Финансовая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 8
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России 26
2.2 Денежно-кредитная политика России 31
2.3 Налоговая политика России как способ стимулирования экономического роста 52
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

Курсовая работа

По дисциплине «Финансы»

На тему: «Финансовая политика России на современном этапе»

 

                                                                                 

                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               Екатеринбург 2013

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                                3

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ           ГОСУДАРСТВА                                                                                                       

1.1 Сущность, цели и задачи  финансовой политики                                              8

1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации    14

2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО  РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ  НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ                                                                                   

2.1 Бюджетная политика  в системе финансового регулирования  экономики России                                                                                                                         26

2.2 Денежно-кредитная политика  России                                                    31

2.3 Налоговая политика  России как способ стимулирования  экономического роста                                                                                                                            52

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ       58

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                          66

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                        69

ПРИЛОЖЕНИЯ                                                                                                        71

 

 

 

 

Введение

 

Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования,

наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки

финансовых ресурсов. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные

органы.

 

Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. 
 
Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период. 
 
Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности. 
 
В основу осуществления финансовой политики положен ряд общих и частных (специфических) принципов. 
 
К общим принципам обеспечения эффективной финансовой политики относятся: 

  •  
    учет действия объективных экономических законов;
  •  
    учет конкретных исторических условий;
  •  
    учет собственного опыта прошлых лет и мирового опыта.

 
К частным (специфическим) принципам можно отнести следующие: 

  •  
    сбалансированность доходов и расходов во всех звеньях финансовой системы;
  •  
    концентрация финансовых ресурсов на важнейших направлениях экономического и социального развития;
  •  
    обеспечение рационального построения финансового механизма.

 
Главной целью финансовой политики является создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения. 
 
Приоритетами финансовой политики можно назвать: 

  •  
    снижение социальной напряженности;
  •  
    оздоровление государственных финансов;
  •  
    восстановление нормального функционирования банковской сферы;
  •  
    достижение сбалансированности товарных и денежных потоков;
  •  
    повышение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федерального государства;
  •  
    создание для регионов равных условий в бюджетно-налоговой сфере;
  •  
    искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции. 

Актуальность темы исследования. Наличие существенных дисбалансов в национальном хозяйстве России (катастрофическое снижение эффективности производства, неконкурентоспособность большей части выпускаемой продукции, резкое падение инвестиций в реальный сектор экономики, угроза мощных инфляционных процессов, сокращение потребления, низкий уровень жизни населения, масштабный рост внешнего и внутреннего государственного долга) обусловливает необходимость пересмотра методов осуществления реформ и совершенствования организационных форм управления экономикой страны. Механизм государственного регулирования социально-экономических процессов должен быть нацелен на поддержание рыночного равновесия и на обеспечение возможности производства товаров и услуг, необходимых для поступательного развития страны. Реализация потребности в централизованном воздействии на экономику и социальную сферу во многом зависит от степени обеспеченности ресурсами проводимых мероприятий, вследствие чего немаловажную роль играет процесс формирования и использования денежных фондов государства, которые оказывают существенное воздействие на ход воспроизводства. Следовательно, необходимость грамотной финансовой политики является очень важным элементом управления экономикой государства.

Целью данной курсовой работы является комплексное исследование теоретических и методических вопросов организации финансового регулирования экономики в современных условиях.

Задачи:

1. определить условия наиболее  эффективного государственного  финансового регулирования;

2. проанализировать влияние различных  форм финансового регулирования  на основные экономические показатели;

3. определить уровень развития  и эффективность финансовой политики  России на современном этапе.

Предметом исследования выступает система финансового регулирования социально-экономических процессов.

Структура работы: данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В I главе «Теоретические аспекты финансовой политики государства» рассматриваются теоретические основы финансового регулирования экономики страны. Во II главе «Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе» анализируется существующий в данное время в стране порядок осуществления финансовой политики и рассматриваются перспективы развития форм финансового регулирования экономики. В «Заключении» приводятся основные выводы и анализ эффективности существующей финансовой политики в РФ.

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты финансовой политики государства

1.1 Сущность, цели и задачи финансовой  политики

 

В любом обществе государство использует финансы для осуществления своих функций и задач, достижения поставленных целей. Оно определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.

Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций [7, стр.6]. Государство является главным субъектом проводимой финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу, определяет тактику действий на предстоящий период, средства и пути достижения стратегических задач.

Финансовая политика должна учитывать особенности каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и внешней среды, реальные экономические и финансовые возможности страны. Поэтому при выработке финансовой политики следует исходить из конкретных исторических условий. Финансовая политика зависит от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы.

Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюдение комплексного подхода при её выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путём их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определённого этапа развития.

Финансовая политика включает следующие направления:

  • налоговую политику;
  • бюджетную политику;
  • денежно-кредитную политику;
  • ценовую политику;
  • таможенную политику;
  • социальную политику;
  • инвестиционную политику;
  • внешнеторговую политику.

Важнейшей составной частью финансовой системы является налоговая политика. Налоги должны обеспечивать поступление в бюджет такого объёма ресурсов, который является достаточным для выполнения принятых на себя государством обязанностей. Налоговая политика должна быть направлена на создание приемлемых для государства и участников рынка условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики.

Бюджетная политика призвана установить оптимальные взаимоотношения между федеральными органами власти и органами власти субъектов Федерации, распределять расходы между бюджетами разных уровней, управлять государственным долгом и т.д.

В процессе экономического регулирования государство широко использует денежно-кредитную политику. Важнейшие её задачи – укрепление банковской системы, восстановление доверия к ней и стимулирование организованных сбережений населения.

Ценовая политика государства сводится к регулированию цен и тарифов на монопольные товары и услуги. Государство монопольно владеет недрами, землёй, водными пространствами, железными дорогами, электро-передающими сетями, нефте- и газопроводами. Цены во всех остальных отраслях и сферах напрямую зависят от цен на товары и услуги названных отраслей.

Таможенная политика представляет собой симбиоз налоговой и ценовой политики, ограничивая или расширяя доступ на внутренний рынок товаров и услуг и поощряя либо сдерживая экспорт и импорт товаров и услуг из страны. Она во многом предопределяет распределительные процессы не только между хозяйствующими субъектами и государством, но и между хозяйствующими субъектами, а также отраслями, регионами.

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе