финансовые планы, его показатели принимаются за основу при составлении бюджетного, кредитного и других финансовых планов.
Непосредственно с СФБ взаимосвязан другой синтетический баланс –
баланс денежных доходов и расходов населения (БДДРН) – это один из основных источников информации, характеризующих объем и структуру денежных доходов, расходов и сбережений населения, которая находит отражение в государственной статистике, отчетах финансовых органов и внебюджетных социальных фондов. Баланс отражает ту часть валового национального дохода, которая поступает в распоряжение населения в форме денежных доходов.
Таблица 2. Баланс денежных доходов и расходов населения. (млн. рублей)
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
I. Доходы от предприним. |
76882,1 |
100518,3 |
98520,8 |
111088,0 |
125739,4 |
142993,6 |
II. Оплата труда |
155533,6 |
199831,3 |
246622,1 |
234305,1 |
247000,5 |
265458,8 |
III. Доходы рабочих и служащих
от |
4902,4 |
6042,8 |
7120,2 |
6779,3 |
7007,9 |
7808,2 |
IV. Социальные трансферты |
46356,0 |
54884,3 |
71950,1 |
96602,3 |
128064,6 |
149429,8 |
в том числе: |
||||||
1. Пенсии |
33040,4 |
38089,1 |
51763,8 |
65595,9 |
91857,8 |
103876,3 |
2. Пособия и социальная помощь |
10534,0 |
14262,5 |
17098,6 |
27559,6 |
32640,1 |
42054,9 |
3. Стипендии |
282,5 |
240,2 |
226,0 |
208,8 |
125,4 |
78,5 |
4. Страховые возмещения |
2428,3 |
2223,7 |
2791,1 |
3140,6 |
3290 |
3214,9 |
5. Выигрыши по лотереям |
70,8 |
68,8 |
70,6 |
97,4 |
151,3 |
205,2 |
V. Доходы населения от |
17080,5 |
18318,6 |
13734,5 |
15204,7 |
18941,8 |
17728,6 |
в том числе: |
||||||
1. Дивиденды |
2336,9 |
5391,2 |
4504,0 |
5393,9 |
6227,4 |
7564,3 |
2. Проценты по депозитам |
2955,6 |
4120,1 |
4813,4 |
6234,8 |
7805,8 |
7490,7 |
3. Выплата доходов по |
6120,2 |
4896,1 |
3049,0 |
1761,0 |
1923,7 |
2108,7 |
4. Предварительная компенсация по вкладам граждан |
1073,4 |
1147,3 |
1368,1 |
1764,9 |
2939,0 |
504,7 |
5. Доходы от продажи недвижимости |
4594,4 |
2763,9 |
- |
- |
- |
|
6. Выплаты правоприемникам |
- |
- |
- |
50,1 |
45,9 |
60,2 |
VI. Доходы от продажи иностранной валюты |
6210,3 |
6142,6 |
5984,2 |
10335,4 |
6874,1 |
5896,7 |
VII. Прочие доходы (от сдачи черных и цветных металлов) |
- |
- |
- |
654.7 |
1669,0 |
2329,4 |
VIII. Деньги, полученные по переводам |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
277,1 |
IX. Другие доходы |
126800,3 |
152949,3 |
249607,2 |
311398,6 |
328131,5 |
349246,2 |
Всего денежных доходов |
433765,2 |
538687,2 |
693539,1 |
786368,1 |
863428,8 |
941168,4 |
Превышение расходов над доходами |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Баланс |
433765,2 |
538687,2 |
693539,1 |
786368,1 |
863428,8 |
941168,4 |
I. Покупка товаров и оплата услуг |
327090,4 |
435635,5 |
575486,5 |
622448,0 |
692272,5 |
780146,1 |
в том числе: |
||||||
1. Покупка товаров |
251365,5 |
339242,3 |
448087,0 |
477359,9 |
533382,5 |
604117,6 |
2. Оплата услуг , в т. ч.: |
75724,9 |
96393,2 |
127399,5 |
143225,0 |
156259,6 |
172396,1 |
1) Оплата жилья и |
23315,1 |
29834,8 |
40293,8 |
47120,1 |
56824,2 |
64436,5 |
2) Оплата бытовых услуг |
7791,4 |
9930,6 |
14461,6 |
16701,4 |
17143,5 |
19471,2 |
3) Оплата услуг системы |
5830,7 |
7434,4 |
9492,8 |
11125,5 |
12246,0 |
13253,5 |
4) Расходы на путевки в санатории, дома отдыха, туризм и мед. услуги |
7558,5 |
9998,9 |
13005,3 |
14600,5 |
15940,5 |
18122,2 |
5) Расходы на кино, театры и другие зрелища |
830,6 |
1071,3 |
1514,5 |
1783,3 |
1632,1 |
1894,9 |
6) Расходы на все виды |
18408,9 |
22159,9 |
29417,2 |
29556,5 |
29832,3 |
30938,0 |
7) Оплата услуг связи |
9009,3 |
12748,7 |
15401,9 |
17201,3 |
18260,5 |
19207,4 |
8) Прочие услуги |
2980,4 |
3214,6 |
3812,4 |
5136,4 |
4380,5 |
5072,4 |
3. Сведения о платежах за товары и услуги с использованием банковских карт за рубежом |
1863,1 |
2630,4 |
3632,4 | |||
II. Обязательные платежи
и |
28021,4 |
37840,8 |
53233,7 |
52080,7 |
55159,0 |
64545,3 |
1. Налоги и сборы |
19151,9 |
25902,1 |
32475,1 |
32136,2 |
34634,1 |
37997,3 |
2. Платежи по страхованию |
3983,2 |
4024,0 |
4925,4 |
4216,0 |
4499,9 |
6005,2 |
3. Взносы в общественные и кооперативные орг-ции |
549,1 |
1305,2 |
1611,7 |
1194,0 |
1261,1 |
1303,5 |
4. Проценты, уплаченные |
4176,8 |
6456,6 |
13857,7 |
14239,9 |
14224,1 |
18295,1 |
5. Приобретение |
160,4 |
152,9 |
363,8 |
294,6 |
539,8 |
944,2 |
III. Прирост сбережений во вкладах и ценных бумагах, в т.ч.: |
17927,8 |
21998,5 |
1991,8 |
23593,5 |
38634,9 |
29248,4 |
1. Прирост (уменьшение) |
14785,9 |
19350,1 |
-2336,9 |
21195,2 |
35834,5 |
25620,0 |
2. Приобретение государственных
и |
3141,9 |
2648,4 |
4328,7 |
2398,3 |
2800,4 |
3628,4 |
IV. Расходы на покупку недвижимости |
6036,2 |
6562,8 |
9877,8 |
5196,8 |
6211,2 |
8379,3 |
V. Изменение задолженности по кредитам |
-11915,3 |
-24492,1 |
-19921,8 |
14517,8 |
-9273,8 |
-37021,0 |
VI. Изменение средств на счетах физических лиц-предпринимателей |
18539,5 |
18575,4 |
24756,7 |
27961,5 |
33482,9 |
37536,8 |
VII. Приобретение |
11302,4 |
13900,7 |
21579,3 |
16568,1 |
12993,0 |
16913,8 |
VIII. Деньги, отосланные |
11087,6 |
10381,1 |
3906,6 |
3056,6 |
16,9 |
0 |
IX. Покупка населением скота и птицы |
5226,5 | |||||
Всего денежных расходов и сбережений |
408090,0 |
520402,7 |
670910,6 |
765423,0 |
829496,6 |
904975,2 |
Превышение доходов над расходами |
25675,2 |
18284,5 |
22628,5 |
20945,1 |
33932,2 |
36193,2 |
Баланс |
433765,2 |
538687,2 |
693539,1 |
786368,1 |
863428,8 |
941168,4 |
Баланс строится не
только на федеральном, но и на местном
уровнях. На федеральном уровне. Баланс
строится самостоятельно и имеет расхождение
с суммой территориальных балансов на
величину финансовых потоков между территориями,
начисленных, но не полученных средств
и т.п. Он составляется Минэкономразвития
России с участием Минфина России, Банка
России и других органов финансовой системы
по стране в целом и субъектам РФ.
Баланс является
одним из инструментов социально-экономического
анализа, характеризующим уровень жизни
населения. С его помощью определяется
общий объем и структура денежных доходов
и расходов населения, исчисляются реальные
и номинальные доходы и покупательная
способность населения, а также рассчитывается
распределение населения по уровню доходов
и доля населения, живущего ниже уровня
бедности, осуществляются другие экономические
расчеты как на федеральном, так и на региональном
уровнях. Баланс дает возможность проанализировать
основные показатели доходов и расходов
населения в группировке по источникам
получения средств и направлениям их расходования.
Фактически баланс денежных доходов и
расходов населения является промежуточным
этапом для построения системы макроэкономических
показателей.
Доходная часть
Баланса состоит из поступлений от различных
источников, которые могут быть выявлены
при помощи статистической и финансовой
отчетности, выборочных обследований
и других методов.
Расходная часть
Баланса состоит из трансфертов, выплаченных
населением, расходов на приобретение
товаров и услуг и прироста сбережений
населения во вкладах и ценных бумагах.
2. Оперативное управление финансами – это комплекс мер, разрабатываемых на основе анализа складывающейся финансовой ситуации.
Целью оперативного управления является максимизация эффекта при минимизации затрат. В финансовом управлении его можно достичь при помощи перераспределения средств и усиления контроля.
Оперативное управление финансами является главной функцией Минфина РФ.
Так как управленческие решения финансового характера оформляются в виде законов, нормативно-правовых актов и других документов, то необходим научный и комплексный подход к построению всей системы финансов. Эффект оперативного управления зависит от того, как организована работа субъектов управления.
Система оперативного управления финансами выполняет пять взаимосвязанных функций: