Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:40, курсовая работа
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.
Целью данной курсовой работы является изучение темы «Управление финансами».
Задачами курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами и их функции;
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Сущность управления финансами………………………………………….……....5
1.1 Понятие управления финансами, его цели и методы.
Объекты и субъекты управления……………………………………………...…….…5
1.2 Функциональные элементы управления финансами……………………………10
1.3 Региональный аспект управления, его значение в условиях рынка……………20
2. Система финансовых органов управления финансами…………………………...24
2.1 Финансовый аппарат, его составные части…………………………………….…24
2.2 Система финансовых органов, ее структура, права и обязанности отдельных подразделений…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………....28
Список используемой литературы……………………………………………………..30
2) обеспечение условий
для привлечения финансовых
3) привлечение инвестиций регионов РФ и иностранных государств в развитие общероссийской инфраструктуры и ее включения в систему мировых коммуникаций;
4) обеспечение государственного
регулирования цен на
Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития.
Среди форм реализации региональной финансовой политики особое место занимают разработка и осуществление федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также на долевой основе.
Основными формами реализации региональной финансовой политики наряду с федеральными целевыми программами развития регионов и отраслей с долевым государственным финансированием являются:
• участие финансовых ресурсов государства в наиболее эффективных инвестиционных проектах с использованием конкурсной и контрактной систем их реализации;
• размещение федеральных заказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;
• финансовая поддержка наукоемких производств и развитие высоких технологий;
• создание финансовых условий для формирования свободных экономических зон и технополисов в регионах, имеющих высокий научный и кадровый потенциал, а также развитую инфраструктуру;
• финансовое содействие малому и среднему бизнесу. Совершенствование финансовых и налоговых отношений между РФ и ее субъектами, а также между органами государственной власти и местного самоуправления направлено на повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов РФ и муниципальных образований. Для этого необходимо закрепление за субъектами РФ постоянных финансовых, и прежде всего налоговых, источников доходов для самостоятельного формирования бюджетов. Это позволит уменьшить неоправданные встречные финансовые потоки между бюджетами различных уровней, снизить объемы федеральной финансовой поддержки регионов, способных к самофинансированию.
2. Система финансовых органов управления финансами.
2.1 Финансовый аппарат, его составные части.
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом.
С помощью финансового аппарата осуществляется система финансового управления, а сам финансовый аппарат представляет собой совокупность органов и организаций занимающихся управлением финансами. Или, другими словами, финансовый аппарат - система финансовых органов.
На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства. Основными целями финансовой политики являются:
1) Повышение объема и
эффективности использования
2) Оздоровление и структурная
перестройка экономики: повышение
в общем объеме производства
доли отраслей второй группы,
снижение затрат на ВПК, упорядочивание
денежного обращения, и в перспективе
восстановление
3) Достижение более высокого
уровня жизни населения на
основе развития отраслей
К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти - Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и другие структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы налоговой службы и службы налоговой полиции, таможенной службы; финансовые управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др.
Финансовый аппарат целенаправленно воздействует на финансы, осуществляя оперативное управление ими. Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы составляют и исполняют бюджет, реализуют основные направления государственной финансовой политики. Министерство РФ по налогам и сборам обеспечивает контроль за соблюдением налогового законодательства, своевременным и полным поступлением в бюджет налогов и платежей, их правильным исчислением. Федеральная служба налоговой полиции РФ предупреждает, выявляет и пресекает налоговые преступления, следит за безопасностью деятельности налоговых инспекций и их сотрудников. Государственный таможенный комитет РФ контролирует выполнение налогового законодательства при пересечении товарами таможенной границы РФ, правильность исчисления и уплаты таможенных пошлин. Финансовые управления, отделы, финансовые службы министерств, ведомств, предприятий, организаций обеспечивают эффективное управление (финансовый менеджмент) финансовыми ресурсами различных отраслей экономики, предприятий, организаций всех форм собственности. Законодательные органы государственной власти и местного самоуправления и органы исполнительной власти при разработке законодательных нормативных документов в области финансов обеспечивают общее или стратегическое управление финансами путем установления объема финансовых ресурсов, реализации целевых программ.
В процессе управления финансами финансовый аппарат использует методы и приемы, характерные для всех сфер и звеньев финансовой системы: прогнозирование и планирование; финансирование; налогообложение; стимулирование и санкционирование финансовой деятельности, системы финансовых расчетов, амортизационные отчислений; финансовый контроль и др. Многоплановость финансовых отношений не исключает возможности применения финансовым аппаратом специфических методов воздействия на финансы. Выработанные управленческие решения в области финансовой деятельности финансовый аппарат оформляет в виде законов, постановлений, решений, инструкций, расчетов, планов, программ и др.
В составе финансового аппарата выделяется аппарат федеральных органов, органов субъектов Федерации и местного самоуправления. В условиях демократизации общества, расширения финансовой самостоятельности субъектов Федерации возрастает роль финансовых аппаратов субъектов Федерации и местного самоуправления в управлении финансовыми ресурсами своих территорий.
Результативность оперативного управления финансами зависит от организации деятельности финансового аппарата, уровня квалификации и компетентности его служащих. Переход к рыночной экономике поставил новые задачи в области управления финансами, что потребовало перестройки организационной структуры финансового аппарата. В составе Минфина РФ действуют управления и департаменты, обеспечивающие развитие финансового рынка, обслуживание государственного долга, связь с территориальными финансами, образовано Главное управление Федерального казначейства РФ.
2.2 Система финансовых
органов, ее структура, права и
обязанности отдельных
В Российской Федерации образованы государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной их функцией.
Так, в системе финансовых государственных органов главенствующее положение отводится Министерству финансов РФ, в субъектах Федерации в составе правительства или aдминистраций имеются республиканские министерства финансов или другие органы финансового управления.
Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации как звена финансовой системы являются:
В условиях усложнения финансовой деятельности государства появился ряд органов, специально занимающихся организацией финансов и контролем в области финансовой деятельности, наделенных определенными функциями. К ним, в частности, относятся Федеральное казначейство, государственная налоговая служба, Счетная палата и др.
Федеральная централизованная система органов Казначейства состоит из Главного управления Федерального казначейства Министерства финансов РФ и подчиненных ему территориальных управлений по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам, районам. Территориальные органы Федерального казначейства находятся в подчинении у своего вышестоящего органа, а Главное управление казначейства - в подчинении у министра финансов РФ.
Главными задачами органов Казначейства являются:
Главное управление Федерального казначейства Министерства финансов РФ в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:
Государственным органом, занимающимся сбором налогов с юридических и физических лиц, являются Министерство РФ по налогам и сборам и территориальные налоговые инспекции в республиках, краях, областях, городах и районах страны.