Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 14:12, курсовая работа
В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также отдельные составные элементы: цена, денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.
Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.
Введение……………………………………………………………………….…3
Глава I. Содержание финансовой политики......................................................5
1.1 Сущность финансовой политики.....................................................5
1.2 Элементы финансовой политики.......................................................8
1.3 Типы финансовой политики.................................................................15
Глава II. Политика государства в условиях рыночных отношений…...….....18
2.1 Налоговая политика государства……………………….…………...18
2.2 Бюджетная политика……………………………….…….……..……24
Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы………………………………………………………30
3.1 Тенденции российской финансовой политики……………………30
3.2 Перспективы финансовой политики Российской Федерации: основные сценарии……………………………………………………………..38
Заключение……………………………………………………………………...40
Список используемой литературы…………………………………………….42
Через фискальную
функцию государство
- достижение
баланса между доходами и
- равномерное
распределение налоговых
- повышение
уровня социальной
- выполнение функций и задач государства;
- сохранение социальной стабильности.
Инструментарий
фискальной политики включает: манипуляцию
различными видами налогов и налоговых
ставок, кроме того, трансфертные платежи
и другие виды государственных расходов.
Важнейшим комплексным
Различные
инструменты по-разному
Рассмотрев
основные цели и задачи финансовой
политики Российской Федерации на современном
этапе, следует отметить, что ее успешная
реализация непосредственно зависит
от последовательного проведения намеченных
реформ, способности быстро реагировать
на изменение условий
Глава III. Современная финансовая политика Российской Федерации: проблемы и перспективы
3.1 Тенденции российской финансовой политики
В России директивно проводится политика сокращения финансового потенциала государства (табл. 1.1.), и вся перспектива экономического роста отдается частному бизнесу без должного учета его возможностей и присущих ему в России органических недостатков, связанных с исторической незрелостью, незавершенностью рыночной трансформации, криминализацией.
Таблица 1.1.
Тенденции сокращения
государственных доходов и
(в % ВВП)
Консоли- дированный бюджет |
1997 |
1998 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 (оценка) |
2004 |
2005 |
2008 |
доходы |
28,7 |
25,1 |
28,7 |
29,7 |
32,4 |
27,8 |
26,8 |
- |
- |
расходы |
33,9 |
30,7 |
26,8 |
26,8 |
31,3 |
26,5 |
24,8 |
23,2 |
22,5 |
Не решена и проблема инфраструктурных монополий, которые не показывают высокой эффективности, перераспределяют экономические ресурсы в пользу монопольного сектора и душат конкурентный сектор национальной экономики.
Жесткая ограничительная бюджетная политика проводится в отношении, как федерального бюджета, так и региональных и местных бюджетов, самостоятельность которых, несмотря на все усилия по разграничению полномочий, сужается, в том числе и посредством установления и требований исполнения федеральных стандартов.
В России проводится
специфический тип финансовой политики,
характеризующийся жестким
Критерием эффективности финансовой политики должна стать степень реализации целей и задач, обозначенных в президентском послании Федеральному Собранию РФ:
-как минимум удвоение ВВП до 2010 г.;
-создание современной сильной российской экономики и эффективного государства;
-преодоление бедности.
Эти цели преломляются в системе настройки финансовых инструментов, направленности и росте потенциала бюджетных потоков, возрастающем использовании ресурсов страны в решении задач развития социально-трудовой сферы. Социальные критерии эффективности финансовой политики так же приоритетны, как и обеспечение эффективного баланса финансовых потоков от сферы производства товаров и услуг к бюджетной системе (налоги) и от бюджетной системы к отраслям национальной экономики.
За тенденцией сокращения
государственных доходов и
В России бюджетная стратегия до 2008 г. продолжает наступление на потенциал государства и его экономические функции (табл. 1.2.).
В федеральном бюджете
на 2008 г. и программных документах
на среднесрочную перспективу
Таблица 1.2.
Основные параметры федерального бюджета РФ
2006 (отчет) |
2007 (отчет) |
2008 (проект) |
2009 (проект) |
2010 (проект) | |
Доходы | |||||
федерального бюджета |
6276,3 |
6614,2 |
6644,4 |
7465,4 |
8089,9 |
% к ВВП |
23,4 |
21,6 |
19 |
18,8 |
18,1 |
Расходы | |||||
федерального бюджета |
4281,3 |
5615,5 |
6570,3 |
7451,2 |
8089,9 |
% к ВВП |
16 |
18,3 |
18,8 |
18,8 |
18,1 |
Профицит |
1995 |
998,7 |
74,1 |
14,2 |
0,0 |
Чтобы преодолеть негативные тенденции в социальной политике, необходимо изменить типологию финансовой политики, усилить ее положительную социальную функцию. Эффективная финансовая политика должна стать рычагом формирования в России социально ориентированной рыночной экономики.
Оценка характера
типологии и стратегической направленности
проектируемой на 2008 г. и среднесрочную
перспективу бюджетно-
Оценка документов
не позволяет сделать вывод, что
они в необходимой мере и с
системой последовательностью реализуют
новые направления и идеи экономической
стратегии, обозначенные в послании
Президента РФ Федеральному Собранию.
Не обеспечиваются условия, требуемые
для удвоения объема ВВП к 2010 г. В
правительственных документах темпы
роста ВВП до 2008 г. планируются
на 30-35% ниже, чем это необходимо для
выхода на обозначенные рубежи. Неспособность
обеспечить реально возможные темпы
роста, гарантирующие удвоение ВВП
России, объясняется в
Сокращается на основе аргументов, отрицающих современный опыт и практику развития западных стран (США, Западной Европы), общий финансовый потенциал доходов федерального центра: доходы федерального бюджета (без ЕСН) снижаются с 15,7% ВВП (что и так в 2 раза ниже, чем в большинстве развитых европейских стран, в том числе Франции, Германии, Италии, Великобритании) до 15,1 % в 2006 г. В 2008 г. Проектируется снижение доходов федерального бюджета по сравнению с 2007 г. даже в реальном выражении на 4,9% [15]. Сокращение государственных расходов вследствие директивного сдерживания финансово-бюджетного потенциала, централизуемого в руках государства, сказывается не только на финансовом положении государственного сектора и бюджетной сферы, но и на общей динамики уровня жизни населения. Вопреки приоритетной задаче снижения уровня бедности прогноз и программа правительства предусматривают последовательное снижение темпов роста реальных (располагаемых) доходов населения: 2000 г. – 11,9%, 2001 г. – 8,5%, 2002 г. – 9,9%, 2003 г. – 9,2%, 2004 г. – 6,7(8,1%), 2005 г. – 6,7(8,1%), 2008 г. – 6,5(8,0%).
Отличительной чертой
следующего бюджетного года является
вступление в силу Федерального закона
от 4 июля 2003 г. № 95-ФЗ «О внесении изменений
и дополнений в Федеральный закон
«Об общих принципах
На 2008 год планировалось
изменение налогового законодательства,
предусматривающее
После одобрения
Государственной Думой РФ Федерального
Собрания РФ законодательных инициатив
Правительства РФ в отношении
снижения ставки единого социального
налога (с 35,6% до 26%) и перевода основной
массы натуральных льгот
Распределение единого
социального налога будет осуществляться
в следующем порядке: в федеральный
бюджет – 6,0% поступлений, в бюджет Пенсионного
фонда РФ – 14,0%, Фонда социального
страхования РФ – 3,2%, Федерального
фонда обязательного
Начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2008 год, бюджетному процессу на всех стадиях будет сопутствовать системная оценка планов и показателей работы всех органов исполнительной власти.
Предлагается при
определении рекомендуемых
Информация о работе Финансовая политика государства в условиях рыночных отношений