Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.
Для достижения цели необходимо выполнение задач:
- раскрыть экономическое содержание и цели финансовой политики
- рассмотреть организацию финансовой политики
- выделить особенности типов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 3
1.1. Особенности и состав финансовой политики государства 3
1.2. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики 10
2. Оганизация финансовой политики государства 14
2.1. Финансовый механизм 14
2.2. Управление финансами 16
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации 20
3. Типы финансовой политики государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

Инвестиционная политика – это комплекс мероприятий по организации, финансированию и управлению инвестиционной деятельностью, направленных на достижение целей, решение стратегических задач, реализацию интересов при  оптимальном для инвестора соотношении  риска и доходности.

На макроуровне цели инвестиционной политики отражают необходимость решения стратегических задач экономического роста, повышения национальной конкурентоспособности, интеграции страны в мировое хозяйство, создание благоприятных условий для инвестиционной деятельности всех субъектов инвестиционного рынка.

Основные задачи инвестиционной политики государства [21]:

• совершенствования системы  налогов, механизма начисления амортизации  и использования амортизационных  отчислений;

• установления субъектам  инвестиционной деятельности специальных  налоговых режимов, не носящих индивидуального  характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам  инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и  другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;

• расширения использования  средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых  оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных  мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении  кредитования;

• развития финансового  лизинга в Российской Федерации;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами  инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.

Для стабилизации и подъема  экономики страны требуются значительные инвестиции, поэтому так важна  грамотная, последовательная инвестиционная политика государства.

Социальная политика. Финансовая политика государства вот уже многие годы имеет социальную направленность. В настоящее время это обусловлено кризисными явлениями в развитии экономики страны. Для решения социальных проблем Правительством РФ были разработаны Федеральный закон «О государственной социальной помощи», «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ

Приоритетными задачами в  этой области являются [13, 1]:

• усиление социальной защиты населения, повышение объемов и  качества оказания социальных и медицинских  услуг, улучшение ситуации с лекарственным  обеспечением, особенно жизненно важными  препаратами;

• расширение масштабов  деятельности государства в сфере  занятости, противодействие росту  безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки работников, находящихся  под риском увольнения;

• переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития; оказания государственной  социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим  гражданам, с целью поддержания  уровня жизни, адресного использования  бюджетных средств, создания необходимых  условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого  качества социальных услуг, снижения уровня социального неравенства, повышения  доходов населения и др.

    1. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики

При всех особенностях формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

1) Любая финансовая политика  в первую очередь предполагает  решение фискальных задач государства,  которые связаны с балансированием  доходов и расходов государства.  В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства  покрываются за счет его текущих  обязательных доходов.

Особенно труден поиск  дополнительных доходов, потому что  это приводит к росту налогового бремени плательщиков и противоречиво  влияет на всю совокупность получаемых государством доходов. Механизм воздействия  налоговой нагрузки на объем поступающих  доходов определяется законом Лэффера (рис.1.)

Рисунок 1. Кривая Лэффера

ДБ – доходы бюджета; ДБ макс – максимальные доходы бюджета; НН – налоговая нагрузка; НН опт  – оптимальная налоговая нагрузка

Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов  государства и постепенно достигается  точка оптимума, которая характеризует  наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны, – государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении  налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается  и стремится к нулевой отметке  при 100%-ном уровне изъятия. Такое  снижение доходов происходит объективно – за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно – посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов.

Закон представляет собой  объективные взаимосвязи в поведении  государства и экономических  субъектов, но при этом он не определяет конкретного уровня изъятия средств. Оптимальный уровень зависит  от множества факторов, характерных  для той или иной страны, среди  которых можно выделить экономические, социальные, политические, конкретно-исторические, психологические и другие[25].

Балансирование доходов  и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать  интересы предпринимателей и больших  социальных групп населения, что  приводит к определенным социальным издержкам. Кроме того, уменьшение расходов очень часто не дает быстрого фискального  эффекта, так как оно первоначально  стимулирует увеличение смежных  затрат.

2. Кроме фискальных целей  финансовая политика предполагает  регулирование экономических процессов.  Регулирование осуществляется в  связи с тем, что государство  располагает определенными инструментами,  которые оказывают влияние на  интересы экономических субъектов.  К ним относятся: налоги, государственный  кредит, бюджетные ассигнования, различные  нормы и нормативы, при помощи  которых регулируются финансовые  отношения. С их помощью государство  оказывает воздействие на размер  денежных средств, которыми располагают  экономические субъекты, и тем  самым влияет на различные  экономические процессы. К таким  процессам относятся: экономический  рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие  отдельных территорий, отраслей  и предприятий[25].

В настоящее время регулирование  является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно  используется для достижения целей  экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное – связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.

При этом возникают определенные сложности, которые связаны с  выбором целей регулирования. С  помощью одного и того же механизма  регулирования нельзя воздействовать на все экономические процессы для достижения одновременного положительного воздействия на них.

Для оперативного воздействия  на экономические процессы государство  использует кредитно-денежные инструменты (учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы  обязательного резервирования средств  кредитных учреждений в Центральном  Банке).

Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто  приводят к бюджетным дефицитам  в условиях стимулирования экономического роста и занятости.

 

 

 

    1. Оганизация финансовой политики государства
    1. Финансовый механизм

Важная составная часть  финансовой политики – это разработка финансового механизма. С его  помощью мобилизуют и распределяют финансовые ресурсы, необходимые для  производственного и научно-технического развития хозяйствующих субъектов и обеспечения взаимосвязи с бюджетной системой государства.

Финансовый механизм –  это совокупность форм, видов и  методов финансовых отношений в  народном хозяйстве. Элементами финансового  механизма являются:

• порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств;

• методы финансового планирования;

• формы управления финансами  и финансовой системой;

• система законодательных  норм и нормативов.

Основные принципы функционирования финансового механизма следующие [17]:

• комплексность (использование  финансовых рычагов и методов, взаимозаменяющих друг друга);

• функциональность (воздействие  финансового механизма на воспроизводственный  процесс, основанное на поставленных целях);

• адаптивность (учет изменений  окружающей экономической среды  и внесение корректировок в процесс  регулирования хозяйственных связей);

• однородность (единообразие законодательства и обязательный учет региональных отраслевых условий).

Финансовый механизм может  быть директивным и регулирующим.

Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно  участвует государство.

В его сферу включаются налоги, государственный кредит, расходы  бюджета, бюджетное финансирование, организация бюджетного устройства и бюджетного процесса, финансовое планирование.

В этом случае государством детально разрабатывается вся система  организации финансовых отношений, обязательная для всех его участников. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и  на другие виды финансовых отношений, в которых государство непосредственно  не участвует. Либо такие отношения  имеют большое значение для реализации всей финансовой политики (рынок корпоративных  ценных бумаг), либо одна из сторон этих отношений — агент государства (финансы государственных предприятий).

Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила  игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающем прямо интересы государства. Такая разновидность  финансового механизма характерна для организации внутрихозяйственных  финансовых отношений на частных  предприятиях. В этом случае государство  устанавливает общий порядок  использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после  уплаты налогов и других обязательных платежей, а предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов, направления их использования. Практическое использование финансового  механизма предполагает целенаправленную деятельность государства в области  управления финансами.

Эта деятельность осуществляется специальными организационными структурами. Процесс управления включает в себя следующие элементы:

• прогнозирование;

• планирование;

• оперативное управление;

• регулирование;

• контроль.

Все эти элементы обеспечивают реализацию финансовой политики в деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан.

    1. Управление финансами

Управление финансами  является составной частью системы  управления государством или субъекта хозяйствования. В системе управления финансами имеются объекта и  субъекты управления [17].

Под объектами управления понимают:

• финансовую деятельность государства или финансовохозяйственную хозяйствующего субъекта;

• отдельные направления  финансовой политики;

• отдельные стоимостные  категории;

• отдельные финансовые показатели;

• органы управления финансами.

Субъектами управления являются:

• финансовый аппарат, включающий в себя финансовые службы предприятий;

• финансовый аппарат, включающий в себя финансовые службы государства.

Информация о работе Финансовая политика государства