Управление финансами и пути его совершенствования в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, а также выявление проблем в сфере управления финансами РФ и предложения путей их решения.
Содержание
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы управления финансами 4 1.1. Понятие и сущность управления финансами 4 1.2. Инструменты воздействия на финансовую политику 8 1.3. Финансовая политика 14 Глава 2. Анализ системы управления финансами в РФ 18 2.1. Угрозы финансовой безопасности России 18 2.2. Анализ структуры и динамики бюджета РФ по доходам 23 Глава 3. Совершенствование системы управления финансами в РФ 26 Заключение 29 Список литературы 31
Финансовая деятельность
государства по управлению финансами
- это особый вид деятельности государственной
власти, содержанием которой является
непосредственная организация выполнения
задач пополнения государственных фондов
денежными средствами, справедливого
их распределения и законного использования.
Распределение государственных средств
осуществляется методами финансирования
и кредитования.
Актуальность темы состоит
в том, что деятельность государства по
управлению финансами в условиях рыночной
экономики должна сопровождаться не только
развитием кредитных отношений, но и повышением
действенности всех звеньев финансовой
системы страны. Финансовое планирование
должно опираться на рыночный механизм
обмена товарами и услугами, признание
затрат на их производство общественно
необходимыми на основе закона спроса
и предложения. Такая основа требует усиления
прогнозирования мобилизации и использования
финансовых ресурсов в определенных направлениях
на длительный период, а также годовое
финансовое планирование.
Федеральные государственные
органы и государственные органы власти
субъектов Федерации осуществляют функции
финансовой деятельности в соответствии
с установленным Конституцией РФ разграничением
предметов ведения между Федерацией и
ее субъектами. Так, в ведении Российской
Федерации находятся: установление основ
федеральной финансовой политики, финансовое,
валютное и кредитное регулирование, федеральные
экономические службы, включая федеральные
банки, федеральные налоги и сборы, федеральные
фонды регионального развития[1, статья 71 ]. К совместному ведению Российской
Федерации и ее субъектов отнесено установление
общих принципов налогообложения и сборов
в Российской Федерации[1, статья
72]. Вне этих пределов субъекты РФ
обладают в области финансов всей полнотой
государственной власти[1, статья
73, 76].
Существует система органов
управления, для которых сама финансовая
деятельность – основная, определяющая
содержание их компетенции. Эта система
финансово-кредитных органов, специально
созданных для управления финансами и
осуществления контроля в этой сфере как
его неотъемлемой функции. В единую систему
органов государственного управления
финансами в Российской Федерации входят
Министерство финансов РФ, финансовые
департаменты в субъектах Федерации и
органы Федерального казначейства. Кроме
того, в системе органов местного самоуправления
административно-территориальных единиц
(районов и городов) образуются финансовые
отделы.
Объектом исследования являются
государственное управление в сфере финансовой
деятельности Российской Федерации.
Предметом исследования выступает
правовая сущность государственного управления
финансами.
Цель исследования: рассмотреть
понятие государственного управления
финансами, понятие методов государственного
управления финансами, а также выявление
проблем в сфере управления финансами
РФ и предложения путей их решения.
Глава 1. Теоретические основы управления
финансами
Понятие и сущность
управления финансами
Финансы в российской научной и учебной
литературе определяются как совокупность экономических отношений, возникающих в процессе
формирования, распределения и использования
централизованных и децентрализованных
фондов денежных средств.
Управление финансами – это
система форм, методов и приёмов, с помощью
которых осуществляется управление денежным
оборотом и финансовыми ресурсами[4, c.94].
Цель управления финансами
– обеспечение устойчивости финансовой
независимости, проявляющихся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета,
снижение государственного долга, твёрдости
национальной валюты, а в итоге – росте
благосостояния населения.
В общей совокупности финансовых
отношений выделяют три крупные, взаимосвязанные
между собой сферы и им соответствуют
следующие субъекты управления (1.1).
Рис.1.1.
В процессе управления финансами
органами управления осуществляются следующие
функции:
Финансовый анализ заключается
в формировании информации необходимой
для принятия управленческих решений
в области финансов, исходя из сложившейся ситуации.
Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе
картину состояния финансовых ресурсов,
является предпосылкой финансового планирования.
Финансовое планирование предусматривает
составление среднесрочных и текущих
планов образования и использования финансовых
ресурсов. В управлении общественными
финансами осуществляется составление
сводных финансовых балансов, перспективных
финансовых планов, проектов бюджетов,
смет доходов и расходов бюджетных организаций.
Оперативное управление финансами
включает комплекс действий по исполнению
плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.
Финансовый контроль предусматривает
проверку законности, правильности образования
денежных средств, их эффективного целевого
использования.
Существуют две группы задач,
которые решаются при управлении финансами:
Экономического характера;
Финансового характера;
К первой группе относят: увеличение
занятости населения, борьбу с инфляцией,
расширение сферы материального производства
и формирование устойчивого социально-экономического
развития.
Ко второй группе относят: управление
государственным долгом, сбалансированность
бюджета, стабилизацию национальной экономики,
формирование благоприятных отношений
между обществом и государством.
Конкретными методами и формами
управления финансами служат финансовое
планирование, прогнозирование, программирование,
регулирование, контроль, принятие адекватного
финансового законодательства, обоснование
системы прогрессивных методов мобилизации
и эффективного использования финансовых
ресурсов.
Система управления финансами
представлена на рисунке 1.2 [3, c.106].
Общее управление системой
финансов осуществляют высшие органы
власти и управления:
Президент РФ (Администрация
Президента РФ) – определяет цели финансовой
политики, подписывает бюджетный план,
имеет право вето на финансовое законодательство,
принятое Федеральным Собранием РФ;
Парламент РФ (Федеральное Собрание
РФ, состоящее из двух палат: Совета Федерации
и Государственной думы) – устанавливает
налоги, сборы, налоговые платежи, утверждает
федеральный бюджет, принимает финансовое
законодательство (БК РФ, НК РФ) и др.;
Правительство РФ – разрабатывает
федеральный бюджет, выступает как координирующий
центр управления финансами;
Минфин России – центральный
орган, осуществляющий реализацию финансовой
политики. Он обеспечивает единство финансовой,
денежно-кредитной и валютной политики
в Российской Федерации, координирует
деятельность других федеральных органов
исполнительной власти;
Президент РФ Принципы управления Отношения по образо-
Федеральное собрание РФ Финансовое
ванию и использованию
Макроэкономическая
прогнозирование бюджетного фонда сбалансированность
Правительство РФ Финансовое
Отношения по образо-
Профицит бюджет-
программирование ванию и использованию ного плана
Минфин России Финансовое
внебюджетного фонда
планирование
Отношения по образо-
Отсутствие гос. долга
Минэкономразвития России Финансовое
ванию и использованию
регулирование
страховых фондов
Твёрдая
Банк России Финансовый контроль Обеспечение условий национальная валюта
Счётная палата РФ Финансовое
эффективного
законодательство использования
ФСФР России Финансовый
капитала и ресурсов
мониторинг и анализ государственного и
частного секторов
экономики
Рис. 1.2. Система управления государственными
финансами РФ
государственным имуществом
с целью получения доходов неналогового
характера (арендная плата, доходы от продажи
государственного имущества). ФСФР России
контролирует деятельность участников
фондового рынка, способствуя тем самым
увеличению поступлений в бюджетный фонд;
Банк России является важным
органом по реализации денежно-кредитной и финансовой
политики. Банк России осуществляет наряду
с Казначейством России кассовое исполнение
бюджета, контролирует деятельность других
кредитных институтов;
Счётная палата РФ контролирует
выполнение финансового законодательства
и движение федеральных денежных средств.
Она независима от Правительства РФ и
подотчётна Федеральному Собранию РФ.
Инструменты воздействия
на финансовую политику
Финансовые методы делятся
на планирование, прогнозирование, контроль,
учёт, анализ, регулирование. В экономической
литературе планирование определяют как
деятельность по принятию решений, ориентированную
на будущее. В более общем виде это понятие
можно представить как планомерность,
которая означает объективную необходимость
и возможность согласования деятельности
хозяйствующих субъектов.
Итак, финансовое планирование
– это управленческая деятельность по
достижению сбалансированности и пропорциональности
в движении денежных потоков и финансовых
ресурсов, т.е. оптимального соотношения
между финансовыми ресурсами, находящимися
в распоряжении государства, и доходами,
оставшимися у хозяйствующих субъектов
[3, c.108].
Его специфика состоит в том,
что объектом планирования выступает
не производственная деятельность субъектов
хозяйствования, органов государственной
власти, органов местного самоуправления,
а их финансовая деятельность, формирование
и использование финансовых ресурсов.
Соответственно субъектами финансового
планирования являются органы государственной
власти и местного самоуправления, коммерческие
и некоммерческие организации.
Результатом планирования является
финансовый план, т.е. документированная
система взаимосвязанных финансовых показателей,
отражающие объём поступления и использования
финансовых ресурсов на планируемый период.
Высшая цель планирования состоит в современном
выявлении средств и альтернатив, которые
снижали бы риск принятия ошибочных решений.
Необходимость финансового планирования
как особой сферы плановой деятельности
обусловлена относительной самостоятельностью
движения денежных средств по отношению
к материально-вещественным элементам
производства. Обособленность движения
денежных средств и обратное воздействие
через распределение на процесс воспроизводства
обусловливают необходимость планомерного
управления процессами формирования,
распределения, перераспределения и использования
финансовых ресурсов, которое и представляет
собой содержание финансового планирования.
К основным задачам финансового
планирования можно отнести:
Определение объема финансовых
ресурсов по каждому источнику поступлений
и общего объема финансовых ресурсов субъектов
власти и субъектов хозяйствования;
Определение объема и направлений
использования финансовых ресурсов, установление
приоритетов в расходовании средств;