Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа

Краткое описание

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….…3

Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5

1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5

1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8

1.3 Типы финансовой политики.................................................................15

Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18

2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18

2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30

3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30

3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38

Заключение……………………………………………………………………...40

Список используемой литературы…………………………………………….42

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая финансы.docx

— 73.45 Кб (Скачать файл)

Через фискальную функцию государство обеспечивает:

- достижение  баланса между доходами и расходами  бюджетов;

- равномерное  распределение налоговых поступлений  по звеньям бюджетной системы;

- повышение  уровня социальной инфраструктуры  в стране и в каждом отдельном  регионе;

- выполнение  функций и задач государства;

- сохранение  социальной стабильности.

Инструментарий  фискальной политики включает: манипуляцию  различными видами налогов и налоговых  ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные  закупки увеличивают уровень  совокупных расходов. Помимо государственных  закупок имеется еще один вид  госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Рассмотрев  основные цели и задачи финансовой политики Российской Федерации на современном  этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит  от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать  на изменение условий экономического развития с целью корректировки  тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах  финансового механизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы

3.1 Тенденции российской  финансовой политики

В России директивно проводится политика сокращения финансового  потенциала государства (табл. 1.1.), и вся перспектива экономического роста отдается частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией.

 

 Таблица 1.1.

Тенденции сокращения государственных доходов и расходов в РФ

(в % ВВП)

 

Консоли-

дированный

бюджет

1997

1998

2000

2001

2002

2003

(оценка)

2004

2005

2008

доходы

28,7

25,1

28,7

29,7

32,4

27,8

26,8

-

-

расходы

33,9

30,7

26,8

26,8

31,3

26,5

24,8

23,2

22,5


 

Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые  не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы  в пользу монопольного сектора и  душат конкурентный сектор национальной экономики.

Жесткая ограничительная  бюджетная политика проводится в  отношении, как федерального бюджета, так и региональных и местных  бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению  полномочий, сужается, в том числе  и посредством установления и  требований исполнения федеральных  стандартов.

В России проводится специфический тип финансовой политики, характеризующийся жестким принудительным воздействием государства на сферу  денежного обращения, государственные  расходы и доходы бюджетных отраслей и учреждений. В отношении частного сектора реализуется политика либерализации, что не должно было бы противопоставляться  государством, особенно в условиях глобализации мировой экономики и финансовых процессов. Эффективность финансовой политики характеризуется критериями, которые выражают степень реализации главной функции этой политики с учетом ее типологии и фактора времени.

Критерием эффективности  финансовой политики должна стать степень  реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ:

-как минимум  удвоение ВВП до 2010 г.;

-создание современной  сильной российской экономики  и эффективного государства; 

-преодоление бедности.

Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте  потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в  решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности  финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы  производства товаров и услуг  к бюджетной системе (налоги) и  от бюджетной системы к отраслям национальной экономики.

За тенденцией сокращения государственных доходов и расходов следует свертывание программ поддержки  новых отраслей, выравнивания социально-экономического развития регионов, наступление на реальные доходы  населения. Из источников их формирования изымаются социальные трансферты, а расходы населения  включаются новые затраты, связанные  с так называемой политикой модернизации бюджетной сферы и структурными реформами в российской экономике.

В России бюджетная  стратегия до 2008 г. продолжает наступление  на потенциал государства и его  экономические функции (табл. 1.2.).

В федеральном бюджете  на 2008 г. и программных документах на среднесрочную перспективу продолжат  устойчиво возрастать финансовые возможности  государства по возложенным на него задачам  (таблица 1.2).

 

 

Таблица 1.2.

Основные параметры  федерального бюджета РФ

 

 

2006

(отчет)

2007

(отчет)

2008

(проект)

2009

(проект)

2010

(проект)

Доходы

федерального

бюджета

6276,3

6614,2

6644,4

7465,4

8089,9

% к ВВП

23,4

21,6

19

18,8

18,1

Расходы

федерального

бюджета

4281,3

5615,5

6570,3

7451,2

8089,9

% к ВВП

16

18,3

18,8

18,8

18,1

Профицит

1995

998,7

74,1

14,2

0,0


 

Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную  социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной  рыночной экономики.

Оценка характера  типологии и стратегической направленности проектируемой на 2008 г. и среднесрочную  перспективу бюджетно-налоговой  политики и взаимодействующей с  ней денежно-кредитной политики основывается на материалах проекта  федерального бюджета на 2008 г., прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу, утвержденной Правительством РФ.

Оценка документов не позволяет сделать вывод, что  они в необходимой мере и с  системой последовательностью реализуют  новые направления и идеи экономической  стратегии, обозначенные в послании Президента РФ Федеральному Собранию. Не обеспечиваются условия,  требуемые  для удвоения объема ВВП к 2010 г. В  правительственных документах темпы  роста ВВП до 2008 г. планируются  на 30-35% ниже, чем это необходимо для  выхода на обозначенные рубежи. Неспособность  обеспечить реально возможные темпы  роста, гарантирующие удвоение ВВП  России, объясняется в правительственной  программе на среднесрочную перспективу  «недопустимо высоким и обременительным  вмешательством государства в экономическую  деятельность», что не соответствует  действительности. Правительство сосредоточилось  на монетарных вопросах макрополитики и утратило рычаги и инструменты влияния на основные реальные процессы.

Сокращается на основе аргументов, отрицающих современный  опыт и практику развития западных стран (США, Западной Европы), общий  финансовый потенциал доходов федерального центра: доходы федерального бюджета (без  ЕСН) снижаются с 15,7% ВВП (что и  так в 2 раза ниже, чем в большинстве  развитых европейских стран, в том  числе Франции, Германии, Италии, Великобритании) до 15,1 % в 2006 г. В 2008 г. Проектируется  снижение доходов федерального бюджета по сравнению с 2007 г. даже в реальном выражении на 4,9% [15]. Сокращение государственных расходов вследствие директивного сдерживания финансово-бюджетного потенциала, централизуемого в руках государства, сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамики уровня жизни населения. Вопреки приоритетной задаче снижения уровня бедности прогноз и программа правительства предусматривают последовательное снижение темпов роста реальных (располагаемых) доходов населения: 2000 г. – 11,9%, 2001 г. – 8,5%, 2002 г. – 9,9%, 2003 г. – 9,2%,  2004 г. – 6,7(8,1%), 2005 г. – 6,7(8,1%), 2008 г. – 6,5(8,0%).

Отличительной чертой следующего бюджетного года является вступление в силу Федерального закона от 4 июля  2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений  и дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации  законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и, частично, Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об  общих принципах организации  местного самоуправления в РФ», в  соответствии с которыми подготовлены соответствующие поправки в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ [2, c. 44].

На 2008 год планировалось  изменение налогового законодательства, предусматривающее централизацию  в федеральном бюджете 1,5 процентных пункта ставки налога на прибыль организаций, зачисление в полном объеме в федеральный  бюджет водного налога и 95% поступлений  по налогу на добычу полезных ископаемых по нефти. Все это создает условия  для внедрения средне и долгосрочного  бюджетного планирования, повысит стабильность и предсказуемость доходов территориальных  бюджетов.

После одобрения  Государственной Думой РФ Федерального Собрания РФ законодательных инициатив  Правительства РФ в отношении  снижения ставки единого социального  налога (с 35,6% до 26%) и перевода основной массы натуральных льгот отдельным  категориям граждан в денежную форму, регионы не только получат существенную прибавку в объемах поступлений  доходов, но и выиграют от улучшения  финансового положения предприятий  жилищно-коммунальной сферы и транспортных организаций, повышения объективности и прозрачности финансового обеспечения государственных обязательств по предоставлению льгот. В результате произойдет увеличение ресурсного потенциала регионов, интенсификация экономического роста и поступлений доходов в целом в бюджетную систему РФ.

Распределение единого  социального налога будет осуществляться в следующем порядке: в федеральный  бюджет – 6,0% поступлений, в бюджет Пенсионного  фонда РФ – 14,0%, Фонда социального  страхования РФ – 3,2%, Федерального фонда обязательного медицинского страхования – 0,8%, территориальные  фонды обязательного медицинского страхования – 2,0% поступлений.

Начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2008 год, бюджетному процессу на всех стадиях  будет сопутствовать системная  оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти.

Предлагается при  определении рекомендуемых федеральных  стандартов оплаты жилья и коммунальных услуг установить уровень оплаты населением жилья и коммунальных услуг в размере 100%, а максимально  допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг – в размере 22%.

Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений