Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.
Для достижения цели необходимо выполнение задач:
- раскрыть экономическое содержание и цели финансовой политики
- рассмотреть организацию финансовой политики
- выделить особенности типов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 3
1.1. Особенности и состав финансовой политики государства 3
1.2. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики 10
2. Оганизация финансовой политики государства 14
2.1. Финансовый механизм 14
2.2. Управление финансами 16
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации 20
3. Типы финансовой политики государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

Управление финансами  – это система форм, методов  и приемов, с помощью которых  осуществляется управление денежным оборотом и финансовыми ресурсами.

В процессе управления финансовыми  органами осуществляются следующие  функции [25]:

• финансовое планирование – предусматривает составление  среднесрочных и текущих планов образования и использования  финансовых ресурсов;

• оперативное управление финансами – включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных  с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами;

• финансовый контроль –  предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.

Управление финансами  находится в тесной связи с  финансовой и бюджетной политикой  государства и действующим финансовым механизмом.

Управление финансами  осуществляется представительными  и исполнительными органами власти.

Представительными органами власти являются Государственные, республиканские, краевые, областные, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения. Исполнительные органы власти представлены Правительством РФ, территориальными администрациями, подведомственными им функциональными подразделениями, которые организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формируют внебюджетные фонды, ведут финансовую отчетность по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений и др., а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.

Общее управление финансовой системой государства осуществляют:

• Президент РФ и администрация  Президента (ими регламентируется деятельность финансовой системы, подписывается  Федеральный закон о Федеральном  бюджете, имеется право вето на финансовое законодательство, принятое Федеральным  собранием и пр.);

• Федеральное собрание РФ, состоящее из двух палат –  Совета Федерации и Государственной  Думы. Ими устанавливаются налоги, сборы, платежи, утверждается Федеральный  бюджет, принимается финансовое законодательство и пр.;

• Правительство РФ формирует  Федеральный бюджет, является единым центром управления финансами.

Основным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики является Министерство финансов РФ. Этот орган управления имеет следующие полномочия [2]:

• вносит в Правительство  Российской Федерации проекты федеральных  законов, нормативных правовых актов  Президента Российской Федерации и  Правительства Российской Федерации  и другие документы;

• принимает ряд нормативно-правовых актов, таких как порядок формирования отчетности об исполнении бюджетов, порядок  ведения сводной бюджетной росписи; порядок применения бюджетной классификации  Российской Федерации; формы налоговых  деклараций, расчетов по налогам и  порядок заполнения налоговых деклараций; форма таможенного приходного ордера и пр.;

• осуществляет составление  проекта федерального бюджета; утверждение  и ведение сводной бюджетной  росписи федерального бюджета; представление  в Правительство Российской Федерации  отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета  Российской Федерации; управление в  установленном порядке государственным  долгом Российской Федерации и пр.

• в установленном законодательством  Российской Федерации порядке размещает  заказы и заключает государственные  контракты; обобщает практику применения законодательства Российской Федерации  и проводит анализ реализации государственной  политики в установленной сфере  деятельности;

• осуществляет функции  главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных  на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство функций;

• взаимодействует в установленном  порядке с органами государственной  власти иностранных государств и  международными организациями в  установленной сфере деятельности;

• осуществляет иные функции.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию  и контроль деятельности находящихся  в его ведении [2]:

• Федеральной налоговой  службы;

• Федеральной службы страхового надзора;

• Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;

• Федерального казначейства;

• Таможенных органов РФ.

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору  за соблюдением законодательства о  налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных  законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов [7].

Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела) [6].

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а также функции органа валютного контроля [5].

Федеральное казначейство (Казначейство России) является федеральным органом  исполнительной власти (федеральной  службой), осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные  функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета [8].

Взаимодействие с таможенными  органами РФ происходят в рамках контроля за исполнением нормативных правовых актов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров.

    1. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в российской Федерации

Для правильного  функционирования экономики государства  необходимо проведение сбалансированной финансовой политики в рамках экономики  страны. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи  и других отраслей, а также субъектов РФ. Поэтому важным и актуальным направлением является определение, анализ и исследование проблем финансовой политики, а также поиск оптимальных путей решения данных проблем.

Высокая степень концентрации финансовых ресурсов в федеральном  бюджете страны, что снижает значение региональных и местных бюджетов (по мнению Президента РФ - «Целесообразно закрепить за субъектами Российской Федерации право самостоятельно определять объемы расходов, осуществляемых за счет соответствующих субвенций, по каждому из установленных направлений их расходования» ).

Местные бюджеты не обладают достаточными финансовыми ресурсами (по мнению Президента РФ - «В последующем  целесообразно увеличить нормативы  долей налогов, направляемых на формирование местных бюджетов, а также повысить требования к порядку определения  объемов дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных  образований и пропорции соотношения  дотаций и субсидий, предоставляемых  местным бюджетам из региональных бюджетов »).

Принятие федеральными органами власти таких решений, которые адресуются нижестоящим управленческим структурам, но не сопровождаются достаточными финансовыми ресурсами.

Доминирующая роль регулирующих доходов в структуре поступлений  средств в региональные и местные бюджеты и низкая доля закрепленных за территориями налоговых платежей.

Несбалансированность Пенсионного  фонда РФ. Бюджет Пенсионного фонда  РФ в 2010 г. по доходам превысил 4,6 трлн р. (10,4% ВВП страны), а по расходам - 4,2 трлн р. Несбалансированность бюджета Пенсионного фонда РФ проявляется через следующие проблемы: превышение расходов на выплату страховой части трудовой пенсии над поступлениями страховых взносов и других закрепленных источников (объем поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 9 трлн р., расходы на выплату пенсий - 3,7 трлн р.); несвоевременное и неполное поступление средств федерального бюджета в виде межбюд- жетных трансфертов в бюджет Пенсионного фонда РФ для финансирования базовой части трудовой пенсии и обеспечения расходных обязательств Российской Федерации, несвязанных с выплатой страховой части трудовой пенсии ;

Значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы  страны и остаются в зарубежных банках.

Значительные расхождения  факта и прогноза основных показателей  финансовой политики.

Недопоступление налоговых платежей

Финансовая  политика России в современных условиях© http://arbir.ru/articles/a_3484.htm

В соответствии с этими  проблемами и стратегическим развитием  Российской Федерации можно определить следующие направления совершенствования финансовой политики :

  • снижение государственного долга;
  • стабилизация национальной валюты и снижение темпов инфляции (целевые параметры инфляции определены на 2012 г. на уровне 5-7%);
  • переход к среднесрочному планированию;
  • сбалансированность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;
  • совершенствование модели бюджетного федерализма;
  • повышение достоверности и надежности экономического прогнозирования;
  • увеличение объема субвенций регионам из федерального бюджета на осуществление переданных им федеральных полномочий (с 1 января 2012 г. планируется введение изменений, касающихся разграничения полномочий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в области охраны здоровья, которые предусматривают передачу вопросов оказания медицинской помощи населению в ведение органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Это требует соответствующего перераспределения источников доходов между региональными и местными бюджетами ;
  • необходимость пересмотрения фискальной политики.

Таким образом, посредством  этих целей и задач необходимо обеспечить сбалансированность и устойчивость бюджетной системы, усилить ее роль в стимулировании долгосрочного  роста экономики и повышении  уровня жизни населения, ускорения  инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.

Несомненно политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и много отрицательных моментов. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.

Однако, несмотря на некоторые  негативные тенденции в российской финансовой политике, проводящиеся реформы  открывают широкие перспективы  развития, как государственного, так  и частного сектора экономики.

Многие элементы государственной  политики, в том числе в бюджетной и налоговой сферах, пока не в полной мере ориентированы на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста. Для бюджетной системы страны сохраняются риски, обусловленные высокой зависимостью экономики и, соответственно, бюджетных доходов от внешнеэкономической конъюнктуры .

Подводя итог всему вышесказанному, можно отметить, что проведение рациональной и ответственной финансовой политики - необходимое условие правильного  функционирования экономики России и, следовательно, реализации стратегических приоритетов развития страны.

 

 

    1. Типы финансовой политики государства

Исторически выделяется три  основных типа финансовой политики государства[18, 23-25,]:

• классическая;

• регулирующая;

• планово-директивная.

Классическая финансовая политика. До конца 20-х годов XX века основным типом финансовой политики большинства стран был классический тип. Данный тип финансовой политики был основан на трудах классиков политэкономии А. Смита и Д. Рикардо и их последователей.

Основное ее направление  — это невмешательство государства  в экономику, сохранение свободной  конкуренции, использование рыночного  механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.

В результате ограничивались государственные расходы и налоги, что обеспечивало условия для  формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

Информация о работе Финансовая политика государства