Финансовая политика России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2014 в 21:21, курсовая работа

Краткое описание

Финансовая политика государства призвана обеспечивать нормальное функционирование финансовой системы общества и на этой основе эффективно осуществлять свои функции – экономические, социальные, экологические, оборонные и другие. Следовательно, финансовая политика является частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объём финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования социально-экономических процессов. В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА
1.1 Сущность, цели и задачи финансовой политики 8
1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации 14
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
2.1 Бюджетная политика в системе финансового регулирования экономики России 26
2.2 Денежно-кредитная политика России 31
2.3 Налоговая политика России как способ стимулирования экономического роста 52
3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ 58

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 116.00 Кб (Скачать файл)

Социальная политика связана, прежде всего, с решением задач финансового обеспечения прав граждан России, установленных Конституцией РФ, и охватывает следующие сферы: пенсионную, миграционную, финансовой помощи отдельным социальным группам населения и др.

Главная задача инвестиционной политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы происходил приток иностранного капитала.

Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Её основными целями являются: изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда, изменение объёма экспорта и импорта; изменение структуры внешней торговли; обеспечение страны необходимыми ресурсами.

В качестве главной цели финансовой политики государства могут выступать только общие интересы всего населения – повышение благосостояния каждого человека. В результате кризиса 1998 года произошло перераспределение финансовых ресурсов и накопленного национального богатства среди узкой группы лиц из сферы финансово-банковского сектора, а благосостояние основной массы населения, наоборот, ухудшилось. Это шло «в разрез» с основой целью государственной финансовой политики.

Целью финансовой политики является наиболее полная мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для удовлетворения насущных потребностей общества. Финансовая политика призвана создать благоприятные условия для активизации предпринимательской деятельности. Большое значение придаётся повышению эффективности использования финансовых ресурсов путём их распределения между сферами общественного производства, а также их концентрации на главных направлениях экономического и социального развития.

В отдельных регионах и на разных этапах развития экономики может сложиться ситуация, когда цель финансовой политики временно будет состоять в сохранении уже достигнутого реального уровня доходов.

Целью финансовой политики российского государства должно быть увеличение уровня реальных доходов на душу населения и обеспечение социальных нормативов уровня жизни в стране и на уровне каждого региона.

Таким образом, к основным целям финансовой политики следует отнести:

 

1. повышение объёма и эффективности  использования финансовых ресурсов, отказ от этого может привести  к распылению средств и сокращению  источников удовлетворения постоянно  растущих экономических и социальных  потребностей общества;

2. оздоровление и структурная  перестройка экономики;

3. достижение более высокого  уровня жизни населения на  основе развития отраслей промышленности  и сельского хозяйства.

Также выделяют такие цели, как снижение темпов инфляции, сглаживание экономических циклов (использование финансовой политики в качестве инструмента для борьбы со спадами). Но по своей сути они являются способами достижения улучшения уровня жизни всего населения.

К основным задачам финансового регулирования экономики можно отнести:

  • обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
  • установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов;
  • организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
  • выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами;
  • создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.

Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач.

Исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, ведущие экономисты разделяют её на три вида:

1. Политика экономического роста – это система финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает рост государственных расходов, снижение налогового бремени.

2. Если же правительство использует  меры фискальной политики и  политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска  продукции на его типичном  для рассматриваемой страны уровне  и поддержать стабильность цен, то считается, что государством  проводится политика стабилизации.

3. В свою очередь, политика ограничения деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью предотвращения кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом .

Реализация финансовой политики проводится в 3 этапа:

1. определение её целей и выработка  научно обоснованных концепций  развития финансов;

2. обеспечение необходимой величины  ресурсов и выработка для этого  наиболее рациональных путей  их достижения;

3. реализация конкретных практических  действий для достижения поставленных  целей и задач.

Естественно, что прямое влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.

Существует 2 типа финансовой политики:

1. дискреционная политика (проводимая  непосредственно правительством);

2. не дискреционная политика (встроенные стабилизаторы).

Под не дискреционной политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, т.е. позволяющих регулировать экономическую деятельность без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Также к ней относят следующие стабилизаторы: социальные выплаты, включая пособия по безработице, благотворительные выплаты; программы помощи фермерам (при кризисе перепроизводства экономики государство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции); эффект надёжности компаний (сохранение уровня выплачиваемых дивидендов при резком изменении доходов); инертность склонности к потреблению.

Но регулирование экономики нельзя осуществлять только при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики необходимо.

Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объёма национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста. Её основными орудиями являются: общественные работы и другие программы, связанные с расходами (следует отметить, что это орудие является неэффективным); социальные программы; правительственные закупки (стимулирует развитие промышленности); государственные инвестиции; изменение расходов трансфертного и пере распределительного типа; управление налоговым гнётом (определение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот и т.д.).

1.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации

 

 

 Потребность в разработке и систематическом проведении финансовой политики возникла с развитием капитализма. Непосредственный толчок к составлению и осуществлению программ финансовой политики дал экономический кризис 1929 — 1933, поставивший под сомнение способность рыночной системы к саморегулированию без активного вмешательства государства в экономическую жизнь. Свое теоретическое обоснование принципы финансовой политики получили в работах Джона Мейнарда Кейнса и его последователей. В 30 — 40-ые годы задачи финансовой политики преимущественно сводились к ослаблению влияния кризисов перепроизводства на экономику, поддержанию высокой хозяйственной активности и расширению платежного спроса. К 60-ым годам акцент сместился, и основной ее задачей становится достижение высокой занятости и стимулирование увеличения темпов экономического роста. С 70-ых же годов, включая также современную финансовой политику, приоритетным направлением стала борьба с инфляцией в совокупности с прежними задачами: обеспечением высокой занятости, стимулированием экономического роста, выравниванием платежного баланса и другими.           

 Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политики ведущие экономисты разделяют последнюю на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.           

 Под первой, то есть  политикой экономического роста  понимают систему финансовых  мер, направленных на увеличение  фактических объемов валового  национального продукта и повышение  уровня занятости. Данная стимулирующая  финансовая политика включает:                       

 — рост государственных  расходов;           

             — снижение налогового бремени.           

 Другими словами, если  в настоящее время имеется  сбалансированный бюджет, финансовая  политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.           

 Если же правительство  использует меры фискальной политики  и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.           

 В свою очередь политика  ограничения деловой активности, напротив направлена на уменьшение  реального объема ВНП по сравнению  с его потенциальным уровнем  и применяется правительством  в период подъема или бума  с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.           

 Сдерживающая политика  подразумевает:                       

 — уменьшение правительственных  расходов;                       

 — увеличение налогов.            

 Иначе говоря, финансовая  политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного  бюджета, если перед экономикой  стоит задача контроля над  инфляцией.           

 Теперь, рассмотрев какие  виды финансовой  политики применяет правительство в той или иной ситуации, сложившейся в национальной экономике, следует подробнее остановиться на самом механизме воздействия финансовой политики на хозяйство страны.           

 Итак, реализация финансовой  политики  проводится в три этапа:                       

1. Выработка научно обоснованных  концепций развития финансов, которая  формируется на основе изучения  требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив  совершенствования производства  и состояния потребностей населения.                        

2. Определение основных  направлений использования финансов  на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии  и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.                       

3. Собственно осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.            

 Естественно, что прямое  влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней. Однако такой механизм верен только частично, так как не учитывает все возможности финансового регулирования.           

 Известно, что существуют  два типа финансовой политики:                        

 а) дискреционная политика  или политика, проводимая непосредственно  правительством;                       

 б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.            

 Описанный выше способ  реализации финансовой политики, несомненно, относится к первому  ее типу. Для второго же он  будет абсолютно неверен, что  объясняется особенностями последнего.            

 Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой системы к самостоятельной стабилизации, то есть некоторые ее особенности, позволяющие регулировать  экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов.           

 Рассмотрим следующую  ситуацию. Для ослабления производственного  бума необходим бюджетный излишек, то есть превышение приходной  части государственного бюджета  над расходной. С другой стороны, чтобы побороть спад, желателен дефицитный бюджет. Существуют два пути для достижения поставленных целей, один из которых достигается при помощи регулирования налоговых поступлений. Так, в первом случае выход в увеличении налогов, во втором же, наоборот, в их снижении.            

Информация о работе Финансовая политика России на современном этапе