Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5

1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5

1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8

1.3 Типы финансовой политики.................................................................15

Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18

2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18

2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30

3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30

3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

С 2008 года средства финансовой помощи и бюджетных компенсаций  из федерального бюджета будут предоставляться  в рамках расходов «Межбюджетные  трансферты», который состоит из подразделов «Финансовая помощь бюджетам других уровней», «Фонды компенсаций», «Фонд регионального развития»  и «Трансферты внебюджетным фондам».

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР) сформирован  в объеме 189 875 735 тыс. рублей исходя из объема ФФПР, утвержденного Федеральным законом «О финансовом бюджете на 2008 год», увеличенного на уровень роста потребительских цен в 2008 г. в размере 8%.

В 2008 г. предусматривалось  повысить эффективность выравнивания бюджетной обеспеченности при сохранении стимулирования органов государственной  власти субъектов РФ к развитию собственной  налоговой базы.

В бюджете сохраняется  финансовая поддержка закрытых административно-территориальных  образований. В последующие годы предусматривается индексация расходов на предоставление средств федерального бюджета бюджетам закрытых административно-территориальных образований.

Минфину России поручено предусматривать в федеральном  бюджете на 2006-2008 гг. выделение бюджетам субъектов РФ дотаций на возмещение убытков, связанных с содержанием  объектов жилищно-коммунального хозяйства  и социально-культурной сферы, переданных в муниципальную собственность.

Фонд регионального  развития сохранит основные принципы формирования и распределения, используемые в предыдущие годы. Вместе с тем, в целях обеспечения основной задачи Фонда – сокращения различий в уровне социально-экономического развития регионов – будет усовершенствована  методика распределения средств в рамках Федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ (2002-2010 гг. и до 2015 г.)», предусматривающая выделение средств на условия софинансирования.

С учетом требований нового бюджетного законодательства в  состав Фонда регионального развития войдут субсидии на поддержку дорожного  хозяйства, поскольку указанные  средства направляются на мероприятия  по созданию и поддержке региональной и муниципальной собственности. Распределение этих средств будет  осуществляться в рамках общей методологии  распределения финансовой помощи с  учетом уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и потребности в  получении соответствующих капитальных  трансфертов.

Кроме того, в соответствии с реализуемым направлением по повышению  эффективности федеральных целевых  программ, методология распределения  Фонда регионального развития будет  дополнена механизмами оценки результативности производимых программно-целевых расходов.

Минфином России на заседание правительства  представлен проект основных направлений  долговой политики Российской Федерации  на 2006 - 2008 годы. В представленных материалах Минфин России исходит из того, что  экономическая и финансовая политика государства в 2006-2008 годы будут ориентированы  на ускорение темпов экономического роста при сохранении бездефицитного федерального бюджета.

Основными целями долговой стратегии на этот период должны стать:

- сохранение  объемов и структуры государственного  долга, позволяющих гарантированно  выполнять обязательства по его  погашению и обслуживанию, а также  рефинансировать долг независимо  от состояния федерального бюджета; 

- осуществление  государственных внутренних заимствований  в объеме, позволяющем активно  развивать рынок корпоративных  и муниципальных заимствований,  обеспечивающих финансирование  инвестиций в отраслях и регионах;

        - изменение структуры государственного долга Российской Федерации в части дальнейшего увеличения удельного веса внутреннего долга в структуре совокупного государственного долга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Перспективы  финансовой политики Российской  Федерации: основные сценарии

Несмотря  на достижение относительной макроэкономической стабильности,

продолжает  существовать целый ряд сценариев  развития событий соответственно

возможной материализации самых различных  рисков:

- поворота  в положительной динамике мировых  товарных цен;

- невозможности  получения финансовой поддержки  со стороны международных   финансовых организаций (МФО);

- откладывания  реструктуризации банковской системы;

- отрицательного  воздействия политической неопределенности;

- возможного  роста социальной напряженности.

В базовом (официальном) сценарии, определяемом как относительно благоприятный – стабильные мировые товарные цены, получение (возможно, с задержкой) финансовой поддержки от МФО, политическая стабильность  и отсутствие роста социальной напряженности, Правительство и Банк России смогут поддерживать финансовую устойчивость в краткосрочном плане: Закон о бюджете будет выполнен, реальный обменный курс практически не изменится, инфляция стабилизируется на уровне не более 2% в месяц, падение реальных доходов прекратится, а производство стабилизируется на достигнутом уровне. В пользу этих выводов говорят как некоторый рост доходов бюджета в последнее время, так и потенциальная устойчивость платежного баланса. Базовый сценарий предполагает, что ни политическая неопределенность, ни социальная напряженность ни приведут к падению налоговой дисциплины или росту бюджетных доходов соответственно, а также к откладыванию реструктуризации банковской системы и реализации запланированных мер структурной политики. Относительно неблагоприятный, бесперспективный сценарий предполагает новое падение цен на мировых товарных рынках, отсутствие не только финансовой, но и политической поддержки со стороны МФО, серьезную политическую нестабильность в преддверие выборов, а также рост социальной напряженности.

 В таком сценарии после относительной стабильности в летние месяцы, поддерживаемой напряженным использованием всех ресурсов Правительства и Банка России, осенью начнется повышение инфляции, которая может достигнуть 7-10% в месяц к концу года, дальнейшая девальвация рубля и падение импорта, стагнация (несмотря на это) отечественного производства, дестабилизация бюджетной ситуации как следствие падения налоговой дисциплины и дополнительной (по сравнению с бюджетной программой) индексации расходов, а также новые долговые проблемы, вызванные невозможностью завершить переговоры с кредиторами. В этом сценарии, по всей видимости, будет отложена реализация наиболее существенных структурных реформ, направленных, прежде всего, на развитие конкуренции на товарных рынках за счет повышения финансовой открытости и дисциплины. Этот сценарий базируется не на политических предположениях о последствиях материализации рисков, а на основательных расчетах динамики бюджетного дефицита, платежного баланса и результирующей денежно-кредитной и валютной политики.

Перспективы финансовой политики будут зависеть не только от воли Правительства и  Банка России, но и от ряда внешних  и внутренних экономических и  политических факторов. В любом случае, контролируя текущую финансовую ситуацию, необходимо сознавать, что  для обеспечения основных целей  экономической политики – устойчивого  роста экономики и соответственно благосостояния – необходимо проведение глубоких экономических преобразований, ни коим образом не связанных с восстановлением социалистических методов перераспределения финансовых ресурсов.

Заключение

Вся система  управления финансами базируется на финансовой политике государства. В  разработке финансовой политики участвуют  законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенностей ее конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе. При этом Правительство РФ, как часть исполнительной вести власти, разрабатывает проекты законов, необходимых для реализации финансовой политики и вносит их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. Опыт взаимодействия Правительства РФ и Госдумы современной России свидетельствует о постоянном противостоянии, в силу чего до сих пор нет определенности ни в экономической, ни в финансовой политике.

Важная  составная часть финансовой политики – установление финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление  всей деятельности государства в  области финансов.

Создание  рыночных отношений немыслимо без  проведения принципиально новой  финансовой политики. Проведение такой  политики потребовало в первую очередь  основополагающих теоретических разработок, анализа и учета действующей  практики при проведении реформ для  оперативного внесения соответствующих  коррективов. Однако к началу проведения реформ такие разработки по финансово-бюджетным  вопросам были сформулированы на декларативном  уровне и фактически реформы начали проводиться методом проб и ошибок.

Финансовая  политика, как часть системы управления финансами, является прерогативой федеральных органов управления. На уровне субъектов Федерации возможности принятия решений ограничены, и функции органов власти субъектов Федерации в финансовой политике незначительны. Эти функции ограничиваются бюджетом и местными налогами. Руководители субъектов Федерации участвуют в выработке финансовой политики государства как члены Совета Федерации, но это не расширяет их функции в принятии решений в данной области.

При выработке  финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического  развития общества. Она должна учитывать  специфику внутренней и международной  обстановки, реальные экономические  и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться  изучением опыта использования  экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта.

В процессе проведения финансовой политики особенно важное требование обеспечения ее взаимосвязи  с другими составными частями  экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.

Оценка  результатов финансовой политики государства  основывается на ее соответствии интересам  общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых  результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.

          В своей курсовой работе мною было рассмотрено много аспектов финансовой политики, многие проблемы были затронуты, поэтому для решения всех проблем, обозначенных в курсовой работе необходимо усовершенствовать законодательную базу Российской Федерации в области функционирования финансовой политики.

 

 

 

Список  используемой литературы

  1. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы. М.: ИД ФБК-Пресс, - 2005.
  2. Белоусов Р. Экономическая теория России. XX век. Кн. 1. М.: ИЗДАТ, -2000 - с.35-47.
  3. Булатова А. С. Экономика: учебник.- М.: Бек. 1999, с.44-49.
  4. Бюджет-2007 гарантирует развитие экономики/: В.В. Путин, А. Кудрин. // Региональная экономика: теория и практика. – 2006. - №10. – С. 2-4
  5. Бюджет – 2006/ В.В. Путин, А. Кудрин. // Региональная экономика: теория и практика. – 2005. - №10. – С. 2-4
  6. Жуков А.Д. Об основных принципах финансово-экономической политики правительства РФ на 2005. // Финансы. – 2004. - №11. – С. 3-7
  7. Лушин С.Н. Об эффективности государственного бюджета.-// Финансы.- 2004. -  №10. – С. 12-16
  8. Любимцев Ю. Необходимость  изменения ориентиров финансовой политики. - // Экономист. – 2007. - № 01. – С. 61-72
  9. Конституция Российской Федерации от 12.12.93.
  10. Коровкин Е.Б. О доходах и расходах Федерального бюджета. // Финансы. – 2008. - №8. – С.27-29
  11. Королев Ю. А. Инфляционные процессы  и макроэкономические показатели       // Финансы. -  2006 -. № 11.
  12. Финансово-бюджетная политика в 1998 г. // Финансы. – 1997 - . № 12.
  13. О федеральном бюджете на 2006 г.: законы и подзаконные акты. - // Собрание законодательства РФ. – 2005. - №52. – ч. 2. – ст. 56

 


Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений