Управление финансами и пути его совершенствования в РФ
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, а также выявление проблем в сфере управления финансами РФ и предложения путей их решения.
Содержание
Введение 2 Глава 1. Теоретические основы управления финансами 4 1.1. Понятие и сущность управления финансами 4 1.2. Инструменты воздействия на финансовую политику 8 1.3. Финансовая политика 14 Глава 2. Анализ системы управления финансами в РФ 18 2.1. Угрозы финансовой безопасности России 18 2.2. Анализ структуры и динамики бюджета РФ по доходам 23 Глава 3. Совершенствование системы управления финансами в РФ 26 Заключение 29 Список литературы 31
И одна из основных проблем
эффективного функционирования государственного
контроля – отсутствие адекватных мер
к нарушителям бюджетного законодательства.
Ответственность за нарушения в области
бюджетного законодательства устанавливается
Бюджетным кодексом РФ, который предусматривает
23 состава нарушений бюджетного законодательства,
и Кодексом об административных правонарушениях
РФ, предусматривающим 3 состава нарушений
бюджетного законодательства[1].
Существует и объективная необходимость
в корректном и гибком планировании контрольными
органами своих планов проверок, своевременном
осуществлении проверок и ревизий в процессе
исполнения бюджета (текущий контроль).
Практика показывает, что контрольные
органы, выявив факты нецелевого использования
бюджетных средств в ревизуемых периодах,
в большинстве случаев не могут рассчитать
на преследование виновных лиц в административном
порядке в виду истечения сроков давности.
Серьёзное препятствие для
успешного осуществляемых экономических
реформ в числе прочих – достаточно громоздкая
структура органов государственного финансового
контроля. Задачи органов государственного
финансового контроля недостаточно конкретны,
границы их ответственности размыты, а
деятельность координируется слабо.
Данную проблему можно решить путём дальнейшего
укрепления правого статуса уже существующей
Счётной Палаты РФ, статус которой как
контрольного органа закреплён Конституцией
РФ.
Разработку стандартов необходимо
возложить на Министерство финансов РФ,
как органу, имеющему опыт регулирования
аудиторской деятельности и разработки
стандартов для независимых аудиторов.
Одной из ключевых проблем остаётся
проблема подготовки кадров контрольных
органов. Необходимость регулярного повышения
квалификации и профессионального уровня,
участия сотрудников контрольных органов
в различных учебных мероприятиях и обмена
опытом обусловлена постоянным изменением
действующей нормативно-правовой базы.
Совершенствование системы
финансового контроля в РФ должно осуществляться
по следующим направлениям. Создание методологических
основ позволит получить чёткие ориентиры
в процессе определения и реализации задач
субъектами. Следует также законодательно
определить: виды финансового контроля,
субъекты и объекты финансового контроля.
Исходя из анализа вопроса финансового
контроля как дискуссионного, можно сделать
вывод, что имеет место отсутствие общих
подходов к классификации финансового
контроля, единой терминологии. И это создаёт
трудности в разработке и применении нормативно-правовых
актов, способствует возникновению ряда
спорных ситуаций, например, в отношении
мер ответственности за финансовые нарушения.
Значительную долю в общем объёме
финансовых нарушений, выявляемых в ходе
осуществления финансового контроля,
является нецелевое использование бюджетных
средств. При этом недостаточно чётко
определены основания, по которым использование
бюджетных средств может трактоваться
как нецелевое, а также отсутствуют правовые
механизмы, которые должны быть направлены
на усиление мер ответственности за нецелевое
и неэффективное расходование государственных
средств.
Безнаказанность нарушения
федерального закона влечёт и нарушения
непосредственно в регионах. Когда нецелевое
или незаконное расходование средств
списывается на недостаточное финансирование
из центра. Губернаторы краев и областей,
также как и федеральные власти прикрывают
свои махинации бумагами, согласованными
с вышестоящими чинами.
Для решения указанных проблем
возможно:
Закрепить официально полномочия
органов финансового контроля на федеральном
и региональном уровне, а также принципы
их взаимодействия;
Наделить Счётную палату дополнительными
полномочиями по координации деятельности
всех субъектов государственного финансового
контроля;
Ужесточить ответственность
за нецелевое использование бюджетных
средств в регионах;
Усовершенствовать систему
повышения квалификации для должностных
лиц, занятых управлением финансами;
При финансовом планировании
большой акцент делать на зависимость
бюджета доходов от цены на нефть, так
как именно этот фактор зачастую определяет
высокий уровень отклонения планового
и фактического бюджета.
Заключение
Управление финансами является
составной частью общей системы управления
социально-экономическими процессами.
Оно направлено на совершенствование
системы отношений, призванных нормализовать
финансовые ресурсы, необходимые для социально-экономического
развития общества. Цель управления финансами
– финансовая устойчивость и финансовая
независимость, проявляющиеся в макроэкономической
сбалансированности, профиците бюджета,
снижении государственного долга, твёрдости
национальной валюты, в сочетании экономических
интересов государства и всех членов общества.
Управление финансами решает
две группы задач: экономического и финансового
характера. Сама система управления финансами
представляет из себя субъекты управления
в лице президента и других органов власти
(законодательных и исполнительных); объекты
управления – отношения по образованию
и использованию бюджетных, внебюджетных,
страховых фондов и фондов организаций;
инструментов воздействия – финансовых
методов и информационно-методического
обеспечения.
Один из ключевых вопросов
в сфере управления финансов – финансовый
контроль – неоднозначно интерпретируется
различными авторами, поэтому его можно
рассматривать как дискуссионный.
Управление финансами осуществляется
не только на макро, но и микроуровне. Основная
задача финансового менеджмента по мобилизации
и использованию денежных фондов корпораций
состоит в максимизации реальных пассивов
и активов корпораций.
Сейчас в финансовой системе
России продолжают сохраняться внутренние
и внешние угрозы. А условием обеспечения
стабильности и эффективности деятельности
страны, гарантией независимости является
финансовая безопасность. Однако данные
проблемы по возможности решаются правительством,
в соответствии с распоряжениями президента.
Например, об этом говорит разработка
концепции межбюджетных отношений и организации
бюджетного процесса в субъектах РФ и
муниципальных образованиях. Наиболее
серьёзной задачей, стоящей перед Россией
, является обеспечение бюджетной устойчивости
в ближайшие 20-40 лет, когда в связи с напряжённой
демографической ситуацией возрастает
нагрузка на бюджетную, а особенно пенсионную
систему. Также в последнее время подчёркивается
возможный переход от 3-х летнего планирования
бюджета к долгосрочному.
Для того, чтобы усовершенствовать
систему управления финансами РФ необходимо
закрепить официально полномочия органов
финансового контроля и принципы их взаимодействия,
наделить Счётную палату дополнительными
полномочиями, ужесточить ответственность
за нецелевое использование бюджетных
средств, усовершенствовать систему повышения
квалификации для должностных лиц, занятых
управление финансами и при планировании
делать большой акцент на цены за баррель
нефти.
Список литературы
Конституция РФ.
Бюджетное послание Президента
РФ о бюджетной политике в 2013-2015 годах
от 28 июня 2012 года.
Финансы : учебник для бакалавров/
под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской
– 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство
Юрайт; ИД Юрайт, 2013 – 599 с. – Серия : Бакалавр.
Углубленный курс.
Финансы. Денежное обращение.
Кредит/ Под ред. Г.Б. Поляка, - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.
Финансы, денежное обращение,
кредит: учебник для вузов/ С.С. Артемьева,
В.В. Митрохин, В.И. Чугунов и др. – М.: Академический
проект, 2008.
Барулин С. В. «Финансы» - Москва:
КНОРУС, 2010. – с. 630.
Официальный сайт Министерства
финансов РФ http://info.minfin.ru/rfanalytics.php
Официальный сайт компании
"КонсультантПлюс", 1992-2013аhttp://www.consultant.ru
Финансовая устойчивость и
безопасность экономики России