Управление финансами и пути его совершенствования в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 15:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: рассмотреть понятие государственного управления финансами, понятие методов государственного управления финансами, а также выявление проблем в сфере управления финансами РФ и предложения путей их решения.

Содержание

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы управления финансами 4
1.1. Понятие и сущность управления финансами 4
1.2. Инструменты воздействия на финансовую политику 8
1.3. Финансовая политика 14
Глава 2. Анализ системы управления финансами в РФ 18
2.1. Угрозы финансовой безопасности России 18
2.2. Анализ структуры и динамики бюджета РФ по доходам 23
Глава 3. Совершенствование системы управления финансами в РФ 26
Заключение 29
Список литературы 31

Вложенные файлы: 1 файл

К.Р. Управл. финансами и пути его совершенств. в РФ.docx

— 112.94 Кб (Скачать файл)

В сценарии инновационного развития наряду с использованием конкурентных преимуществ в энергосырьевом секторе предполагается резкое повышение эффективности человеческого капитала и развитие высоких среднетехнологичных производств. Российская экономика выходит на траекторию устойчивого роста с темпом около 6,5% в год.

 

 

 

Глава  2. Анализ системы управления финансами в РФ

2.1. Угрозы финансовой  безопасности России

Финансовая безопасность - важнейшая составляющая экономической безопасности в условиях рыночной экономики.

Финансовая безопасность - это состояние финансов и финансовых институтов, при котором обеспечивается:

  • гарантированная защита национальных экономических интересов,
  • гармоничное и социально направленное развитие национальной экономики;
  • финансовой системы и всей совокупности  финансовой отношений и процессов в государстве;
  • готовность и способность финансовых институтов создавать механизмы реализации и защиты интересов развития национальных финансов;
  • поддержка социально - политической стабильности общества,

а так же формируются необходимые  и достаточные экономический потенциал и финансовые условия  для сохранения целостности  и единства финансовой системы  даже при наиболее неблагоприятных вариантах  развития внутренних и вешних процессов  и успешного противостояния внутренним и внешним угрозам финансовой безопасности.

В обеспечении экономической безопасности особая роль принадлежит поддержанию финансовой устойчивости экономики. Выделение финансовой безопасности в отдельную относительно самостоятельную ветвь экономической безопасности обусловлено тем, что финансовая система в виде финансовых потоков и отношений гораздо более чувствительна к внутренним и внешним угрозам, чем материально-вещественные объекты и процессы в экономике. Финансы способны самовозбуждаться. В результате локальные кризисы могут перерастать в глобальные, охватывающие в короткий отрезок времени всю финансовую систему и приводящие к се глубокому расстройству в виде инфляционных и курсовых всплесков, замораживания вкладов и денежных выплат, невыполнения долговых обязательств, а то и деноминации или замены национальной валюты.

Показатели, определяющие финансовую устойчивость страны, приводимые в Государственной стратегии экономической безопасности России, принятой в 1996 г., включают:

  • уровень дефицита бюджета;

  • стабильность цен;

  • нормализацию финансовых потоков и расчетных отношений;

  • устойчивость банковской системы и национальной валюты;

  • степень защищенности интересов вкладчиков;

  • золотовалютный запас страны;

  • состояние и уровень развития финансового рынка и рынка ценных бумаг;

  • внешний и внутренний долг страны;

  • дефицит платежного баланса;

  • финансовые условия активизации инвестиционной деятельности.

Приводимая система может быть дополнена следующими показателями:

  • стабильность финансовых потоков и расчетных отношений на всех уровнях финансовой системы;

  • исполнение платежных обязательств, уровень неплатежей;

  • «прозрачность» финансовых потоков;

  • доля денежных расчетов в общем объеме оборота:

  • несанкционированная утечка финансового капитала за рубеж;

  • скорость обращения денежной массы;

  • величина денежной массы в обращении.

Показатели финансовой устойчивости целесообразно разделить на две группы:

  • измеримые в количественном выражении, обладающие пороговыми значениями и пороговыми зонами, выход за пределы которых свидетельствует о критическом характере угрозы либо о потере финансовой устойчивости;

  • характеризующие качественные условия и ограничения, которые необходимо соблюдать во избежание возможного нарушения финансовой устойчивости.

В таблице 1 приведены в качестве примера наиболее значимые параметры, индикаторы устойчивости, относящиеся преимущественно к финансовой системе России по ее состоянию в период между 2001 и 2005 гг.[8]. Таблица 1 построена на основе данных, приводимых в научной литературе, экспертных оценок ученых-экономистов, включая автора книги. Тем самым эти пороговые значения параметров, индикаторов финансовой устойчивости не имеют нормативного характера и относятся к разряду аналитических. Следует обратить внимание на то, что экономическая и финансовая система страны обладает способностью переносить угрозу безопасности тем дольше, чем ниже величина угрозы. Это дает основание утверждать, что пороговые значения критериев устойчивости следовало бы определять как произведение величины угрозы и времени ее действия.

Тем самым высокий уровень финансовой опасности для страны создают не только значительные по величине отклонения параметров функционирования финансовой системы от расчетных, нормативных значений в виде локальных «всплесков». Из опыта известно, например, что даже крупные всплески или провалы валютных курсов, курсов ценных бумаг удается гасить, если они не приобретают затяжной характер. В то же время весьма длительное действие не столь уж крупных по величине угроз способно подорвать безопасность в связи с действием эффекта «накопления».

 

Таблица 2.1 – Измеримые индикаторы финансовой устойчивости и их пороговые значения

Показатель устойчивости

Параметр, индикатор устойчивости

Пороговые значения

1. Уровень  дефицита бюджета (федерального, консолидированного  государственного)

Превышение расходов бюджета над доходами, выраженное в процентах к доходной части бюджета

До 20% в течение одного года

До 10% в течение нескольких лет

2. Стабильность  цен

Годовой уровень инфляции (роста цен на товары и услуги) в процентах

Не более 50% в течение года

Не более 25% в течение нескольких лет подряд

Не более 10% в течение ряда лет

3. Золотовалютный  запас страны

Наличие золотовалютного резерва, способного подавить всплески курса иностранных валют, непредвиденные государственные расходы, требования по возврату долгов.

Не ниже 40% консолидированного государственного бюджета

Не ниже 20% валового внутреннего продукта

Не ниже 25% денежной массы, находящейся в обращении

4. Внешний  долг страны (государственный и  корпоративный)

Реальная способность вернуть долг вовремя, реструктуризировать долг, возместить долг за счет имеющихся активов или заимствований. Измеряется величиной долга в процентах к ВВП, бюджету или к ликвидной части национального богатства

Не более 50% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет

Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года

Не более 5% национального богатства

5. Внутренний

государственный долг

Реальная способность вернуть долг, реструктуризировать его, покрыть выпуском гарантированных государственных ценных бумаг либо возместить долг за счет элементов национального богатства.

Не более 75% ВВП при продолжительности периода возврата долга не менее 10 лет

Не более 20% нагрузки на бюджет в течение одного года

6. Дефицит  платежного баланса

Превышение импорта над экспортом, внешних платежей над внешними поступлениями, в процентах к величине баланса

Не более 50% в течение одного года

Не более 20% в течение нескольких лет


 

Для России в период 2008-2010 гг. наибольшую финансовую опасность представляют следующие угрозы:

  • рост корпоративного внешнего долга;

  • расчеты по внутреннему долгу;

  • недостаточность средств федерального, региональных и местных бюджетов для выполнения принятых государственных обязательств;

  • низкий уровень инвестирования производства, инноваций, инфраструктуры;

  • нестабильность цен.

Характерно, что в 2001-2005 гг. наблюдалась тенденция к повышению финансовой устойчивости российской экономики, которая затем стала иссякать.

Приводимые в таблице 1 пороговые значения параметров устойчивости в значительной мере условны, представляют оценочные ориентиры, установленные на основе приводимых в литературе экспертных суждений, а также исходя из российского опыта последних лет. Следует заметить, что пороговые значения чувствительны к исходному состоянию финансовой системы, наметившихся в ней тенденций и, что еще более важно, зависят друг от друга, от проводимой страной финансовой политики. Установление более определенных пороговых значений параметров финансовой устойчивости (безопасности) требует проведения специальных исследований. Следует также иметь в виду, что превышение пороговых значений способно привести к полному подрыву финансовой системы в виде дефолта, финансового краха только в случае, когда приближение к пороговым значениям не сопровождается принятием мер по преодолению возможных последствий финансового кризиса.

Величина пороговых значений является также выраженной функцией допустимого риска, измеряемого вероятностью потери финансовой устойчивости. Чем выше допустимый риск, тем менее жесткие требования предъявляются к пороговым значениям параметров, тем выше зона возможною изменения параметров устойчивости. И наоборот, чем ниже допустимый риск, тем более жесткие требования предъявляются к зоне возможного изменения параметров финансовой устойчивости.

2.2. Анализ структуры  и динамики бюджета РФ по  доходам

Консолидированный бюджет – это свод бюджетов всех уровней, который включает в себя федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ. Консолидированный бюджет субъекта РФ включает региональный бюджет, т. е. бюджет субъекта РФ, и местные бюджеты.

Информация об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 октября 2013 года [7].

Динамика налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2011-2013 годах показана на рисунке 2.1.

 

Рис. 2.1.

 

 

Структура налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 1 октября 2012 год (2.2) и 2013 год (2.3).

Рис. 2.2.

Рис. 2.3.

 

 

  • Доходы составили 5 684 млрд. руб. и остались на том же уровне (-2 млрд. руб.).

  • Поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 2% (+94 млрд. руб.), составив 4 617 млрд. руб.

  • Поступление налога на прибыль снизилось на 17% (-249 млрд. руб.) по сравнению с 2012 годом, объем которого составил 1 196 млрд. руб.

  • Поступление НДФЛ возросло на 11% (+169 млрд. руб.) относительно уровня 2012 года, составив 1 734 млрд. руб.

  • Поступление акцизов увеличилось на 11% (+36 млрд. руб.) по сравнению с 2012 годом, объем которых достиг 367 млрд. руб.

  • Поступление налога на имущество организаций выросло на 16% (+61 млрд. руб.) относительно уровня 2012 года, составив 457 млрд. руб.

  • Доходы от других налогов поступили в сумме 450 млрд. руб. и выросли на 11% (+44 млрд. руб.).

  • Неналоговые доходы возросли на 9% (+33 млрд. руб.), составив 413 млрд. руб.

  • Безвозмездные поступления из федерального бюджета поступили в объеме 1 048 млрд. руб., со снижением на 7% (-77 млрд. руб.), что составляет 18% доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Совершенствование системы управления финансами в РФ

В настоящее время в России, по сути, отсутствует научная теория контроля: не разработаны вопросы организации, правовой регламентации и методологии финансового контроля, не закончен процесс формирования отдельных видов контроля, не исследована сущность бюджетного контроля и не разработана единая концепция государственного финансового контроля страны.

Вторая проблема, это отсутствие федерального закона, определяющего возможности государственного финансового контроля в отношении не только бюджетных учреждений, а всех юридических лиц, также порождает реальные препятствия для решения задач финансовой политики страны.

Информация о работе Управление финансами и пути его совершенствования в РФ