Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5

1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5

1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8

1.3 Типы финансовой политики.................................................................15

Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18

2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18

2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30

3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30

3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

                                        Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5

          1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5

          1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8

          1.3 Типы финансовой политики.................................................................15

Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18

          2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18

         2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30

         3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30

        3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных  сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика  в целом, а также отдельные  составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения  и т.п.

Совокупность  государственных мероприятий по использованию финансовых отношений  для выполнения государством своих  функций представляет собой финансовую политику.

Основу  финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу  использования финансов и предусматривают  решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики  и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих  тактических целей и задач  использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области  мобилизации и эффективного использования  финансовых ресурсов, регулирования  экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

В то же время финансовая политика – относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой  области общественной деятельности.

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического  развития общества. Она должна учитывать  специфику внутренней и международной  обстановки, реальные экономические  и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться  изучением опыта использования  экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Актуальность  темы моей курсовой работы состоит  в том, что оценка результатов  финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

Исходя  из представленного мною материала  можно определить основную цель курсовой работы: исследование финансовой политики как совокупности государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, в частности – Российской Федерации, поскольку именно финансовая политика на федеральном уровне является определяющей по отношению к политике, проводимой на других уровнях управления.

Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как захватывает широкий  комплекс мероприятий, которые предполагают перед всеми участниками экономического процесса достаточных знаний и высокой компетенции в области финансов. Поэтому курсовая работа ставит перед собой основные задачи в исследовании данной темы:

1) Раскрыть  сущность финансовой политики, ее  составных частей и их функционирование  между собой;

2) Обозначить пути решения проблем, встающих при функционировании финансовой политики в частности в РФ.

 

 

Глава I. Содержание финансовой политики

 

1.1 Сущность финансовой политики

        Финансовая политика государства – это часть (подсистема) экономической политики государства, которая представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики.

Содержание  финансовой политики и подходы к  ее оценке в значительной степени  определяет проблема границ самостоятельности. Превосходство государственной  внутренней и внешней политики над  их составляющими – объективная  закономерность, определяющая систему  и постоянство взаимоотношений  всех политик в государстве.

Самостоятельность государственной финансовой политики часто проявляется в предложении  и выборе конкретных путей и средств  достижения поставленных целей и  задач. Финансовая политика зависит  от государственного устройства, стадии развития, устойчивости политической системы. С ростом внешнего и внутреннего  государственного долга самостоятельность  государственной финансовой политики снижается в связи с необходимостью выполнения ряда условий. Реальная самостоятельность  государственной финансовой политики вне внешних обстоятельств –  это степень свободы для перераспределения  в рамках принятых политических решений  и в соответствии со сложившейся  финансово-экономической ситуацией.

Финансовая  политика всегда связана с распределением и перераспределением финансовых, бюджетных, кредитных ресурсов. Она также  связана с перераспределением денежной формы стоимости, что предполагает ее направленность на создание условий для увеличения базы распределения.

Практически финансовая политика реализуется на основе принятия системы государственных  мероприятий, разработанных на определенный период времени, по мобилизации части  финансовых ресурсов общества в бюджет и их эффективному использованию  для выполнения государством своих  функций. Ее реализация осуществляется совокупностью бюджетно-налоговых  и других финансовых инструментов и  институтов, наделенных соответствующими законодательными полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов и регулированию денежных потоков. Как составная часть экономической  политики, финансовая политика должна быть направлена на обеспечение экономического роста, социального мира и значимости государства в международном  сообществе.

В условиях глобализации финансов в современном  мире, относительно свободного движения капитала и других ограниченных ресурсов, финансовая политика любого государства  не может строиться изолированно и учитывать только внутреннее состояние  экономики, но должна ориентироваться  и на соответствующие требования и стандарты международного финансового права и международных финансовых институтов.

Содержание  финансовой политики определяется:

  • соответствующей теоретической базой и разработанной на ее основе концепцией, регулирующей роли государства в области финансов;
  • разработкой основных направлений и целей в достижении макроэкономических показателей, обеспечивающих сбалансированность доходов и расходов государства на текущий период и перспективу;
  • осуществлением практических мер по реализации этих целей всей совокупностью финансовых инструментов и государственных институтов.

Реализацию  финансовой политики можно разбить  на 3 этапа:

1) определение  и постановка главных целей  политики, конкретизация перспективных  и ближайших задач, которые  необходимо решить за определенный  период жизни общества;

2) определение  основных направлений использования  финансовых ресурсов, а также  разработка методов, средств и  конкретных форм организации  отношений, с помощью которых  данные цели достигаются в  кратчайшие сроки, а ближайшие  и перспективные задачи решаются  оптимальным образом; 

3) подбор  и расстановка кадров, способных  решить поставленные задачи, организовать  их выполнение, и, собственно, осуществление  практических действий, направленных  на достижение намеченных целей. 

Прямое  влияние финансовой политики на экономику начинается лишь на третьем этапе, но определяется оно содержанием двух предыдущих ступеней.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Элементы финансовой политики

 

Финансовая  политика складывается из двух взаимосвязанных  направлений деятельности государства: в области регулирования бюджета (бюджетная политика) и в области  налогообложения и регулирования  структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика). Также к элементам  финансовой политики относится: налоговую  политику, бюджетную политику, денежно-кредитную  политику, ценовую политику, таможенную политику, социальную политику, инвестиционную политику, международную финансовую политику.

Под бюджетной  политикой государства понимаются мероприятия по управлению доходами и расходами бюджета, а также  бюджетным дефицитом.

Разрешение  бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальными задачами здесь являются:

  • введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
  • принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
  • реализация программ экономии государственных расходов;
  • концентрация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Финансового казначейства;
  • проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
  • обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
  • проведение связанных расчетов с использованием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетными организациями и другим получателям средств федерального бюджета;
  • реструктуризация государственного долга;
  • инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

Бюджетная политика государства не должна допускать  чрезмерного дефицита госбюджета, иначе  будет получен отрицательный  эффект воздействия на экономику  в виде инфляции и замедления инвестиционного  процесса. Расходы государственного бюджета, предназначенные для экономической  сферы, должны быть избирательными, т.е. поддерживать наиболее перспективные  и эффективные направления. При  разработке бюджетной политики также  учитывается, что расходы госбюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликационный эффект, т.е. привести к тому, что общий  объем инвестиций в экономику, с  учетом частного сектора, будет гораздо  больше первоначального. Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности, решения различных социальных задач. Высокие налоги воспринимаются как запретительные в какой-либо области деятельности, а низкие – как разрешительные. Фискальная политика государства должна быть направлена на создание условий налогообложения, обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

  • комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
  • пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
  • введение единого реестра налогоплательщиков;
  • ужесточение налогового администрирования;
  • реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Основными рычагами фискальной политики государства  являются изменение налоговых ставок, базы налогообложения, видов налогов, их количества и размеров государственных  расходов или их направлений в  соответствии с конкретными целями общества. Разработка фискальной политики – прерогатива законодательных  органов страны, т.к. именно они контролируют налогообложение и расходование средств государственного бюджета.

Дискреционная фискальная политика

Влияние государственных расходов на национальную экономику осуществляется через  совокупный спрос. Увеличение государственных  расходов на закупку товаров и  услуг означает возрастание величины совокупных расходов на рынке, что стимулирует  совокупный спрос и рост объема национального  производства, валового национального  продукта. Сокращение государственных  расходов влечет за собой сокращение валового национального продукта.

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений