Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5

1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5

1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8

1.3 Типы финансовой политики.................................................................15

Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18

2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18

2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30

3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30

3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Первый  тип - высокий уровень налогообложения, т.е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При  выборе этого пути неизбежно возникновение  ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты  различных уровней.

Второй  тип налоговой политики – низкое налоговое бремя, когда государство  максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая  политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий  тип – налоговая политика с  достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

Для налоговой  политики стран, которые имеют долгосрочную концепцию построения национальной экономики, характерны следующие черты:

  • четкое определение проблем, стоящих перед экономикой страны;
  • ранжирование целей по степени их важности и концентрация усилий на достижении наиболее важных из них
  • проведение аналитической работы и изучение зарубежного опыта налоговых реформ, четкое представление об экономических результатах, выгодах и потерях при осуществлении каждой из программ реформирования;
  • оценка эффективности реализации подобных программ в прошлом;
  • анализ имеющихся в распоряжении инструментов;
  • анализ исходных условий;
  • корректировка политики с учетом национальной специфики и специфики момента времени.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который  представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами с учетом специфики конкретной страны. К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого подхода лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности).

Второй  подход основан на том, что более  высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от представляемых обществом услуг, что рассматривается  как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории  населения и должны оплатить услуги, представляемые обществом за счет бюджетных  средств. Основной недостаток обеих  концепций заключается в том, что, во-первых, определить сумму тех  благ, которые отдельные налогоплательщики  получают от существования армии  и органов охраны правопорядка, не представляется возможным, а во-вторых, методики по измерению возможности  уплаты налогов для каждого налогоплательщика отсутствуют.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой  политикой, устранения возникающих  диспропорций функционирования налогового механизма государство использует различные инструменты и, в частности, такие как конкретные виды налогов  и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и странами их применения. Мировая практика выработала оптимальный  комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

  • применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
  • инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
  • применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
  • порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.

Другим  важным инструментом государственного налогового регулирования экономики  являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они  обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а  во-вторых, они ориентируют хозяйствующие  субъекты на использование в своей  деятельности более эффективных  форм хозяйствования. Вместе с тем  нельзя не отметить, что действенность  санкций зависит от эффективной  работы контролирующих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты  налогового регулирования можно  сказать, что по своему характеру  налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. С одной стороны, это стремление субъектов экономики к минимизации налогов, а с другой – интересы государства, которое исходит из необходимости полной реализации своих функций. Для продуманной налоговой политики одним из самых важных моментов является правильное определение оптимального размера налогового бремени. Для этого необходимо провести серьезную аналитическую работу по достижению компромисса между государством и налогоплательщиками.

2.2 Бюджетная политика

 

Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет – смета  доходов и расходов государства  за определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием  источников поступления государственных  доходов и направлений каналов  расходования средств. Государственный  бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими  законодательными органами.

Ныне  экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что фискальная политика оказывает сильнейшее воздействие  на любую экономическую систему.

Бюджетно-фискальная политика – политика государства  в области налогообложения и  государственных расходов, направленная по замыслу на поддержание высокого уровня занятости, стабильной экономики, роста ВНП.

Фискальная  политика как способ финансового  регулирования экономики осуществляется с помощью мощных рычагов - налогообложения  и государственных расходов. В  связи с этим проводятся два вида фискальной политики: дискреционная и недискреционная.

Дискреционная фискальная политика – сознательное манипулирование правительственными закупками, ставками налогов и размерами  трансфертных платежей.

Основными инструментами дискреционной политики являются:

1) изменение  объема налоговых изъятий или  отмены налогов или изменение  налоговой ставки. Меняя налоговую  ставку, правительство может удержать  доходы от сокращения в период  спада или, наоборот, снизить располагаемый  доход в период бума;

2) осуществление  за счет средств государственного  бюджета программ занятости, ставящих  своей целью обеспечение безработных  работой;

3) реализация  социальных программ, которые включают  в себя выплату пособий по старости, инвалидности, пособий малоимущим семьям, расходы на образование.

В зависимости  от состояния экономики правительство  проводит либо сдерживающую, либо стимулирующую  фискальную политику. В период инфляции проводится сдерживающая политика, которая  предполагает увеличение налогов и  сокращение правительственных расходов. В период спада осуществляется стимулирующая  политика, предполагающая снижение налогов  и увеличение государственных расходов.

Недискреционная фискальная политика – автоматическое изменение налогов и государственных расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программ.

Основным  инструментом недискреционной фискальной политики служат встроенные стабилизаторы: пособия по безработице, пособия по бедности, прогрессивный подоходный налог, субсидии фермерам, которые воздействуют на увеличение или сокращение дефицита государственного бюджета в зависимости от состояния экономики. Например, в условиях кризиса доходы населения и предприятий падают, а значит, прогрессивные налоги (в том числе подоходный налог с физических лиц) взимаются по более низким ставкам и поступления в государственный бюджет автоматически сокращаются. И, наоборот, в условиях экономического подъема доходы граждан и предприятий растут, прогрессивные налоги взимаются по более высоким ставкам. Следовательно, автоматически увеличивается сумма налоговых поступлений в бюджет.

Встроенные  стабилизаторы направлены на преодоление  возможного спада производства и  отрицательных последствий инфляции, но без необходимости принятия каких-либо конкретных мер со стороны политиков. Встроенная стабильность налоговой  системы и пособий, устанавливаемых  в процентах от прежнего заработка, смягчает тяжесть экономических  колебаний, хотя и не способна полностью скорректировать нежелательные последствия циклического развития экономики.

Фискальная  функция бюджета – предполагает, с одной стороны, обеспечение  финансовыми ресурсами выполнения государством своих прямых управленческих, оборонных, внешнеполитических и социальных задач, т.е. тех государственных услуг, которые на него возложены обществом. С другой стороны, фискальная функция  бюджета не ограничивается только предоставлением  государственных услуг.

Она непосредственно  связана с его распределительной  функцией, однако не имеет своих  специфических форм реализации, ибо  фискальная политика государства –  это политика поддержания бюджетного дефицита на уровне, соответствующем  таким макроэкономическим целям, как  контроль за инфляцией, повышение инвестиционной активности всех финансовых ресурсов, рост общего экономического потенциала общества, что в свою очередь обеспечивает прирост доходной базы бюджета и, соответственно, увеличение объема предоставляемых  государственных услуг.

Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с проведением  соответствующей денежно-кредитной  политики.

Фундаментальная цель фискальной политики состоит том, чтобы ликвидировать безработицу  или инфляцию. В период спада на повестке дня возникает вопрос о  ликвидации безработицы, следовательно, о стимулирующей фискальной политике.

Стимулирующая фискальная политика включает:

1) увеличение  государственных расходов, или

2) снижение  налогов, или

3) сочетание  первого и второго.

Если  имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться  в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада  или депрессии. И наоборот, если в  экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, этому случаю соответствует сдерживающая фискальная политика.

Сдерживающая  фискальная политика включает:

1) уменьшение  правительственных расходов, или

2) увеличение  налогов, или

3) сочетание  первого и второго.

Фискальная  политика должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  проблема контроля за инфляцией.

Чтобы выяснить, правильна ли проводимая правительством фискальная политика, необходимо оценить  ее результаты. Наиболее часто в  этих целях используют состояние  государственного бюджета, так как  осуществление фискальной политики сопровождается ростом или сокращением  бюджетных дефицитов или излишков. Однако судить по этим показателям  о действенности проводимой дискреционной  политики достаточно сложно. Это объясняется  тем, что, с одной стороны, фактические  бюджетные дефициты и излишки  могут изменяться вследствие целенаправленного  изменения государственных расходов и налогов, а, с другой стороны, на их размеры могут повлиять изменения  объема национального продукта, доходов, что обусловлено существованием встроенной стабильности. Чтобы разделить  эти причины и иметь возможность  оценить правильность принимаемых  мер, используют бюджет полной занятости. Он показывает, какими были бы дефицит  или излишек государственного бюджета, если бы экономика функционировала  в условиях полной занятости.

Изменение бюджета полной занятости показывает, как влияет проводимая фискальная политика на изменение совокупного спроса. Рост дефицита или сокращение излишка бюджета полной занятости свидетельствуют о проведении стимулирующей фискальной политики, направленной на расширение совокупного спроса. Наоборот, сокращение дефицита или увеличение излишка бюджета полной занятости являются результатом реализации сдерживающей фискальной политики, цель которой - сокращение совокупного спроса.

Фискальная  функция проявляется в обеспечении  государства финансовыми ресурсами, необходимыми для удовлетворения общественных потребностей. С ее помощью образуется централизованный фонд государства, за счет которого создается значительная часть доходов бюджета.

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений