Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 19:40, курсовая работа
Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется финансовым аппаратом. На финансовый аппарат возложено решение задач финансовой политики государства.
Целью данной курсовой работы является изучение темы «Управление финансами».
Задачами курсовой работы является рассмотрение следующих вопросов:
понятие управления финансами, а именно системы управления финансами, основные задачи и методы управления финансами и организация финансовой системы;
система финансовых органов управления финансами, а именно методы государственного регулирования финансов и органы управления финансами и их функции;
Введение………………………………………………………………………………...3
1. Сущность управления финансами………………………………………….……....5
1.1 Понятие управления финансами, его цели и методы.
Объекты и субъекты управления……………………………………………...…….…5
1.2 Функциональные элементы управления финансами……………………………10
1.3 Региональный аспект управления, его значение в условиях рынка……………20
2. Система финансовых органов управления финансами…………………………...24
2.1 Финансовый аппарат, его составные части…………………………………….…24
2.2 Система финансовых органов, ее структура, права и обязанности отдельных подразделений…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………………....28
Список используемой литературы……………………………………………………..30
Для того чтобы эффективно выполнять свои функции и отвечать базовым требованиям, система оперативного управления финансами должна включать следующие основные подсистемы и элементы:
3. Контроль осуществляется на постоянной основе. Он позволяет сопоставить фактические данные с плановыми, выявить отклонения, определить их причины.
Финансовый контроль – это форма реализации контрольной функции финансов – совокупность действий и операций по проверке финансовых вопросов деятельности субъектов хозяйствования.
Для осуществления контроля создаются особые контролирующие органы, укомплектованные высококвалифицированными специалистами, права, обязанности и ответственность которых строго регламентирована законом.
Объектом финансового контроля являются денежные распределительные пропорции при формировании и использовании финансовых ресурсов. Предмет финансового контроля – это стоимостные показатели( доходы, расходы, прибыль и т.п.). Сфера финансового контроля – это операции с использованием денег и имущества.
Задачи финансового контроля:
Финансовый контроль связан с ответственностью за несоблюдение дисциплины. Ответственность выражается в административных либо материальных мерах.
Принципы ответственности:
Универсальными принципами контроля являются:
В зависимости от субъекта, осуществляющего финансовый контроль, выделяют следующие виды финансового контроля:
Государственный контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти. Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996 г. Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ. Одновременно в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ (Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора и Федеральная служба по финансовому мониторингу), Федеральная таможенная служба РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Было признано необходимым проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств не только в федеральных органах исполнительной власти, но и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.
Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ.
Государственный контроль делится на:
Общегосударственный контроль осуществляют органы государственной власти и управления (Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Минфин РФ).
Ведомственный – осуществляет контрольно-ревизионное управление.
Внутрихозяйственный контроль представляет собой проверку производственной и хозяйственной деятельности предприятий в целом, отдельных его структурных подразделений, осуществляемую бухгалтерией, финансовым отделом и другими экономическими службами хозяйствующего субъекта. Его осуществляют финансово-экономические службы организации. Объектом такого контроля является финансово-хозяйственная деятельность.
Независимый финансовый контроль. В соответствии с федеральным законом «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ от 7 августа 2001 г., аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.
Аудиторская деятельность осуществляется наряду с финансовым контролем, проводимым в соответствии с законодательством РФ, специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестацию и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.
Лицензии на осуществление специального аудита выдаются: Центральным банком РФ для проведения банковского аудита, Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ для проведения аудита страховых организаций. Лицензии на проведение общего аудита, а также аудита бирж, инвестиционных фондов выдает Министерство финансов РФ.
Основная цель аудиторской деятельности — установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными.
Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, инициативная — по решению хозяйствующего субъекта.
Обязательная аудиторская проверка может также производиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции суда или арбитражного суда. Федеральный закон об аудиторской деятельности в РФ подробно регламентирует вопросы, связанные с оплатой работы аудитора, ответственностью хозяйствующего субъекта за уклонение от проведения обязательной аудиторской проверки, порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности и т. д.
Качество аудиторского заключения может быть проверено органом, выдавшим лицензию на осуществление аудиторской деятельности, по заявлению хозяйствующего субъекта, собственной инициативе или предложению прокурора. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для хозяйствующего субъекта, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску органа, выдавшего лицензию:
1.3 Региональный аспект управления, его значение в условиях рынка.
В условиях отказа от планово-директивных
методов управления (в том числе и на территориальном
уровне) и перехода на преимущественно
рыночные начала хозяйствования финансовые
инструменты становятся основным рычагом
воздействия на ход экономических и социальных
процессов в регионе. Роль региональных
финансов в процессе управления социально-экономическим
развитием территорий резко повышается.
Являясь прежде всего инструментом проведения
региональной социально-экономической
политики, финансы региона должны способствовать
развитию производства, росту занятости,
привлечению инвестиций, в том числе в
те отрасли, которые являются приоритетными
с точки зрения текущих и долговременных
задач функционирования регионального
хозяйственного комплекса. Финансы региона
должны обеспечить необходимыми жизненными
ресурсами те группы населения, которые
по возрасту или иным причинам не в состоянии
участвовать в процессе материального
производства, но должны иметь гарантированный
минимальный доход.
Региональные финансы, являясь инструментом
государственной социальной политики,
также должны обеспечивать через территориальные
бюджеты финансирование части расходов
на образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное
хозяйство, социальную поддержку населения.
Региональные финансы играют важную роль
в выравнивании уровней социально-экономического
развития регионов. Межбюджетное перераспределение
финансовых ресурсов, нацеленное на сглаживание
существенных межрегиональных различий,
также осуществляется через финансовую
систему региона.
Региональные финансы являются важнейшим
условием социально-экономического развития
региона с точки зрения финансирования
общерегиональных проектов, направленных
на развитие общерегиональной инфраструктуры,
создание условия для привлечения в регион
дополнительных ресурсов, разрешение
социальных и экономических проблем региона.
Формирование и использование
региональных финансов осуществляются
в соответствии с Конституцией Российской
Федерации, Бюджетным кодексом Российской
федерации, а также другим федеральным
и региональным законодательством.
Важнейшим
элементом финансового управления является
бюджет.
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта Федерации. Региональный бюджет и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации.
Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации.
Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками.
Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики.
Основными целями региональной финансовой политики являются:
• обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве;
• обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты;
• выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов;
• приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
• становление и обеспечение гарантий местного самоуправления.
Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста.
Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур.
Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ и обеспечивается следующими методами:
1) финансирование модернизации
структуры хозяйства