Обеспечение сбалансированности
материальных и финансовых ресурсов, экономного
и эффективного использования финансовых
ресурсов;
Создание условий для укрепления
устойчивости организаций, а также бюджетов,
формируемых органами государственной
власти и местного самоуправления, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
Определение экономически обоснованного
размера финансовых резервов, что позволяет
предупреждать возникновение диспропорций
при переходе от перспективного к текущему
планированию, от прогнозов — к планам,
а также маневрировать ресурсами.
Для финансового планирования
особое значение имеет та информация,
которая даёт представление о положении
дел в будущем, т.е. прогностическая информация.
Финансовое прогнозирование представляет собой
исследование конкретных перспектив государственных
и муниципальных финансов, финансовых
субъектов хозяйствования в будущем, научно
обоснованное предположение об объемах
и направлениях использования финансовых
ресурсов на перспективу.
Цели финансового прогнозирования
– это увязка материально-вещественных
и финансово-стоимостных пропорций в экономике
в перспективе; оценка предполагаемого
объёма финансовых ресурсов; определение
наиболее предпочтительного варианта
финансового обеспечения; выявление возможных
отклонений от принимаемых проектировок.
Задачами финансового прогнозирования
являются:
Увязка материальных вещей
и финансово-стоимостных пропорций в экономике;
Определение источников формирования
и объема финансовых ресурсов субъектов
хозяйствования и субъектов власти на
прогнозируемый период;
Обоснование направлений использования
финансовых ресурсов на прогнозируемый
период на основе анализа тенденций и
динамики финансовых показателей с учетом
воздействующих на них внутренних и внешних
факторов;
Определение и оценка финансовых
последствий принимаемых органами государственной
власти и местного самоуправления, субъектами
хозяйствования решений.
Результатом финансового прогнозирования
является финансовый прогноз. Финансовые
прогнозы могут быть:
- краткосрочные (до 3 лет);
- среднесрочные (5-7 лет);
- долгосрочные (10-15 лет).
Одной из важнейших функций
управления, в том числе и управления финансами,
выступает контроль.
Финансовый контроль - это контроль
за законностью и целесообразностью действий
в области образования, распределения
и использования денежных фондов государства
и субъектов местного самоуправления
в целях эффективного социально-экономического
развития страны и отдельных регионов.
Цели финансового контроля
заключаются в своевременном получении
всей информации о ходе процесса управления
финансами на микро и макро уровнях в выявленных
нарушениях для принятия адекватных управленческих
решений.
Цели финансового контроля
реализуются в его задачах:
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;
- проверка правильности использования государственными и муниципальными предприятиями денежных ресурсов, находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении;
- проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;
- выявление внутренних резервов производства;
- устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины.
В результате реализации задач
финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, выражающая одну из сторон
законности.
Объектом финансового контроля
выступают процессы образования, распределения
и использования финансовых ресурсов
государством и предприятием. Субъектами
финансового контроля являются специальные
уполномоченные органы и квалифицированный
специалист.
По времени проведения финансовый
контроль делится на:
- Предварительный. Осуществляется
до совершения финансовых хозяйствующих
операций на стадии составления и оформления
финансовых документов. Обязаны осуществлять
все должностные лица, подписывающие конкретный
финансовый документ;
- Текущий. Проводится в процессе финансовых хозяйствующих
операций;
- Последующий. Осуществляется после завершения финансовых хозяйствующих операций на основании отчётных документов.
Финансовое регулирование –
это воздействие на экономические и социальные
процессы, направленные на предотвращение
или устранение имеющихся диспропорций,
обеспечение развития передовых технологий
и достижение социальной стабильности
путём концентрации финансовых ресурсов
в одних сегментах рынка и ограничение
роста объёма финансовых ресурсов в других
сегментах.
Финансовый инструмент — «квазиденьги», финансовый документ (ценная
бумага, денежное обязательство, фьючерс, опцион и т. п.), продажа или передача
которого обеспечивает получение денежных
средств.
Это, по сути, любой контракт, результатом которого является
появление определенной статьи в активах одной стороны контракта и статьи
в пассивах другой стороны контракта. Различают инструменты
денежного рынка или инструменты
рынка капиталов. Финансовые инструменты подразделяются
на первичные (денежные средства, ценные
бумаги, кредиторская и дебиторская
задолженность по текущим операциям) и вторичные
или производные (финансовые опционы, фьючерсы,
форвардные контракты, процентные свопы,
валютные свопы).
И ещё одним инструментом воздействия
на финансовую систему является финансовое
законодательство. Под финансовым законодательством
понимается набор законов, указов, постановлений
и разъяснений, куда входят основы бюджетного
устройства и процесса, налогово-денежной
системы, законы об инвестициях, ценных
бумагах, аудиторской и страховой деятельности,
отчётности.
Наиболее важными законодательными
актами являются: бюджетный кодекс, налоговый
кодекс, законы о бюджетной классификации,
о валютном регулировании и валютном контроле,
закон об организации страхового дела,
закон о БУ и аудиторской деятельности,
закон о счётной палате, закон о рынке
ценных бумаг.
Мировой практический опыт
свидетельствует о том, что каждой стране
присуща своя модель управления государственными
финансами, тем не менее, условно можно
выделить две: результативная модель и
затратная модель. Применение результативной
модели управления бюджетными средствами
предполагает контроль и управление результатами
при установлении лишь верхних границ
затрат (утверждении расхода денежных
средств на единицу объёма затрат). Получателям
бюджетных средств устанавливаются количественные
и качественные задания, для выполнения
которых им выделяют лимиты бюджетных
ассигнований. В рамках этих лимитов они
могут оптимизировать свою деятельность,
направив сэкономленные средства на собственные
нужды. Тем самым устраняется противоречие
интересов распорядителей бюджетных средств
и бюджетополучателей.
Однако на сегодняшний день
в России преобладает затратная модель
управления бюджетными средствами. Она
характеризуется отсутствием самостоятельности
бюджетополучателей при расходовании
ими бюджетных ассигнований. Оценить эффективность
расходования бюджетных ассигнований
при использовании затратной модели управления
бюджетными ресурсами, крайне сложно ввиду
отсутствия установленных на законодательном
уровне конечных результатов деятельности,
которые должны быть достигнуты. Тем не
менее, это возможно. Данная модель, несмотря
на недостатки, очень стабильна, поскольку
удобна и привычна как главным распорядителям,
так и получателям бюджетных средств и
не предполагает доверия к бюджетополучателям
(предоставляет им ограниченный круг полномочий).
Принимая во внимание задачи,
которые обозначил Президент РФ в своём
послании [2], можно предположить, что в
России формируется новая модель управления
бюджетными ресурсами, которая по своим
характеристикам близка к результативной.
Финансовая политика
Управление государственными
финансами, направленное на достижение
определённых стратегических и тактических
целей, строится на основе финансовой
политики, которая является составной
частью экономической политики.
Финансовая политика – это
совокупность государственных мероприятий,
направленных на мобилизацию финансовых
ресурсов, их распределение и перераспределение,
и использование выполнения государственных
функций.
Финансовая политика включает
3 звена:
- Разработка общей концепции финансовой
политики, определение ее основных направлений,
целей, главных задач
- Создание адекватного финансового механизма.
- Управление финансовой деятельностью
государства и других субъектов экономики.
Субъектом финансовой политики является
государство. Объектами являются денежные
отношения по формированию, распределению
и использованию фондов денежных средств
во всех сферах и звеньях.
Финансовая политика формируется в соответствии
со следующими принципами:
- Выработка научно обоснованной стратегии
развития финансов;
- Концентрация части ресурсов в централизованных
фондах государства;
- Определение основных направлений использования
финансовых ресурсов государства с выделением приоритетных сфер;
- Осуществление практических действий
на достижение поставленных целей и определение
степени финансового воздействия на экономику.
Финансовая политика реализуется через
финансовый механизм. Финансовый механизм
– это система установленных государством
форм, видов и методов организации финансовых
отношений.(1.3)
Налоги
Гос. кредит
Расходы бюджета
Бюджетное финансирование
Организация бюджетного
процесса и бюджет устройства
Финансовое планирование
Рис. 1.3.
Директивный механизм действует
в той сфере финансовых отношений, где
непосредственно участвует государство.
В случае директивного финансового
механизма государство детально разрабатывает
всю систему финансовых отношений, которая
обязательна для всех её участников.
Регулирующий финансовый механизм
реализуется в сегменте финансов не затрагивающие
интересов государства, как правило, в
финансовом предприятии. В данном механизме
государство разрабатывает только общий
порядок использования финансовых ресурсов,
а предприятие самостоятельно определяет
формы и виды денежных форм.
Финансовая политика РФ определяется:
- Ежегодными бюджетными посланиями
Президентом РФ Федеральному Собранию;
- Концепцией долгосрочного социально-экономического
развития РФ на период до 2020 года (финансовая
стратегия);
Финансовая политика РФ определяется
следующими тенденциями:
- Адаптация к изменению динамики
мировой экономики и спроса на углеводороды;
- Усиление зависимости платежного баланса
и экономического роста от притока иностранного
капитала и состояния инвестиционного
климата;
- Исчерпание имеющихся технологических
заделов для отраслей экономики при усилении
потребности об инноваций инвестиций;
- Необходимость преодоления ограничений
в инфраструктурных отраслях (электроэнергетика, транспорт);
- Сокращение населения в трудоспособном
возрасте в сочетании с усилением дефицита
квалифицированных рабочих и инженерных
кадров;
- Усиление конкуренции как на внутренних,
так и на внешних рынках при значительном
сокращении ценовых конкурентных преимуществ
из-за опережающего роста заработной платы,
энергетических издержек и укрепления
курса рубля.
В соответствии с учётом данной тенденции
в РФ разработаны 3 сценария развития:
- Инерционный
- Энергосырьевой
- Инновационный
Сценарий инерционного развития
характеризуется сохранением доминирования
энергосырьевого комплекса в экономике
при резком замедлении роста добычи и
экспорта углеводородов и отставании
в развитии транспортной и энергетической
инфраструктуры. Среднегодовые темпы
роста ВВП в 2011—2020 годах не превысят 4%.ссссссспппппппппппппппппппппппппсссссссссссссссссссс
Сценарий энергосырьевого развития опирается
на наиболее полное использование конкурентных
преимуществ России в энергетическом
секторе, устойчивое наращивание экспорта
сырья и повышение глубины его переработки,
модернизацию транспортной инфраструктуры
страны. Экономика может развиваться с
темпом 5-6% в год.