Финансовая политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть финансовую политику государства.
Для достижения цели необходимо выполнение задач:
- раскрыть экономическое содержание и цели финансовой политики
- рассмотреть организацию финансовой политики
- выделить особенности типов финансовой политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. Экономическое содержание и цели финансовой политики государства 3
1.1. Особенности и состав финансовой политики государства 3
1.2. Фискальная и регулирующая функции финансовой политики 10
2. Оганизация финансовой политики государства 14
2.1. Финансовый механизм 14
2.2. Управление финансами 16
2.3. Проблемы развития и направления совершенствования финансовой политики в Российской Федерации 20
3. Типы финансовой политики государства 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30

Вложенные файлы: 1 файл

финансы.docx

— 63.13 Кб (Скачать файл)

Финансовый механизм строился исходя из этих целей финансовой политики. Государство стремилось к уменьшению расходов бюджета, сводившихся в  основном к расходам на военные цели, выплате процентов по государственному долгу и его погашению и  управлению. Система налогообложения  должна была создать необходимое  поступление средств для обеспечения сбалансированного бюджета государства. Причем система налогов строилась в основном на косвенных и имущественных налогах, которые были достаточно просты и эффективны с точки зрения механизма их взимания.

Система управления финансовой деятельностью была проста и сосредоточивалась, как правило, в одном органе управления — министерстве финансов (казначействе).

Регулирующая политика. Бурное развитие производительных сил поставило  перед государствами еще в  XIX в. вопрос об изменении подходов к финансовой политике. Особенно остро встал вопрос об этом в конце 20-х годов XX века, когда обострился весь комплекс экономических, политических и социальных проблем большинства государств. В этот период в западных странах осуществлялся переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса и его последователей.

Они исходили из необходимости  вмешательства и регулирования  государством циклического развития экономики. Целью финансовой политики становится использование финансового механизма  для регулирования экономики  и социальных отношений в целях  обеспечения полной занятости населения.

Основными инструментами  вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых  формируется дополнительный спрос. Государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличивают национальный доход  и способствуют ликвидации безработицы  путем финансирования создания новых  рабочих мест.

Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики также  изменяется. Главным механизмом регулирования  становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог  обеспечивает изъятие у экономических  субъектов доходов, используемых в  виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства  при высоком уровне расходов.

Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе  государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает  применение долгосрочных и среднесрочных  займов. Рынок ссудных капиталов  становится важным источником доходов  бюджета, а дефицит бюджета используется для регулирования экономики.

Изменяется система управления финансами. Вместо единого органа управления возникает несколько самостоятельных  специализированных органов. Выделяются отдельные службы, зажимающиеся планированием бюджета и бюджетных расходов, их финансированием, контролем за поступлением налогов, управлением государственным долгом.

В 70-х годах XX века в основу финансовой политики была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической теории. Эта разновидность финансовой политики ограничивает вмешательство государства в экономику и социальную сферу, но не связана с отказом от регулирования. Регулирование экономики становится многоцелевым. Кроме экономического роста и занятости, государство регулирует денежное обращение, валютный курс, социальные факторы экономики, структурную перестройку хозяйства.

Финансовый механизм в  этих условиях исходит из необходимости  сокращения объема перераспределения  национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как  источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения.

Планово-директивная финансовая политика. Применяется в странах, использующих административно-командную  систему управления экономикой (например в СССР). Она основана на государственной собственности на средства производства, плановая система управления позволяет осуществлять прямое директивное руководство всеми сферами экономики и социальной жизни, в том числе и финансами.

Цель финансовой политики в этих условиях - обеспечение максимальной концентрации финансовых ресурсов у  государства (в первую очередь у  центральных органов власти и  управления) для их последующего перераспределения  в соответствии с основными направлениями  государственного плана.

Основной задачей финансового  механизма было создание инструментов, при помощи которых производится изъятие всех неиспользуемых в соответствии с государственным планом финансовых ресурсов. Изъятие средств производилось у государственных предприятий, населения и органов местной власти. Управление финансами осуществлялось из единого центра — Министерства финансов, которое занималось всеми вопросами использования финансового механизма в народном хозяйстве. Других управленческих органов в области финансов не существовало.

Исходя из задач финансовой политики, ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста, политика стабилизации и политика ограничения деловой активности.

Под политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает: рост государственных расходов; снижение налогового бремени.

Внешними проявлениями данной политики выступают сбалансированный государственный бюджет, стабильный экономический рост в стране, большое количество государственных заказов и т.д.

При проведении политики стабилизации правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь  удержать объем выпуска продукции  на его типичном для рассматриваемой  страны уровне и поддержать стабильность цен. Рассматривая данные виды политики, неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между  данными понятиями существуют серьезные  различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его  потенциальному уровню, в то время  как стабилизационная политика таких  целей преследовать не должна.

Политика ограничения  деловой активности, напротив, направлена на уменьшение реального объема ВНП  и ВВП по сравнению с его  потенциальным уровнем. Данная политика необходима в период подъема или  бума с целью избежания кризиса перепроизводства и инфляции, возникающей с избыточным спросом.

Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов, увеличение налогов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ Одобрено Советом директоров Банка России 01.11.2012

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2014 ГОД И  ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ  НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  НА 2014 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2015 И 2016 ГОДОВ (Одобрено Правительством Российской Федерации 30 мая 2013 года)

Купцов М.М.Финансы: Учеб. пособие. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2010. — 188 с.

Денежно-кредитная и финансовая политика государства: Тесля П. Н. 2013

 


Информация о работе Финансовая политика государства