Финансовая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 8
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России 26
2.2 Денежно-кредитная политика России 31
2.3 Налоговая политика России как способ стимулирования экономического роста 52
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.00 Кб (Скачать файл)

 е) Налоговая система  должна обеспечивать эффективное  перераспределение создаваемого  ВНП.           

 Таким образом, фискальная  политика, проводимая правительством, обязана отвечать основным принципам  построения налоговой системы  российского государства и регулировать  экономические взаимоотношения  внутри федерации. Кроме того, реализация  фискальной политики должна учитывать  три важнейшие функции государственного  управления налогообложением:                       

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов, то есть  прямая функция налогов;                       

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных групп  с целью сглаживания неравенства между ними, недопущения резкого расслоения общества (социальная функция);                       

3. Государственное антициклическое и противоинфляционное, секторальное, отраслевое и региональное регулирование экономики (собственно регулирующая функция).            

 Раскрывая содержание  социальной функции, хотелось бы  отметить, что большинство граждан  считают, что они платят слишком  высокие налоги, тогда как другие  социальные группы платят слишком  низкие, и что государство расходует  недостаточно средств для обеспечения их материального благосостояния и чересчур много отдает другим.           

 В связи с этим  интересен принцип взимания налогов  в зависимости от способности  налогоплательщика, породивший систему  прогрессивного налогообложения: чем  выше доход (налоговая база), тем  непропорционально большая часть  его изымается в виде налога. Принцип же пропорционального  налогообложения предусматривает  одинаковую долю налога в доходах, независимо от их величины. Регрессивные  ставки налога означают ее  уменьшение по мере возрастания  налоговой базы (дохода).           

 Анализируя налоги  как средство государственного  управления деловой активностью , важно остановиться на регулирующих их функциях:                       

 — установление и  изменение системы налогообложения;                        

 — определение налоговых  ставок, их дифференциация;                       

 — предоставление  налоговых льгот — освобождение  от налогов части прибылей  и капитала с условиями их  целевого использования в соответствии  с задачами общей экономической  политики правительства.           

 Важную регулирующую  роль играют глобальные изменения  ставок налогов. Так, глобальное  понижение налогов ведет к  увеличению чистых прибылей, усилению  стимула хозяйственной деятельности, росту капиталовложений, спроса, занятости,  и оживлению хозяйственной конъюнктуры. Увеличение налогов — обычный способ борьбы с повышенной деловой активностью.            

 Изменяя налоги на  прибыль (прямые налоги), государство  может создать или уменьшить  дополнительные стимулы для капиталовложений, а маневрируя уровнем косвенных  налогов — воздействовать на  фонд потребления в целом, на  цены товаров и услуг.           

 Избрав либеральную  или протекционистскую внешнеторговую  политику, государство изменяет  таможенные пошлины, получая от  торговых партнеров либо встречные  уступки, либо ужесточение условий  национального экспорта. Таможенные  пошлины — вид косвенных налогов, повышение которых ведет к  удорожанию импорта, а вслед за  этим и отечественных товаров, к снижению внешнеторгового оборота. Понижение или отмена пошлин  влекут за собой обострение  конкуренции на внутреннем рынке, замедление роста цен, активизацию  внешней торговли.           

 Однако дискреционная  фискальная политика, как и политика, основанная на использовании  встроенных стабилизаторов, также  имеет ряд своих недостатков. Помимо очевидных политических  трудностей, связанных с длительным  обсуждением в Государственной  Думе относительно принятия закона  об изменении ставок налогов, существует еще один недостаток: возражение против временного  снижения налогов для борьбы  со спадом проистекает из того  политического факта, что в демократическом обществе может быть трудно снова повысить налоги после преодоления спада.           

 Подводя итог, хотелось  бы особенно отметить, что в  любом случае государство, имея  возможность применять все элементы  финансовой политики, обладает мощнейшим  инструментом, позволяющим весьма  эффективно бороться с любыми  трудностями, которые бы не постигли  переходную российскую экономику. Важно лишь со знанием дела  использовать имеющиеся средства, последовательно и правильно  продвигаться по пути укрепления  экономики и возрождения России.

Глава 2. Анализ финансового регулирования экономики России на современном этапе

2.1. Бюджетная политика  в системе финансового регулирования  экономики России и направления  её совершенствования

 

Бюджетная политика – это целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом.         

 Основной целью бюджетной  политики является формирование  и использование централизованного  фонда денежных средств, предназначенного  для удовлетворения общегосударственных  потребностей. Этот централизованный  фонд денежных средств получил  название государственный бюджет.           

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления [БК РФ, ст.6]. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства, сферами деятельности, территориями страны, социальными группами населения.         

 Одними из основных показателей  устойчивости бюджетной политики  могут служить величина бюджетного дефицита, размер государственного долга.         

 Доходы бюджета формируются за счёт налогов, а также некоторых других видов поступлений, именуемых неналоговыми доходами (доходы от продажи и использования государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности и др.).         

 Целью бюджетных расходов является финансовое обеспечение деятельности государства по исполнению его экономических функций— распределения ресурсов, перераспределения и стабилизации. Расходы бюджета направляются в первую очередь в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т. п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов осуществляется и за пределами общественного сектора: за счёт государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы. Расходы бюджета, их объём и структура подвержены более частым изменениям, чем его доходы.         

 Основное назначение бюджета  заключается в том, что он  позволяет аккумулировать финансовые средства в руках государства и использовать их для финансирования различных программ.         

Разработку проекта бюджета осуществляют органы исполнительной власти соответствующего уровня, после чего он утверждается парламентом страны или законодательным органом субъекта Федерации.          

Бюджетная политика в 2011 - 2013 гг. призвана способствовать восстановлению макроэкономической сбалансированности на основе уменьшения зависимости бюджетных обязательств от нефтегазовых ресурсов и постепенного снижения дефицита федерального бюджета, а также созданию условий для активизации модернизации экономики, в том числе - за счет структурных преобразований в сфере образования и здравоохранения.

Экономика Российской Федерации в ближайшие годы будет функционировать в условиях  относительно благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и улучшением ситуации с банковским кредитованием.

Уже начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики. Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка сырья и капитала.

После серьезного снижения ВВП России в 2009 г. на 7,9% в 2010 г. ожидается рост ВВП на уровне 4,0%, а в 2011 - 2013 гг. - на уровне 3-4% в год. Доходы федерального бюджета в 2011 - 2013 годы, по ожидаемой оценке, составят в 2011 г. 17,4% к ВВП, в 2012 г. - 16,5% к ВВП и в 2013 г. - 16,1% к ВВП, расходы в 2011 году составят 20,9% к ВВП, а в 2012 и 2013 гг. - 19,6% к ВВП и 19,0% ВВП 

В основу расчетов показателей федерального бюджета закладываются актуальные на текущий момент оценки и прогнозы ключевых макроэкономических индикаторов в 2010 - 2013 годах (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Оценка и прогноз основных социально-экономических показателей на период до 2013 г.1

Показатели

Ед. изм.

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./ 
барр.

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек./дек.

6-7

5,5-6,5

5-6

4,5-5,5

             ВВП

млрд. руб.

44 957

49 659

55 223

61 873

% к пред. г

4,0

3,4

3,5

4,2

Промышленное производство

% к пред. г.

2,7

3,2

3,1

4,2

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

2,9

8,8

6,3

8,1

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

4,4

4,5

4,8

6,3

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

3,3

3,8

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

3,6

2,4

2,4

3,1

Реальные располагаемые доходы населения

% к пред. г.

3,9

2,7

3,0

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

44,9

9,4

7,2

7,1

Экспорт

млрд. долл. США

373,4

383,8

402,9

416,8

Импорт

млрд. долл. США

237,5

273,7

304,5

338,7

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,2

8,1

7,7

6,9


 

 

         Формирование бюджетных проектировок предполагается осуществить исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России повышения цен на нефть с 75 долларов США за баррель в 2010 году до 79 долларов США за баррель в 2013 году. При этом ставится задача обеспечить дефицит федерального бюджета не выше 3,6%  ВВП в 2011 году, 3,1% ВВП в 2012 году и 2,9% ВВП в 2013 году.

При этом необходимо осознавать риски для устойчивости бюджетной системы.

Лидеры государств "Группы 20" по итогам саммита в Торонто в конце июня текущего года пришли к общему пониманию, что дефициты бюджетов должны быть снижены, как минимум, вдвое к 2013 году, а соотношение государственного долга к ВВП должно быть стабилизировано к 2016 году. Такие обязательства взяла на себя и Российская Федерация.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации поставлена задача снизить дефицит федерального бюджета в 2013 году в два раза по сравнению с кризисным 2009 годом.

Правительство Российской Федерации определило ориентиром достижение бездефицитного бюджета в 2015 году при текущей цене на нефть в 76 долларов за баррель. В представленном консервативном сценарии прогноза Минэкономразвития России от 9 июня 2010 г. прогнозируется снижение цены на нефть с 75 долларов США за баррель до 62 долларов США в 2013 году, что сохраняет риски для формирования бюджетных доходов* . При неблагоприятном, но, тем не менее, возможном сценарии снижения среднегодовой цены на нефть до уровня 50 долларов США за баррель дефицит федерального бюджета может составить порядка 6,1% к ВВП в 2011 году, в 2012 году - 5,6% к ВВП, в 2013 году - 5,2% к ВВП.

В номинальном выражении в 2011 - 2013 годах планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (таблица 1.2).

 

 

 

 

 

Таблица 1.2

Динамика расходов федерального бюджета2

 

Показатель

                                      Прогноз

 

2011г

2012г

2013г

Изменения к предыдущему году, млрд. рублей

172,7

459,5

904,5

% (в номинальном выражении)


1,7

4,4

8,3

% (в реальном выражении)

-4,5

-1,5

2,7

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе